Гипноз

Любовь Витт
            
      
   Не перестаю удивляться возможностям нашей памяти: стоит услышать забытое слово, и тут же возникают какие-то ассоциации. Вот попалось на глаза слово "гипноз", и сразу мысли побежали в нужном направлении. Память услужливо отбросила меня на несколько десятилетий назад в то странное время, когда еще не было интернета, сотовых телефонов и всего того, без чего мы не представляем  день сегодняшний.

  Тогда я закончила первый курс театралки и приехала навестить своих друзей в маленький пограничный городок Термез, что в Узбекистане, на берегу мутной Амударьи граничащей с Афганистаном. По воле судьбы мне довелось прожить там два года, заканчивая среднюю школу.

Этот знойный городок  не зря считался одной из самых жарких точек Советского Союза. Запомнился он мне вечно припорошенным пылью, который заносил сюда  частый ветер с иноземной стороны, -"афганец", и ещё несметными тучами комаров, от которых не было никакого спасения.

Но Термез запомнился не только этим, а и друзьями, выпускным классом, первой школьной влюбленностью, (настолько яркой, что память о ней я пронесу через  всю  жизнь), в общем  всем тем, что называется чудесным словом - ЮНОСТЬ!

  В то время город был увешан афишами, сообщающими, что "К нам едет...Гипнотизер!" Само событие -гастроли, было  тогда очень редким. Понятное дело - городок закрытый.

 Так я и оказалась, с двумя подругами, в маленьком летнем кинотеатре Дома  офицеров среди  чужих и знакомых людей, желающих узнать еще неизведанное.

Наконец, на сцене появилось главное действующее лицо- гастролер-Гипнотизер: невысокий жгучий брюнет-армянин, лет сорока, в обычном темном костюме; и   пригласил желающих помочь ему в демонстрации своих опытов подняться на сцену .
   
А в ответ тишина.

 Все зрители, как по команде, низко наклонили головы, словно разом рассыпали мелочь из карманов.
Я даже испугалась, что представление может сорваться.
Но и  зрителей  можно было понять - городок маленький, многие друг-друга знают: по школе, по работе, по-соседски... И пришли они сюда не по одному, а целыми семьями, с детишками, которые, резвясь, бегали по проходу.

Желающих подняться на сцену не находилось!

 Мои подруги стали активно толкать меня в бок с двух сторон, иди мол...
- Только с вами,- ответила я, протягивая им руки. Девчонки мои согнулись в три погибели и уже испуганно поглядывали на выход, чтобы  вовремя сбежать.

- Усыпит, а потом...курить заставит! - пугала нас Валька первым, что пришло ей в голову.

- Ты что, куришь? - уточнила я.

- Да нет. Что ты! - потому и боюсь.

- Или раздеться заставит!..- вторила ей Галка.

Дальше этих страстей фантазии у них не хватило, и я поняла, что мои уговоры не помогут.

И тут в мою рисковую  голову пришла  шальная мысль - «Пойду одна!» - А что?
На миру и смерть красна! Сцены я в то время уже почти не боялась. Сказались поездки по воинским частям со школьными концертами.
« Была - не была!» - отчаянно подумала я и направилась  к сцене.
   
 
- О! Портовские пошли!.. Давай, покажи класс! - дурашливо крикнул какой-то парень, сидящий в компании друзей.
 Я оглянулась на него:
- А тебе слабо?!..

 Головы сидящих разом повернулись к кудрявому  крикуну. Ну какой парень ответит, что "слабо"?! Как говорится - "Слово не воробей"... и ему ничего не оставалось, как присоединиться. Начало было положено!

Тем временем Гипнотизёр стал действовать решительно: предложил зрителям сцепить пальцы рук за головой, и тех, у кого они потом не расцепились, помощник быстренько вывел на сцену. А что им оставалось делать?

Таким образом, "испытуемые",- мужчины и женщины, нервно хихикая, разнопёрстной струйкой сгрудились на сцене. Мне удалось запомнить только те подробности, которые касались лично меня. Я ведь тоже волновалась перед неизвестностью.

Гипнотизёр по очереди "усыплял" всех, то есть вводил в транс  и давал  задание... Кое-кто уже толкал  перед собой воображаемую швабру: туда-сюда-обратно, кто-то "подметал веником", другие болтались по сцене и трудно было понять, занимаются ли они уборкой сами или просто наблюдают за несуществующей домработницей. Зрители покатывались со смеху!

