Христианство и крещение Руси

Клим Дорохов
 
  ХРИСТИАНСТВО.
  Христианство возникло в Палестине, но не как новая религия, а как ответвление от иудаизма - национальной религии евреев. Первые христиане по происхождению и воспитанию были иудеи. Свою деятельность христианские первосвященники начали с того, что сделали священную книгу иудеев Танах своей священной книгой, но назвали её иначе: Ветхий завет. Затем, Ветхий завет христиане дополнили Новым заветом, а вместе эти книги составили сборник еврейских сказок — Библию.
Как видим, христианство — это тот же самый иудаизм, но с изменениями и дополнениями, т.е. Новозаветный иудаизм. Следовательно, христианство является одной из авраамических религий и относится к национальной духовной культуре евреев.

  КРЕЩЕНИЕ — одно из ритуальных таинств христианства, в процессе которого осуществляется обращение в христианство физических лиц. Чтобы после крещения превратиться в христианина, язычник, например, должен был полностью отказаться от своего прежнего «Я»: он получал христианское имя, принимал христианские законы, обычаи, традиции и начинал новую жизнь в облике христианина. Таким образом, принявшие христианство люди утрачивали свою  прежнюю национальную идентичность, свой прежний духовный суверенитет,  полностью оказываясь во власти чужого Закона Божьего.               
  Первыми под влияние христианских миссионеров обычно попадали женщины. Потом они склоняли к приятию новой веры своих мужей, детей и внуков. Особенно миссионеры старались обратить в христианство руководителей государств, чтобы c их помощью сделать христианство государственной религией. 
  Первой крупной победой христианства стало крещение Римской империи. Мать императора Константина Великого, Елена (дочь простого трактирщика, ставшая сожительницей цезаря, отца Константина) была христианкой и воспитывала сына в уважении к этой религии. Константин же, став единоличным императором 325-ом году, сделал христианство государственной религией, хотя сам принял крещение только на смертном одре в 337г.               

  Крещение языческого государства (как и физического лица) также сопровождается необходимостью уничтожения всей его прежней языческой культуры. Понятно, что вместе с культурой постепенно прекращало своё существование и языческое государство. Для церкви не имели никакого значения ни национальность верующих, ни их национальная культура, вот  она и не ставила своей задачей их сохранения. Так было в Древнем Риме, так было в Древней Греции, так было и в Древней Руси. Так было везде, куда христианство приходило с целью покорения новых народов.               

   Уничтожение язычества — одно из основных условий воцарения христианства на новых территориях и это прямо прописано в каноне № 95 книги «Правил Св. Апостол и Св. Отец», которые являются обязательными для исполнения всеми священнослужителями христианской церкви.               
  Канон гласит: «Останки идолопоклонства — в изваяниях ли или в каких-нибудь местах, или в рощах, или в деревях, да истребятся. Должны быть сокрушаемы не только изваяния идолов и истребляемы и сокрушаемы жертвенники их, но если какой-нибудь остаток идолопоклонства сохранится, то и он должен исчезнуть, так чтобы памяти о нём не было».               
  Приходя к власти на новых территориях и следуя требованиям этого канона, христианская церковь повсеместно приступала к физическому уничтожению ценнейших сокровищ национальной истории и культуры: библиотек, храмов, статуй, надгробий, предметов домашнего обихода — всего, что по её мнению имело малейший признак язычества.               
  В результате, римская цивилизация на долгие годы погрузилась во мрак средневековья, озаряемый кострами святой христианской инквизиции, сжигавшей еретиков.
  И только когда западное общество осознало гибельную сущность христианского «окультуривания», на Западе наступил период освобождения общественного сознания от религиозной догматики и схоластики. Это время историки называют эпохой Возрождения, Реформации, Просвещения.
               
