Еще раз о солженицынской апологии власовщины

Тимур Сергий Давлетшин
В 2018-м году отмечалось столетие со дня его рождения писателя Александра Солженицына. И сам год был объявлен в России как год Солженицына. Однако, несмотря на всяческое чествование писателя на государственном уровне, отношение к его фигуре в российском обществе на самом деле не однозначное.

Одна из главных претензий - власовская апология у Солженицына. Об этом уже много писалось. Хотя кое-кто пытается опровергнуть факт явной власовской апологии нашим неполживым писателем. К примеру, попытка опровергнуть сие в статье М. А. Назарова «Размышления в год Солженицына» на сайте "Движение "Сопротивление новому мировому порядку"":

«…обвинение: Солженицын прославлял предателей из числа РОА и РОНА.

Еще один бред, который очень популярен в патриотической среде. Если внимательно почитать главу, где это написано, то можно обнаружить, что нигде Солженицын не прославляет РОА или других. Он только анализирует тот факт, что существовал советский коллаборационизм в лице генерала Власова и его РОА. Однако из этого факта делать писателя защитником Власова конечно нельзя. Оценка РОА дана писателем довольно нелицеприятная: …А уж листовки, сообщавшие о создании РОА – “русской освободительной армии” не только были написаны дурным русским языком, но и с чужим духом, явно немецким, и даже незаинтересованно в предмете, зато с грубой хвастливостью по поводу сытой каши у них и веселого настроения у солдат. Не верилось и в эту армию, а если она действительно была — то уж какое там веселое настроение?.. Вот так-то соврать только немец и мог…
…Гитлер и его окружение, уже отовсюду отступая, уже накануне гибели, не могли преодолеть своего стойкого недоверия к отдельным русским формированиям, решиться на целостные русские дивизии, на тень независимой, не подчиненной им России. Лишь в треске последнего крушения, в ноябре 1944 г., был разрешен (в Праге) поздний спектакль: созыв объединяющего все национальные группы “комитета освобождения народов России” и издание манифеста (по-прежнему ублюдочного, ибо в нём не разрешалось мыслить Россию вне Германии и вне нацизма). Председателем комитета стал Власов. Только с осени 1944 года и стали формироваться собственно власовские цельнорусские дивизии…»


На самом деле назаровское «опровержение» как раз неубедительно для тех, кто внимательно читал провласовские главы Солженицына из его «Архипелага». Ибо кроме слов, приведенных Назаровым, прозвучали другие, куда более яркие. К примеру, в 3-м томе, части пятой, в главе «Обреченные» он пишет о тех, кто перешел на сторону нацистов:

«...да ничего бы не стоил наш народ, был бы народом безнадёжных холопов, если б в эту войну упустил хоть издали потрясти винтовкой сталинскому правительству, упустил бы хоть замахнуться да матюгнуться на Отца родного. У немцев был генеральский заговор, — а у нас? Наши генеральские верхи были (и остались посегодня) ничтожны, растлены партийной идеологией и корыстью и не сохранили в себе национального духа, как это бывает в других странах. И только низы солдатско-мужицко-казацкие замахнулись и ударили. Это были сплошь — низы, там исчезающе мало было участие бывшего дворянства из эмиграции, или бывших богатых слоёв, или интеллигенции. И если бы дан был этому движению свободный размах, как он потёк с первых недель войны, — то это стало бы некой новой Пугачёвщиной: по широте и уровню захваченных слоёв, по поддержке населения, по казачьему участию, по духу — рассчитаться с вельможными злодеями, по стихийности напора при слабости руководства. Во всяком случае, движение это было куда более народным, простонародным, чем всё интеллигентское "освободительное движение" с конца ХIХ века и до февраля 1917, с его мнимо-народными целями и с его февральско-октябрьскими плодами. Но не суждено было ему развернуться, а погибнуть позорно с клеймом: измена священной нашей Родине!». http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/gulag3.txt

Это у М.А. Назарова называется всего лишь анализом? По моему,иначе чем панегириком предателям это не назовешь. Получается, по Солженицыну, если бы не власовские «патриоты», наш русский народ был бы народом холопов, не более того. Почему-то Назаров не стал разбирать сей солженицынский перл, а ведь он звучит довольно часто в статьях обличителей Солженицына.

Есть у Солженицына и другие провласовские высказывания. Как они сочетаются с тем, что привел Назаров? Да очень просто! – Во-первых, Солженицын вовсе не был сторонником нацистов, никто из противников Солженицына такого вовсе не утверждал. Нацизм и коммунизм для него – одинаковое зло. Солженицын действительно был не удовлетворен власовским движением. Он хотел бы, чтобы РОА (власовская «Русская освободительная армия»), возникшая сначала как армия коллаборационистов, в будущем обрела независимость от немцев. Однако он не хотел понимать известной истины – от худого дерева не родятся здоровые плоды. Армия предателей никак не может превратиться в армию освободителей. Вообще вся картина власовства у Солженицына выглядит так, будто бы коварные немцы подло надули наивных власовцев, которые надеялись с их (немцев) помощью действительно освободить Россию от Советов.


На самом же деле сам факт сотрудничества с нацистами, какими бы высокими идеями он не прикрывался – есть зло, и даже если бы манифест власовцев не был ублюдочным, а был написан вполне русским патриотическим слогом, это сути бы не меняло.

Во-вторых, следует также особо отметить, что М.А. Назаров, утверждающий, что Солженицын не прославлял РОНА и РОА, привел цитату Солженицына, в которой ни слова не сказано о РОНА. РОНА (Русская национальная освободительная армия), созданная в Локотьском районе Брянской области, и возглавляемая сначала Воскобойником, а потом Каминским – похуже власовской РОА будет, потому что каминцы из РОНА были карателями, убивавшими в том числе и мирных жителей.

Между тем, о РОНА Солженицына тоже кое-что сказал. И сказал он следующее: «Мы не забыли и всенародное движение и Локтя Брянского: создание автономного русского самоуправления еще до прихода немцев и независимо от них, устойчивая процветающая область из 8 районов, более миллиона жителей. Требования локотян были совершенно отчётливы: русское национальное правительство, русское самоуправление во всех занятых областях, декларация о независимости России в границах 1938 г. и создание освободительной армии под русским командованием».

Как видим, ничего ублюдочного в программе каминцев Солженицын не узрел. Вообще как раз на прославление это очень даже похоже.

Итак, «бредовые» (по мнению М. А. Назарова) обвинения Солженицына не столь уж и бредовы. Прославление власовцев у Солженицына действительно имело место быть. Одного этого достаточно, чтобы перестать прославлять самого Солженицына.

На фото - каминцы в Варшаве в 1944 году при подавлении Варшавского восстания.