А про меня забыли. «Как так?!» - возмутилась я! Ведь это задание было для меня пустяковым.
Такими этюдами мы и занимались весь год: ведь самый первый контрольный урок по мастерству актера - упражнения на память физических действий, которые развивают внимание и воображение.

Наконец, "шеф" помотал и передо мной часиками на цепочке, как маятником, и пообещал в микрофон, что на счет "три" я тоже займусь уборкой в доме.

Я честно старалась попасть в царство Морфея, но мне даже зевать не  хотелось.
«Сплю-не сплю-какая разница?» - подумала я и резво приступила к исполнению.
 
Заняв середину сцены, я, в первую очередь, обозначила руками длину предполагаемой кровати, делая вид, что поправляю одеяло, затем "взбила" подушки, стараясь не нарушить восприятие зрителей, что это именно подушка,а не кухонная
тряпка, которую я просто тереблю в руках.

Что происходило на сцене, я не видела, я - творила! Я уже любила её, эту придуманную мной кроватку, в стиле ретро, на которую  "набросила "покрывало и, тщательно следя за руками, разглаживала невидимые складки. Этюд получился на тему -"У бабушки в деревне": с горкой из трех подушек. А закончила эту пантомиму  легким движением рук, эффектно набросив на них воображаемую  тончайшую накидку.

Не знаю, поверил бы мне К.С. Станиславский, но тогда  мне было достаточно удивления и аплодисментов публики...Картинка получилась!

«Ну, если и дальше так пойдет, то я еще немного продержусь на сцене, дуркуя  под сонную тетерю», - радовалась я своей смекалке. Уходить не хотелось - дело чести. Вышла-то первая!

Довольная собой, я поглядывала в зал на своих подруг и прослушала, что "шеф "
объяснял зрителям. Похоже, что задание  усложнили: "Булавка. Ладонь. Застегнуть". Это всё, что я поняла. Испытуемые казались мне столбиками из дремавших суррикатов. Гипнотизер медленно прошел перед строем, выбирая очередную жертву. Дошел до меня и остановился.

  Я скромно опустила глазки и вдруг увидела у него в руках...ЭТО! Если вы думаете, что в руках у него была обычная английская булавка, то вы ошибаетесь. От страха она показалась мне очень большой и крайне опасной. Почему-то больше всего пугало слово - "Застегнуть"!

 Бежать было поздно. Черные глаза Гипнотизёра внимательно смотрели в мои зеленые, которые все больше и больше расширялись от ужаса, и, когда они уже упёрлись в лоб, он  широко улыбнулся.
Он меня разоблачил! Это был провал!

Я чувствовала себя как, резидент, проваливший ответственную операцию. Можно было  не только снимать цветочный горшок с окна, но и наглухо задергивать занавесочки. «Дофикстулилась...Сейчас выгонит со сцены»,- решила я, но он прошел мимо.
А может самой сбежать? Но как я побегу в зал "спящей", загипнотизированной? От меня же все шарахнутся, как от зомби. Публика уже поверила в мою внушаемость!

Между тем раздался глухой стук, и стоящий недалеко от меня парень, тот, которого я взяла на "слабо", рухнул  на сцену, некрасиво раскинувшись в позе звёздочки на пляже. То ли в обморок брякнулся, то ли так крепко спал. "Наверное тоже булавки испугался! Слабак! А может её уже ему пристегнули? Но куда?!.. Или ему показали что-то более ужасное: побольше и поострее, вот он и сломался?" - лихорадочно  думала я.

Эх, жаль, что  сама  не сообразила упасть, а могла бы сделать это более изящно, даже в платьице. Мы это тоже проходили: расслабляешь тело, опускаешься на колени и спокойно, эффектно укладываешься  на бочок. Но упасть так, "бревном?!" Я бы не решилась."

И все же я не хотела покидать сцену. Мешало чувство неудовлетворения, как от несданного экзамена. «Надо же, уснуть не смогла по-человечески!» - злилась я на себя.
Между тем, кудрявого парня  подняли  и сопроводили в зал... досыпать, наверное.

Оставшиеся подопытные продолжали  жить своей очень интересной жизнью: одни, в состоянии транса, сомнамбулами передвигались по сцене, словно пациенты из "Палаты номер 6", тихого отделения, а кто-то, войдя в кураж, отчаянно отгонял от себя  то ли невидимых мух, то ли комаров, развлекая смеющуюся публику. Позже
одного мужчину уложили  горизонтально в воздухе, между спинками двух стульев! Зал ахнул!

Про меня опять забыли, впрочем, это меня уже радовало.