  КРЕЩЕНИЕ РУСИ.                
  До принятия акта крещения древняя Русь была чисто языческим Православным государством со своим Православным законом, основанном на народном обычае чтить и славить законы Природы и гражданские законы в виде Русской Правды, формировавшем в людях такие замечательные качества, как правдолюбие, правдомыслие и законопослушание. Летописцы сообщают, что еще до принятия крещения князь Владимир успешно «..пас свою землю Правдою, Мужеством и Разумом». 
  По преданию, в 988 г. во время Корсуньской военной кампании князь Владимир принял крещение, после чего вместе с приехавшим в Киев византийским духовенством он крестил народ на берегах Днепра. Далее, принявшие крещение киевляне по распоряжению князя стали уничтожать свои святыни (капища и иные символы народных верований) и возводить на их месте святыни чужие - христианские храмы с христианскими святынями.               
  Для укрепления на новых территориях христианской веры и церкви византийское духовенство хотело сразу же вместе с другими народными верованиями уничтожить на Руси и народное Православие. С этой целью греческие епископы советовали князю Владимиру организовать дальнейшее управление на Руси по византийскому образцу.               
  Говорят, что князь Владимир отнесся к их совету с большим сомнением и неудовольствием. По Православному закону на Руси преступления карались денежными штрафами, "вирами". Смертная казнь была, но только по закону о кровной мести. В целом народное Православие было основано на славлении дедовской Правды, к которой все давно привыкли, и которую простое самоуважение заставляло защищать "против чужаков, хотя бы и учителей в вере". Но, главное было не в этом.               
   Основная проблема заключалась в том, что тогда Византийской церковью управляли три силы: император, епископат и монашество. Они не только плодотворно сотрудничали между собой, но и периодически приходили в столкновение друг с другом.               
   Видимо, Князь Владимир  это  хорошо знал. Поэтому, посоветовавшись с княгиней Анной  и со своими детьми, он отклонил  предложение византийского духовенства стать иерархом церкви и издал церковный Устав, в котором четко разграничил юрисдикцию светского и церковного судов, сохранив таким образом  независимость своей княжеской власти от церкви.
   На будущее он завещал: « Не надо вступать ни детям моим, ни внучатам, ни всему роду моему до века, ни в люди церковные, ни во все суды их». Далее он  продолжал жить как язычник Владимир, хотя при крещении ему дали христианское имя Василий.               
  Народ Киевской Руси, после принятия князем крещения, разделился  на людей, которые "отринули Правду", приняли чужую веру и стали христианами; и на людей, которые формально, как князь Владимир, приняли крещение «под влиянием обстоятельств», но сами продолжали жить как язычники, оставаясь верными дедовскому Православию. Не трудно понять, что  на тот момент язычников и в княжеской дружине, и во всей Руси было подавляющее большинство. Поэтому решение князя Владимира остаться с большинством народа понятно и объяснимо.            
 Позднее не принявших крещение людей христианская церковь презрительно стала называть «варварами», «людьми второго сорта» или просто «неверными» и подвергать различным гонениям. Но благодаря сохранению независимого светского суда от церковного права и активному сопротивлению народа  процессу христианского "окультуривания", народное Православие продолжало существовать на Руси рядом с христианской верой вплоть до 17-го века. Историки это время называют периодом «двоеверия».               
  Однако церковный канон №95 в книге "Правила святых апостол, вселенских и поместных соборов, и святых отец" тоже существовал и заставлял христианское духовенство вести борьбу с язычеством. Поэтому борьба такая церковью велась и сопровождалась она не только разрушением языческих капищ и надгробий на погостах.
  Всякие предметы, имевшие хоть какое-то отношение к язычеству физически уничтожались. Предметы нематериального мира уничтожались методом поглощения: названия народных праздников и святых мест менялись на христианские, а ритуалы языческих обрядов и торжеств приспосабливались к христианскому закону.               
  Так же, как и в Римской империи, с приходом христианства на Русь настроение в обществе стало ухудшаться: вместо народного веселья и радости новая вера несла русским людям скорбь, плач и страдания; мазохистские самокопания и выискивание несуществующих грехов; уныние и бесплодные поиски смысла существования не в реальной, а в загробной жизни.                
  Куда более негативные последствия крещения Руси были в том, что при объявлении христианства государственной религией не принявшие её Православные язычники, которые раньше в своей стране были полноправными людьми, в одночасье превращались в настоящих изгоев. Существовавшая ранее удельная междоусобица в новых условиях дополнилась религиозным противостоянием. В святом писании от имени Иисуса прямо говорится:
"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её, и враги человеку домашние его(Евангелие от Матфея 10_34-36)".
   Поэтому сын, например, приняв христианство, мог "с чистой совестью" подняться против отца, а брат — пойти войной на брата. Грабить или даже убивать язычников стало делом богоугодным. Десятками в срубах заживо сжигались "за знакомство с нечистой силой" так называемые "богохульники", "еретики", "знахари", "ворожеи", "кудесники и колдуны".
Процесс христианского "окультуривания" русского народа был долгим и кровавым. Он быстро вёл общество к катастрофическому падению нравов.
   Об этом убедительно свидетельствует нам "Слово" Серапиона, архиепископа Владимирского (умер 1275г.), который за несколько лет до своей кончины в разделе "О маловерии" писал:               
   «Печаль глубокую ношу я в сердце о вас, дети мои! Никак вы не измените дурных своих привычек, всё богомерзкое творите вы на погибель души своей. Правду отринули, любви не имеете, зависть и лесть процветает в вас...Почему о безумии своём не скорбите? Даже язычники, закона Божьего не ведая, не убивают единоверцев своих, не грабят, не обвиняют напрасно, не клевещут, не крадут, не зарятся на чужое; никакой неверный (язычник) не предаст своего брата, а если кого постигнет беда, то искупят его и в нужде его помогут ему, и найденное на торгу всем покажут. А мы творимся вернии, во имя Божье крещени есмы и заповеди его слышаще, всегда неправды есмы исполнени, и зависти, немилосердия, братьев своих ограбляем, убиваем, неверным продаём; если бы могли, доносами, завистью свели бы друг друга...».               
  Перед нами ценнейший документ по истории Древней Руси, датируемый XIII веком, в котором автор даёт нам чёткое описание морального облика язычников и христиан. Удивительно, какой высоконравственный образ не принявших крещение людей описал христианский архиепископ, которого, согласитесь, трудно заподозрить в симпатии к язычникам и как, мягко говоря, не лестно он отзывается о братьях своих, которые были крещены во имя божье и жили по христианским заповедям.
   Этот исторический документ объективно свидетельствует, что крещение обернулось для Руси национальной катастрофой, сопровождавшейся кровавой междоусобицей на религиозной почве, нравственным разложением принявшего крещение народа и княжеской знати, которая уверовав в Христа и в свою исключительность, становилась более жестокосердной и деспотичной.