стр. 10. Деревня Токовые из маминых воспоминаний

Лариса 13
           Деревня Токовые появилась намного позднее, чем Спас-Лом и Новинка.  Не большое поле вблизи огромного леса манило к себе охотников на тетеревов и глухарей. Они ходили на тока, строили шалаши, а потом охотник по-имени Костя построил здесь дом. Для взрослых сыновей были построены ещё два дома. Так появился хутор Токовушка, со-временем разросшийся и превратившийся в деревню Токовые. Костя носил фамилию Беляев и половина жителей деревни были Беляевы. Всего насчитывалось домов двадцать пять, в которых жили семья Семёновых, три семьи Петуховых, Семья Бумагиных, три семьи Соколовых, семья Советовых и семья Беловах-Беляковых (Петя и Настя). Они поселились намного позднее. Затем две семьи приезжих - это Пономаренко и Тополо. Напротив нашего дома стоял дом  Татьяны  Ивановны, двоюродной сестры моей бабушки Нади. Она жила с дочкой Шурой и внучкой Ниной. Это была семья Смирновых.
           В  маминых воспоминаниях деревня оставалась такой, какой была во времена её молодости. Тогда было 25 домов и по-большей части это были дома большие и добротные. Не помнит, чтоб до войны были бедные семьи. Только семья тёти Маши Соколовой жила трудно. У них не было отца, брат Степан и сестра Наталья были слепыми, а у тёти Маши ещё было трое детей. Домик был маленький, но корова в хозяйстве была. Люди помогали им, чем могли. Вообще, народ в деревне был добрый: то вспашут усадьбу, просто помогая, то соберутся мужики и поработают на стройке, дранки надерут, брёвен нарубят. А женщины вместе лён убирают, а затем в одном хозяйстве, в другом все вместе мнут. Была взаимовыручка.
                Несколько семей выделялись в которых дети имели возможность учиться и получать образование, в том числе и моя мама.
                Спустя многие годы она с большой теплотой вспоминает деревню своего детства.  "Каждое лето я езжу в Токовые, и на кладбище проведать родные могилы, и проведать Таисью Андреевну. Стою около дома Семёновых, смотрю на запад, а там уже лес наступает на поле. Посмотрю на север, там был выгон - до боли знакомые места. Так хочется сходить туда, постоять бы молча на каждой полянке, хоть на миг окунуться в дорогие сердцу воспоминания.
               Разве можно забыть пять лип, что росли возле нашего дома и несколько лип у дома Советовых. Их много было по всей деревне.В июле, когда цвели липы, деревня пахла мёдом и у многих были ульи. У нашего деда была целая пасека в яблоневом саду. Счастливое было время.
                Детей в деревне было много и детство казалось таким счастливым, хотя родители работали от зари до зари. Старшие помогали взрослым, а маленькие жили, играли, как и все дети. Зимой катались на лыжах и даже коньках, на скачках и лодках. Скачки собирались в целые поезда, полозья смазывались смазкой, а сверху ложили доску, удлинняя поезд, все садились, кто-то спереди рулил, сзади толкали и разгоняясь, ехали по дороге. Родители опасались, что ноги переломаем.
                К востоку от деревне шла дорога на Согожу. На горе стояла ветряная мельница с крутящимся колесом с большими лопастями, а слева от неё густой хвойный лес, который называли Паранина нива. На северо-востоке от деревни Пеньковская выгорода - это светлый берёзовый лесок. Там много весёлых солнечных полянок, где растут грибы. Даже дети не боялись туда ходить собирать по канаве землянику. Там иногда пасли коров.
                Был пастухом у нас подросток Пешка из Сожеги, который прорубил просек длиной в полтора километра вдоль всей Пеньковской выгороды. Мы с подружкой Ниной Беловой решили по нему пройтись и посмотреть, но ужасно боялись. Когда закончился просек, за изгородью показалась большая поляна, а слева около леса шалаш и вокруг высокая трава не кошеная. Напуганные увиденным, мы бежали по просеке и упали в траву только когда показалась из-за леса деревня.
                В северном напрвлении за домом Пономаренко, в лесу шла дорога на Углу - это местность, где и река называлась Угла, а теперь и совхоз Угла и это не так далеко от ж/д станции Чёбсара, к которой дорога уходила на запад. На юго-запад от деревни тоже стоял большой лес, где в километре от дороги протекает Волков ручей. А называли так потому: будь-то бы там в половодье потонула волчица, в волчью яму в логово в половодье залилась вода.  Двух волчат она спасла, а остальных в холодной воде не успела спасти и её унесло полой водой. Когда вода спала, жители нашли мёртвую волчицу и осиротевший выводок."

(это воспоминания из дневников моей мамы)