Но может гипнотизёр действительно обладал такой силой, что мог читать чужие мысли?.. Кто знает, но вскоре, он вывел меня на авансцену, подвел к микрофону на стойке и, после нескольких пасов, попросил... спеть песню!

Зря он пасировал...или пасовал над моей головой: из нее тут же, от страха, улетучилось всё, что я когда-то пела. Не знаю, что ожидали  услышать зрители, какие частушки, но я вдруг развела красиво ручки и ... из меня неожиданно для самой себя полетела песня...ни много ни мало, а самого Френка Синатры - "Незнакомцы в ночи", да еще и в оригинале - на английском языке!

 Strangers in the night
 Exchanging glances
 Wondering in the night
 What were the chances...

Зал притих, даже перестали в руках мелькать зеленые ветки, отгоняющие  тучи комаров.
Я не только пела, я еще пыталась  жестами донести смысл песни до явно не англоязычной публики. Получилось что-то вроде сурдоперевода.

На первой фразе - "Незнакомцы в ночи переглядываются"- я нежно протянула руки к небу, показав на невидимую луну, и помотала головой в разные стороны.

Дальше был маленький ступор: как показать жестами фразы -
 "Гадая в ночи, есть ли шанс, что мы будем любить друг друга, еще до окончания ночи"?
 Я решила не усложнять перевод гаданием на ромашке, а быстренько двумя пальчиками очертила перед собой сердечко и приложила правую руку к груди, напоминая место расположения души. В такой лирической позе продолжила петь дальше.

 Something in your eyes was so inviting,
 Something in your smile was so exciting,
 Something in my heart,
 Told me I must have you...

В конце  второго куплета  я нежно протянула гудочком  паровозика буквочку- Ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю...и вдруг с ужасом  поняла, что дальше текст не помню! Пришлось просто продолжить мелодию методом Ля-ля-ля-ля-ля.. Ля-ля-ля-ля-ля...

Ждать помощи было неоткуда. Зрители, замерев, с открытыми от удивления ртами, смотрели на меня, пораженные не столько самой песней, а тем, что я исполнила её на английском! «Внушил!.. Заставил!!» - наверное, думали они. Да и сам "Внушитель" стоял  рядом со мной какой-то задумчивый. Может он тоже искал ответ на этот вопрос? Мне ничего не оставалось, как повернуться  к нему и, по- дружески, спросить  на голубом глазу:
- Хватит?

Он вздрогнул и быстренько приступил к своим обязанностям:
- На счёт три вы проснётесь! - провозгласил он как-то уж очень мистически-торжественно.

На счёт-"три" - я резко "проснулась" и с удивлением  стала смотреть в зал, вроде не соображая, где я и что со мной. В общем, наиграла по полной программе, как говорят актеры - "на публику". Но неискушенные зрители об этом не догадывались и отчаянно хлопали.
 «Отработала!» - обрадовалась я.

А ларчик просто открывался: перед приездом сюда, у нас  в театре шла подготовка к спектаклю по пьесе американского драматурга Виньи Дельмар - "Дальше-тишина". Мы, молодые статисты, должны были в сцене, где главные герои сидят в ресторане, изображать  за соседним столиком весёлую молодежь и хором  исполнять эту песню. Вот поэтому она у меня и выскочила первой, так как  с краю в голове стояла.

 Конечно, от волнения экзамен на память я сдала не до конца, но, похоже, что всё же реабилитировалась за булавку. Я была благодарна уважаемому Гипнотизёру, что он не проводил меня со сцены  как никудышнюю помощницу, а дал мне возможность и самой оторваться, и других повеселить. Спасибо ему!

Кто-то из зрителей протянул артисту букет скромных садовых цветов. Он поклонился и с улыбкой вручил эти цветы мне. Я с гордостью смотрела на разноцветные, увядшие от жары лепестки, не зная, что с них и начнется отсчёт букетов от благодарных зрителей, служению которым я посвящу долгие годы!

 Но тогда я об этом еще не знала и, счастливая шла по проходу к подругам, которые хлопали  и смотрели на меня с таким  изумлением, словно не знали, на каком языке я сейчас с ними заговорю.
 Дальше представление продолжалось уже без меня...

  А подругам я не стала ничего объяснять и разочаровывать. Ответила лишь, что  ничего не помню. Пусть у каждого в жизни останется место для неразгаданных  тайн. Так жить интересней! Но, как сказали бы сегодня, - я сделала подругам... этот вечер!


(Фото-инет)