Гл. II. По следу царской семьи. Град Тоболеск

Евгений Кошелев
    Тюмень молодого специалиста встретила неласково, поезд прибыл к началу рабочего дня. Я ехал легко одетым по- весеннему, в болоньевой курточке и летних туфлях. В Пензе конец марта это уже весна. Но Сибирь показала мне свой зимний характер в этот день, 26 марта 1973 года погода была морозной (наверное, было около 25 градусов мороза) и  немного мела поземка.

   Вокзал мне показался маленьким и грязным, много было шатающих и плохо одетых мужчин (бичи). Пешком я добрел до отделения дороги, благо он находился недалеко от вокзала. Мне в отделе кадров объяснили, как добраться до моей будущей работы - дистанции погрузочно-разгрузочных работ. И снова пришлось идти  пешком, в те времена работа общественного транспорта была слабо развита, да и городские дороги не все имели твердое покрытие.

 ***

   Сейчас конечно многое изменилось, построен современный железнодорожный вокзал, дороги города и области признаны лучшими из дорог России. Общественный транспорт города работает по всем востребованным направлениям. А напротив моего предприятия расположилось президентское кадетское училище.

  В Тюмени я проработал чуть больше полугода, после чего меня призвали в армию. После армии я вернулся на старое место работы, а еще через полгода, летом 1976-го меня направили работать в Тобольск начальником участка погрузочно-разгрузочных работ.

 ***

   «Град Тоболеск», так отмечал на своей чертежной карте Сибирской земли картограф и архитектор Семен Ремезов. Надо сказать, история Тобольска очень богата, и я со своей семьей неоднократно бывал в краеведческом музее города. Много читал об исторических событиях нашего края. Приходилось часто проводить своим гостям, как родственникам, так и коллегам, приезжающим в командировку, экскурсии по историческим местам города. Конечно, знал уже и о событиях, связанных с последними представителями царской династией Романовых.

  Вообще в Тобольске много мест, которые связаны с царской фамилией. Так путешествуя по Сибири 2 июня 1837 года, будучи наследником престола, город посетил цесаревич Александр. Он пробыл здесь два дня, побывал в драмтеатре и даже посетил городскую тюрьму.

  А в 1882 году тобольское купечество в знак признания заслуг императора Александра I построило на Плацпарадной площади (ныне Благовещенская) каменную часовню. Тем самым увековечивая память посещения цесаревича Александра. Был заложен и городской сад, впоследствии он был любимым местом горожан.

  В Тобольской губернии побывал и цесаревич, будущий царь Николай II. Находясь в  путешествии по Сибири и Дальнему Востоку в 1891 году, он побывал в Сургуте. Здесь ему подарили солонку, выполненную тобольским художником Знаменским М.С. из кости мамонта.

 Но обо всем по порядку…

 ***

   Начало семидесятых годов для старинной столицы Сибири были дурным сном. К такому наплыву  молодежи, который с каждым месяцем прибывал большими партиями, город явно не ожидал. А все начиналось с решения правительства СССР построить на берегах реки Иртыш гигант нефтехимии.

 
  В связи с интенсивным освоением нефтегазовых месторождений Западной Сибири строительство железной дороги продолжили до Сургута и далее на Север. В это же время начиналось строительство Тобольского нефтехимкомбината, его строили всей страной. Будущий гигант нефтехимии был объявлен комсомольской стройкой. В своей книге журналист, писатель Л.М. Неменова « Тобольские горизонты» (изд. Политиздат М, 1981 г.)  ярко описывает события того времени и восприятие местными жителями этой «стройки века»:

 « … Нигде, пожалуй, так не хранят традиции, как в старых городах, и нигде не расстаются столь трудно с привычным жизненным укладом. Тобольск, замкнутый, ревниво хранящий свои исторические реликвии, был крепким орешком для строителей комбината…».
   
 ***

    В это время я и очутился в «нужное время и нужный час»  в Тобольске. И как говорится, вся эта суматошная жизнь происходила на моих глазах. Волею судьбы я был одним из многих ее участников.

  Участок дистанции, на котором мне предстояло работать, открыли всего за три года до моего прибытия.

 Текучесть кадров лихорадило работу участка: низкие зарплаты, отсутствие жилья, плохие условия работы не привлекали потенциальных рабочих. Начальники участков менялись ежегодно, но мне деваться было некуда, я недавно женился. А все новое для меня всегда было интересно. Сначала пришлось пожить в вагончике на территории грузового двора, а потом мне представили служебную однокомнатную квартиру в железнодорожном поселке рядом со станцией.

