История человеческой глупости

Анатолий Католиков
Анатолий Католиков

ИСТОРИЯ    ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ    ГЛУПОСТИ

Начиная   рассуждения  об  истории   человеческой  глупости,  необходимо  во  избежании   недоразумений  определиться  с  категорийным  аппаратом. На  наш  взгляд,  в  данном  контексте   можно   говорить  об  истории  глупости,  во-первых,   человечества  в  целом  как  биологической  и  социальной  общности; а  во-вторых, истории  глупости  отдельных  индивидов - представителей   человеческого   рода.

Что  касается  человечества  в  целом,  то  главной  глупостью (можно  сказать,  всеобъемлющей)   стало  само  появление  указанной  общности, i. e.  это,  скорее,  глупость  не  человечества  как  такового,  а  глупость  субъекта,  явившегося  первопричиной  нашего   появления. 

Существует  немало  теорий   появления  человечества,  обоснованно-логичных  и  безмерно-фантастических,   теорий,  предлагающих  некие  доказательства,  и  теорий,  должных  быть  принятыми  на  веру,  имеющих  массу  сторонников  и  адептов   и  выдвигаемых  либо  сумасшедшими,  либо  людьми,  опередившими  наше  время. Перед  нами  не  стоит  цель  проведения  некоего  сравнительного  анализа   всех  гипотез. Однако, мы  постараемся  обосновать  наше  мнение,  чтобы  утвердить  читателя  в  нижеследующей  мысли: ни  одна  из  теорий  появления  человечества  не  свидетельствует  о  разуме  первоисточника  (субъекта)  указанного   появления   и,  тем    более,  о  разуме  объекта,  i. e. человечества,    ergo,  глупость  человечества  очевидна.

В  качестве  примера  к  вышеназванному  тезису   о  глупости  человечества  рассмотрим  некоторые  теории  его  происхождения.

1. Религиозная
Практически  у  всех  конфессий   существует  постулат  (основополагающий)  о   создании   человека  Богом  по  своему  образу  и  подобию.  Данное  положение  недоказуемо  с  точки  зрения  человеческой  науки  и  принимается  на  веру. Людям  предлагается  жить  согласно  определенным  установлениям  (в  христианстве - заповедям),  дабы  после  смерти  обрести  вечное  блаженство.  Жить   согласно  установленным  правилам  и  нормам  не  просто,  предполагается  большое  количество  самоограничений   и,  в  определенной  степени,  страданий.  И  можно  ли,  исходя  из  вышеизложенного,  назвать  разумным  существо,  принимающего   на  веру  обязательства  другого   существа,  пусть  даже  высшего, если  эти  обязательства  доведены  посредничеством   других  обычных  существ  (в  нашем  случае -  священнослужителей),  причем  полномочия   представителей  Бога  на  земле  надлежащим  образом  документально  не  удостоверены. Зная  породу  человека  как  биологической  особи,  можно  ли  гарантировать  безупречность,  честность  и  корректность   тех  людей, которые  преподнесли  нам  Божью  волю,  к  примеру,  2000  лет  назад.

Автора  нельзя  назвать  религиозным  человеком,  хотя  я  считаю,  что  общество  с  верой  в  Бога  лучше,  нежели  без  такой  веры. Я  не  опровергаю   его,  чтобы  ползти  к  нему  с  извинениями,  но  и  не  приемлю  его. Если  в  глубине  души  я  и  верю  в  некий  глубинный  смысл,  в  Der   Urgeist  (нем. - первичный  дух),  то  мой  путь   к  нему  скорее  эстетический (через  красоту  природы,  произведения  искусства),  чем  через  молитву.

Однако,  вышесказанное   относится   уже  к  обустройству  человеческого   общества,  а  не  к  причинам  его  появления. Коль  уж  человечество  живет  на  Земле,  то,  естественно, должно  руководствоваться   определенными  правилами  и  нормами  поведения,  и  религиозная  мораль   -  отнюдь  не  худшая  возможность  существования  общества. В  ином  случае  мы  получим  результаты  жизни  по  принципу  «Homo  homini  lupus  est»  (Человек  человеку  волк). 

2. Естественный  отбор  и  происхождение  видов Чарлза  Дарвина
Согласно  теории  знаменитого   британца    человек  произошел  от  древней  обезьяны   путем  естественного  отбора. Таким  образом,  нашими  ближайшими  родственниками  на  сегодняшний  день   являются  гориллы,  макаки,  шимпанзе,  мартышки     etc. - прямо  скажем,  не  лучшие  представители  природы.

