Об интервью Улицкой от 29 сентября 2019 года. Терн

Александр Терный
Об интервью Улицкой от 29 сентября 2019 года. Терный А.

Вначале дается краткая справка о названной известной писательнице. Смысл указывать на это? Она ведь известная. «В путинской России я враг только потому, что моя любовь к родине не равняется преданности режиму», - говорит Улицкая. А кто из писателей не мог бы повторить ее слов. Были ли ее книги под запретом. Их просто не печатали. Вот и весь запрет. Не интересны для широкого круга читателей. Детские книги хороши. Думаю, что в ней играет просто обида на свою непопулярность на родине. Да и на западе ее читают мало. Так запросов в интернете на чтение ее книг было в сентябре 1184. Это на русском языке. На английском – 0. Наверное в мире все  читают на русском. Хотя издается она на западе. Говорится, что из НИИ ее уволили за самиздат. Не уверен. Надо посмотреть, как сформулирован приказ на увольнение.
«Улицкую часто переводят и награждают разными премиями, и ее имя давно стало одним из самых известных в современной российской литературе. Каждая ее книга рано или поздно признается классикой». Ну, чтобы стать классиком- надо с изложением поработать. Начал читать «Лестницу Якова» и сразу же начал спотыкаться о построение предложений.  Само повествование интересное. Любой писатель в России всегда политизирован. И Улицкой далеко до Быкова, любимого мною автора-реалиста. Хотя я стараюсь читать лишь фэнтези. Скучно в нынешнем монетарном мире.  Назвать политическую систему России тоталитарной – нет оснований. Законы у нас чтут. Работает и пресса. Хуже в России с заработками и экономикой.  Здесь у Улицкой широкое поле деятельности. Путину экономику не поднять. Олигархи плевали на страну. А реальных капиталов нет. Новые производства не открываются. Военная отрасль исключение. Здесь у меня вопрос к Путину. Зачем он сделал акцент на гиперзвуковом оружие. Тут же в этом направлении начали работать и в Японии, и в США, и в Китае. А их экономики на голову российской.

- Я не стремлюсь понравиться миру. Кому я не по душе — пусть. Я не заставляю. И когда я пишу, я делаю это для тех, кто вокруг меня, знакомых, кто меня окружает. Я обращаюсь к ним, а если это интересно и другим, значит, вокруг меня много по-настоящему близких людей, пусть мне они не знакомы и я с ними, вероятно, так никогда и не познакомлюсь.
При том режиме приходилось создавать свое собственное пространство и свой собственный мир, чтобы выдержать и выжить в социальном, культурном, общественном и любом другом смысле. И да, если хотите, это и есть мир «кухни», о котором вы говорите. Государство никогда ничего мне не давало, да я и не просила. Мои отношения с государством сводятся к тому, что я исправно плачу налоги. Я всегда забочусь о том, чтобы все было аккуратно и вовремя. Такие у меня отношения с государством. И, как мне кажется, с моей стороны это честно.
Добавлю, что государство обучило Улицкую, скорее всего обеспечило жильем, дало темы для написания книг.

- Путин в моей жизни не занимает главного места, - говорит госпожа Улицкая. Не верится. Складывается ощущение, что свои книги она пишет для него. Читал ли он их? Надо задать ему этот вопрос на его брифингах.
-Мне не нравится тот факт, что человек, возглавляющий мою страну, вышел из КГБ. Я понимаю, что тайная полиция есть везде и существовала с первых дней человечества. Однако повсюду она вторая, а в моей стране это первая сила.
Где же Улицкая видела подобное. В США, в Англии? Хорошее у нее зрение. Там нет и слова правды. Запад повел себя не верно. Надо было поддерживать Россию в трудные 90 годы, тогда бы мы не потеряли веры в их ценности. А так- сплошная грязь. Постоянно хочется мыть руки. И какие гаденькие лица у Мэй, Меркель, Джонсона, Сквернялиса, Дуды, Абэ.
 
-Власть хочет быть вечной. Со времен Ивана Грозного и по сей день. И это проблема. Нам еще далеко до демократических идеалов (до смены президентов или правления в течение двух мандатов). Особенно далеки мы от понимания, что государство должно служить человеку, а не наоборот. В России эта идея как-то не приживается.
Согласен с Улицкой. Но ведь нет альтернативой замены Путину. Раньше голосовал за Явлинского? Но после его слов о Крыме, меня, как обрубило. Что, за Собчак что ли голосовать. Демократического крыла партий в России нет. Все партии находятся на содержании США. И деньги ми придется отдавать. Как? США передадут газовую и нефтяную отрасли. Германии машиностроение. Японии – электронику. Сельское хозяйство –Франции.

— Мы, в отличие от эстонцев, этого не умеем. И все же я уверена, что в России приходит новое поколение молодых, незапятнанных людей, которые изгонят этот дух и из нашей страны. Этим летом я ходила в Москве на демонстрацию за честные выборы. Там я тоже увидела тот контраст, о котором говорила. Я увидела там современных, красивых, одухотворенных молодых людей, которые хотят новой и честной России.
-А то, что все это была показуха, обрабатывание денег Запада. Как там таскали бедного ребенка – жуть. Наша полиция намного более гуманна, чем американская, французская, испанская.
На Украине не разогнали преступников, и вся страна объелась пирожками. Подавились даже.

- С одной стороны — молодые, веселые, не запятнавшие себя люди, а с другой — кордоны мрачной полиции в экипировке, защищающей режим. От этой картины перехватывает дыхание. Они — та сила, которая грядет и изменит Россию. Вы должны понимать, что 70 лет советского менталитета и страха наложили глубокий отпечаток на русских. Этот страх, въелся в мозжечок нации. Каждый с этим страхом должен справиться сам, спросив себя: «Откуда он? Нужно ли еще бояться? Разве не пришло время перестать бояться?» Разобравшись таким образом с самими собой, мы все вместе воспрянем.

Это тоже слова Улицкой. Но мне не увиделось молодых и красивых. Намного более симпатичными были полицейские. Сдержанные, уверенные в себе люди.

— Мир кардинально изменился. Мы живем в динамичное время. Эпоха империй прошла. Наша империя — последняя.

Отвечу и здесь. Да, придет время и из России  выйдет Чечня, Татарстан, объединятся Южная и Северная Осетия. Но маленькие народы не готовы  к выходу из империи – погибнут.
Есть империя США, Франции, Нидерландов, Англии, Испании. Формирует новую империю Китай. Пока еще рано радоваться.

— Многие говорят, что современный мир напоминает 30-е годы ХХ века, и в крупнейших странах мира, начиная с США и Великобритании вплоть до Восточной Европы, у власти стоят второсортные политики.
— Мне кажется, что сегодня мировая политика поражена вирусным заболеванием. Я имею в виду второсортных популистов. И все хотят править вечно. Возникает конфликт между обществом и государством. Государство побеждает, хотя на самом деле должно побеждать общество. Государство — это служебный аппарат, который должен служить обществу. Но нынешние мировые лидеры опираются на самые необразованные и примитивные слои общества. Те их поддерживают и являются залогом сохранения их власти. Поэтому Трамп, Путин, Джонсон, Орбан и многие другие так похожи друг на друга. Я бы хотела, чтобы миром правили просвещенные, умные и добрые люди. Будь я господом богом, так и было бы.
— Хождение по замкнутому кругу?
— Возможно, даже не по кругу, а по спирали. Хотя вообще это одно и то же.

Вот, с этим я согласен. Почитайте детские книги Улицкой. Противно не будет, хотя она и злобный человек. А что? Думали, Андерсен был лучше?