 ***

  Здесь мне хочется рассказать об одном эпизоде своей студенческой жизни. На втором курсе, в нашу группу добавились десятиклассники (они поступали в техникум на базе школы-десятилетки). С одним из парней я подружился, он был городским. Мне часто приходилось ездить к нему домой. Вместе со Славкой, так звали моего нового товарища, мы делали задания. Я помогал ему по немецкому языку и теоретической механике, а он  мне математику и черчение. В свободное время Славка играл на баяне и часто пел старинную русскую песню об атамане Ермаке:

 « Ревела буря, дождь шумел,
    Во мраке молнии блистали,
    И беспрерывно гром гремел,
    И ветры в дебрях бушевали…»
 
  В то студенческое время я не мог предположить, что спустя несколько лет « ветры в дебрях» занесут меня на «дикий брег Иртыша». А моя жизнь почти на два десятилетия будет впредь связана с этим суровым, но удивительно красивым и историческим краем…

 ***
   
  Конечно, работа занимала у меня много времени, семья с этим мерилась. Пришлось бросить учебу в институте, я учился заочно. Руководство дистанции выражало мне часто свое неудовольствие из-за этого, участок первые годы не выполнял план. Но постепенно все наладилось. Усилия мои не пропали даром, и, несмотря на большой спрос в городе на рабочие руки в связи со строительством нефтехимкомбината, создался костяк коллектива.

  Для выполнения задач на комсомольской стройки рядом со станцией Тобольск было построено четыре вахтовых поселков – Лесной, Временный, Дружный и ТЭЦ. Это давало возможность подобрать кадры и для своего участка. Зарплата работников с увеличением объемов работы постепенно повышалась. Приходилось налаживать связи с предприятиями получающие грузы по железной дороге. Для чего выходил на контакты и с исполнительной властью города и районов. Наш участок обслуживал город и три района – Тобольский, Вагайский, Ярковский и частично Уватский.

 ***

   Так однажды я оказался по работе в администрации Тобольского района, кабинет главы Тобольского района располагался в кабинете опального царя.  Чем глава района очень гордился (в 70-х годах прошлого века был Зернов, отчество и имя не помню), а его окружение постоянно рассказывало об этом новым посетителям.

   В советское время подробностей пребывания в ссылке царской династии Романовых было мало. И только в 90-е годы прошлого столетия начали об этом официально писать. Стали доступны архивные документы, что позволило историкам узнать новые исторические события, связанные с проживанием семьи Царя Николая II.

  Здание находится в подгорной части города (Нижний посад) в районе улиц Мира и Ершова. Перед зданием была небольшая площадь, до революции она называлась Плацпарадной. В настоящее время  администрацию перевели в другое место, а здание отдано под музей царской династии Романовых.

  Каменное двухэтажное здание постройки конца XVIII века.  Ранее принадлежал тобольскому купцу И. Куклину, а с 1828 года по 1917 год здание  являлось резиденцией Западно-Сибирского генерал-губернатора, Тобольского губернатора.
 
 И вот по решению Временного правительства в марте 1917 года было принято отправить царскую семью в Тобольск подальше от столицы. Ранее арестованного царя держали под усиленной охраной в Царском  селе. В Тобольске  царская семья находилась в ссылке с августа 1917 года по апрель 1918 года. И как пишут историки, царская семья жила здесь хорошо настолько, насколько позволяла жизнь в ссылке. Семью поселили на втором этаже, первый этаж занимала охрана и прислуга. Находясь вдали от столицы, от новой власти, хоть им и не представлялась свобода, они чувствовали себя спокойнее. Как пишут историки, Николай II соблюдал распорядок дня, он не гнушался и простой работы. Приставленная прислуга из местных жителей вспоминает, как он чистил от снега дорожки, колол и пилил дрова.

 ***

  Историки спорят между собой: одни утверждают, что последний царь династии Романовых вместе с членами своей семьи посещал молитвы в часовенке, построенной в память о его деде. Другие заявляют, что царская семья ходила молиться в  Благовещенскую церковь. Она находилась на углу улицы Пятницкой (ныне ул. Мира), это юго-восточная часть Плацпарадной площади. Ее судьба печальна, в 1930 году она была закрыта, а в послевоенные годы прошлого столетия разрушена.  Ее они посещали небольшой период - с 8.09. 17 год по 25.12.17год.

  Но однажды в эту церковь доставили из Абалакского монастыря священную икону Абалакской матери. Во время службы было пропето «многие лета…»  царской семье. Разразился скандал, после чего Романовым было запрещено посещение церкви. Церковь находилась в юго-восточной части Плацпарадной площади. Ее судьба печальна, в 1930 году она была закрыта, а в послевоенные годы прошлого столетия разрушена.

   Весной 1918 года новая власть Советов (а она была неустойчива, в стране начиналась гражданская война) приняла решение переправить членов царской семьи в город Екатеринбург. Попытки вывезти царскую семью из Тобольска принимались  неоднократно, и что это за представители, к какой политической партии они относились, в то смутное время было определить сложно. Если в Тобольск царская семья прибыла на пароходе водой, то в  апреле 1918 года царскую семью под усиленной охраной отправили обозом сухопутным путем до Тюмени. Начался последний этап вынужденного путешествия царской семьи, у которого все больше просматривался трагический исход…

  Продолжение следует.

P.S. На снимках: 1- Александровская часовня; 2- здание губернаторского дома, ныне музей семьи императора Николая II;