Исходя  из  вышеизложенного,  трудно  говорить   о  разуме  существа,  которое,  впервые   взяв  в  руки  палку  для  того,  чтобы  сбить  банан,  в  дальнейшем, не  останавливаясь,  в  процессе  своего   развития  бросало  все  силы   не  для  достижения   гармонии  существования   общества  себе  подобных,  а  для  уничтожения    своих  соплеменников  и  сородичей    путем  непременного   усовершенствования  указанной  палки.  Кстати,  в  рамках  данной  теории имеется  еще  одно  подтверждение  безысходной  человеческой  глупости:  определенная  часть  наших  предков  отказалась  совершенствовать  ту  самую  первозданную  дубину,  ограничившись  совершенствованием  формы.

3. Человечество  суть  продукт  эксперимента   внешнего   разума
Не  исключено,  что   происхождение  человечества  является  результатом   неведомого  нам  эксперимента,  проведенного   неким  внешним  разумом:  инопланетяне, потомки  древней  Атлантиды  и  т. д.  Принимая  данную  теорию,  давайте  спросим  себя,  рассуждаем  ли  мы  о  разуме  крыс,  кроликов,  обезьян,  собак,  проводя   над  ними  жестокие  опыты  с  «благородной»  целью  облагодетельствовать  человечество.

4. Земля - зона,  человеки - заключенные
Согласно  данной  гипотезе  -  наша  земля  является  местом  ссылки    правонарушителей,  а  все  люди - заключенные,  совершившие  преступления  в  некоем  ином  мире. Срок  заключения  равняется  человеческой  жизни, смерть  суть  освобождение  и  возвращение  в  свой  мир,  попытка  самоубийства  - побег.  Но  еще  великий  комиссар  Мегрэ   говорил,  что  все  преступники - дураки,  и  мы  считаем,  что  данная  мысль   подтверждается   постоянно. Следовательно,  существа,  совершившие  преступления,  являются  глупцами,  и  тем  более,  если  они  позволили  себя  поймать  и  осудить.

Перейдем  к  рассуждениям  об  истории   глупости   отдельных  представителей  человеческого  рода. Вся  история   цивилизации  свидетельствует,  что  человек  как  биологическая  и  социальная  особь  не  только  порочен   по  своей  природе,  но  и  глуп. Никто  из  нас   не   может  сказать,  что    на  протяжении  своей  жизни  в  своих  поступках руководствовался  исключительно   разумом   и  не  совершал  глупых    деяний.

Человеческую  индивидуальную   глупость,  как  и  любое  явление,  можно  классифицировать  в  соответствии  с  определенными  критериями.  Таковых  критериев   существует  множество,  но  большинство  из  них  базируется  на  биологическом  и  социальном  статусе  индивида.  Приведем  лишь   некоторые  из  них:
; возрастной;
; социальный;
; религиозный;
; имущественный  или  экономический;
; этнический  или  национальный;
; политический  или  общественный;
; интеллектуальный;
; половой;
; другие  статусы.

Пунктиром   пройдемся    по  некоторым  из  указанных  критериев.

Возрастной. На  протяжении  всей  своей  жизни  человек    неразумен. Он  рождается  таковым  и, как  правило,  таковым  умирает.  Последовательность  человеческого  бытия  на  протяжении  всего  отведенного  неведомо  кем  срока   можно  изобразить следующим  образом:
; рождается  с  громким  криком  и  плачем;
; сует  в  рот  всякую  гадость  и  в  немереном  количестве  использует  памперсы;
; экспериментирует  со  спичками  на  сеновале;
; крадет  классный  журнал;
; ухаживает  за  представителями  противоположного  пола,  в  глубине  души  мечтая  о  простом  и  естественном  удовлетворении   похоти;
; делает  вид,  что  получает  образование,  при  этом  предпочитая  различного  рода  тусовки  или  посещение  пивной;
; делает  вид,  что  работает   или  занимается  собственным   честным  бизнесом,  при  этом   всячески  стараясь  обмануть  как  партнеров,  так  и  государство,  не делая  этого  только  из-за  страха  перед  неизбежностью  наказания;
; верит   обещаниям    кандидатов   в  депутаты  и  отчетам  собственного  правительства;
; верит  в  возможность   медицины  справиться  с  его  болезнями;
; анализирует  свою  жизнь  и  уходит  из  нее;

Социальный.  Очень  легко  поверить  в  тезис,  что  обычное  поведение  одной  социальной   группы   кажется  для  иной  группы  абсолютно  неприемлемой  и  глупой. Образ  жизни  богемы,  например,    неприемлем   для  большинства  обычных  людей.  Большинство   индивидов  не  могут  понять  «высокое  искусство»  (Феллини,  Малевич,  Виктюк), в  глубине  души  считает  его  глупым,  хотя,  как  правило,  восхищается  им,  проявляя  лицемерие,  что  само  по  себе  является  глупостью.

