Однажды на Яман - тау

Татьяна Самань
Автор Мария Иванова поделилась со мной новой историей, ну а я в свою очередь делюсь со своими читателями. Случай - быль, про который Маша сама и повествует.
Приятного прочтения!

Хочу рассказать про интересный случай в походе на самую высокую гору Урала "Яман-тау".

Люблю их, «лучше гор могут быть только горы…», конечно, наши не такие высокие, как в фильме «Вертикаль», но я обожаю путешествовать там, любоваться ими.

Гора Яман-тау расположена в двухстах девятнадцати километрах от города Белорецка. После окончания 2 курса педагогического училища (колледжа) я записалась в группу, которая направлялась на эту гору. Нас сопровождал учитель физкультуры Юрий Петрович. Где пешком, где на попутках добрались до деревни Кузь-елга, (в переводе глаза реки, точно не переведу). Добрались к вечеру, остановились на ночлег у однокурсницы. Поужинав, завалились спать на сеновале. Здесь звезды казались такими огромными и близкими, стояла такая тишина, все, молча смотрели на небо, и незаметно уснули…

День выдался солнечный и по нашим расчетам на вершине мы должны были быть уже где-то к обеду. Гора была так близка, вершина каменистая, чуть ниже зеленел лес.

К нам подошел старик, расспросил, куда направляемся. Узнав, что путь на вершину горы, покачал головой и сказал Юрию Петровичу: «Гора-то с характером, трусов не любит, не уважает. Если вы не понравитесь ей, можете заблудиться, зря вы затеяли туда поход, пока не поздно оставьте это занятие. Вон порыбачьте на реке Инзере, позагорайте, искупайтесь. Я вам не советую, да и медведи там водятся». Нам стало даже интересно, как это гора может с нами  "играть в любовь-нелюбовь». Позавтракав, отправились в путь.

 Когда уже подходили к началу леса, погода резко начала меняться. Если полчаса назад было безоблачное, ясное небо, то тут солнце закрыли сначала пушистые облака, а еще через полчаса прогремел гром. Раскат грома прокатился по всему лесу, стало жутковато. Палаток у нас не было. Через час мы добрались до какого-то большого брошенного деревянного сарая. Половины крыши не было. Решили переждать дождь здесь. Парни готовили дрова, девушки – обед: кто чистил картошку, кто делал салат, кто готовил место для привала. Успели все таки пообедать, как хлынул дождь, да такой: крупные капли били по остатку крыши, под которым мы приютились, сверкала молния, грохотал гром… Тут Юрий Михайлович говорит: « Вот Яман- тау нас встречает, недаром в переводе (с башкирского) яман – злая, вредная, а тау – гора. Хочет показать свой "характер". Пришлось переночевать. Утром дежурные приготовили завтрак, остальные нехотя встали, сделали зарядку, покушали. Дождя не было, но было влажно, сыро. Тут показалось солнышко, и мы двинулись дальше. Шли по узкой мокрой тропинке. Вот лес кончился, дальше надо было прыгать по камням. Сначала было интересно, но вскоре начали уставать. Пришлось отдохнуть минут пятнадцать.

Вот и вершина, небольшая площадка. Я достала небольшой сувенир, в виде маленького обелиска, нашла плоский камень и цементным раствором закрепила его. Рядом оставили капсулу с письмом.

Только хотели тронуться, повалил густой туман, видимость «нуль», друг друга видели только вблизи. Юрий Петрович собрал всех «в кучу», не велел отходить от него ни на метр. Яман-тау капризничал, хотел нас или испугать, или испытать. А мы расселись удобнее и начали петь, и представьте себе, белые туманные облака поплыли медленно вниз, через минут десять засияло солнце, как будто тумана и не было. Мы двинулись по северному склону дальше…

Получается, что сначала своей шумной компанией мы горе не понравились,и она устроила нам громовой прием, а утром напугала туманом.

А вот наши песни ей видимо пришлись по душе!!!
Вот и не верь после такого разным предсказаниям!
 
К сожалению, все фотографии я вставила в альбом - отчет о походе, который сдала в библиотеку училища.

На следующий год надо было проходить практику в пионерском лагере и мне не удалось снова побывать на этой «вредной» горе. Рассказывали второкурсники, как их встречала и провожала гора: всё совпало до мельчайший подробности, ясная погода сменилась ливнем, густой туман… А раз все благополучно вернулись обратно, значит ребята тоже как то сумели задобрить злых горных духов.
 

Наверное не зря эту гору назвали Яман - что переводится с башкирского, как злой, вредный.