Религиозный. Исходя  из  принадлежности   к  различным  конфессиям,  глупым  выглядит,  например,  для  христианина - протестанта  внутренний  путь  самосовершенствования  монаха-буддиста   или  некоторые  нормы  даосизма,  как  впрочем   и  определенный   непримиримый  фанатизм  и  радикализм  ислама  по  отношению   к  гяурам. Для  любого  христианина   понятно,  что  любая  война   ведет  к  разрушению  и  боли,  причем  боли  не  только  чужой,  но  и  потенциально - к  боли  своей  собственной. И  уж  беспредельно  глупым   выглядит  ханжеское  рвение   неофита  любой  конфессии.

Имущественный  или  экономический. Проявление  глупости  человеческого  индивида  в  данном  критерии    можно  выразить   лишь   одной  фразой: если  ты  такой  умный,  то  почему  такой   бедный?.  Причем,  в  данном  случае, глупость,  содержащаяся  в  приведенном  вопросе,  обоюдосторонняя: как  у  субъекта,  так  и  объекта  вопроса,  ибо,  с  одной  стороны,  умный  человек   подобный  вопрос  не  задаст, а,  с  другой  стороны, только  глупый  человек  будет  общаться  с  людьми,  задающими  подобные  вопросы.

Этнический  или  национальный. «Что  русскому  хорошо,  то  немцу  смерть». Данная  пословица   прекрасно  иллюстрирует   то  обстоятельство,  что  каждый  этнос   в  глазах  другого   этноса   глуп  по-своему.  Очень  интересную  теорию   разработал  Михаил  Задорнов,  сравнив  нашу  Землю  с  телом  человека,  определив  каждому  народу  свое  место: мозг,  сердце,  желудок  и  т. д.

Политический  или  общественный. No  comment,  ибо  комментарий  невозможен  по  причине  его  бесполезности.

Интеллектуальный. Уровень  IQ  также  может  служить   определенным  показателем  проявления  человеческой  глупости. То  есть,  считается,  что  если  показатель  IQ   ниже  определенной  величины,  то  человек  необразован,  ergo  глуп.  Хотя  практика  человеческого  бытия   давно  доказала,  что  понятия  образование  и  ум   отнюдь  не  аутентичны. Билл  Гейтс,  например,  получил  высшее  образование, уже будучи миллиардером,  но  кто  назовет  его  глупым  человеком. В  то  же  время   огромная  часть  людей  считает  глупым  блестящего  ученого, но  совершенно  не  приспособленного  к  реальной  жизни   человека.

Половой. Пожалуй,  наиболее   яркий  образец  проявления  человеческой  глупости. Практически  все  мужчины   с  большим  высокомерием  относятся  к  представительницам  другой  половины  человечества,  считая  последних  прекрасным  и  необходимым   атрибутом  бытия,  но  слегка  неполноценным. Женщины  же,  в  свою  очередь, ощущая  себя  центром  вселенной,  благосклонно   воспринимают   существование   мужчин,  считая,  тем  не  менее,  что  главное  их  предназначение   заключается  в  создании  соответствующих  условий   для  удовлетворения  всевозможных  потребностей  женщины   (материальных,  эстетических,  сексуальных  etc.).

Самым  конкретным  образом   человеческая  глупость   нашла  свое  отображение  в  творчестве,  особенно,  в  творчестве  неформальном  (анекдоты,  пословицы,  сказки,  мифы). Более  того, для  человека   интересны  лишь  те  продукты  творчества,  которые  повествуют  не  об  ординарных  индивидах (каковых  большинство),  живущих  обычной  повседневной  жизнью и,  в  принципе,  и  не  желающих  иной  жизни, а  о  людях  иного  склада:   полицейские  и  воры; герои  и  негодяи,  ангелы  и  вампиры,  красавицы  и  чудовища,  авантюристы  и  святые. То  есть,  с  одной  стороны,  для  человека  представляет  интерес   аномалия   по  сравнению  с  его  образом  жизни,  что  само  по  себе  глупо,  ибо, к  примеру,  нормальный  кот    в  принципе  не  интересуется  жизнью  и  образом  жизни  Джерри-Островитянина  и   его  брата  Майкла  из  книг  Джека  Лондона,  так  как  этот  интерес  для  указанного   кота  не  рационален. 

С  другой  стороны,  с  точки  зрения     холодной  логики  неразумно   и  поведение  этих  объектов  интереса,  ибо  доминантой  их  поведения  является  некая  абстрактная  идея   либо  норма,  прямо  не  влияющая   на  сущность  его  жизни   в  ее  обыденном  понимании.

Исходя  из  вышеизложенного,  можно  сделать  вывод,  что  существование  человечества   на   Земле,  увы,  является   инородным  для  последней   явлением,  ибо  крайним  образом  отличается  от  образа  существования   всех  иных   существ  этой  планеты,  проявляя  это  отличие,  прежде  всего,  в  способности, желании  и   последовательности   разрушения  места  своего  проживания,  что  свидетельствует   лишь  об  одном: человек  и  человечество  в  это  время  и  в  этом  месте    беспредельно  глупы.