Во всем есть смысл. Усену Дорога к Телецкому озеру

Сергей Маркелов 89
- Кто ты!? - всматриваясь помутневшим взглядом, спросил он.
- Усену, ты не узнаешь меня? Я Хое! Помнишь вертолетную площадку?
- Площадку!? Помню… Кажется. А вот тебя… Нет!
- Я друг твоих друзей - Шуаша, Иты, Вихшы!
Эти имена заставили Усену призадуматься, и напрячь память. Роясь в ней, как крот в земле, в поисках сладеньких червячков, барс все яснее вспоминал происшествия того злополучного утра. До тех пор, пока не вспомнил последние минуты перед взрывом.
- Хис! Ты видел ее, она была со мной! Ну же отвечай, чего молчишь?! - вытянул шею барс, впившись широко раскрытыми глазами в волка.
- К сожалению, я нашел только тебя! - поникнув головою, ответил Хое.
- Нет! Только ни это… Риш этого не переживет! - прошептал Усену, и попытался встать, прямо на глазах изумленного волка. Который, видя, как тяжело досталось ему, был крайне удивлен тем, что собственные раны беспокоили его меньше, чем судьба друзей.
- Надо идти! Может сможет ее отыскать.
- Не спиши, ты еще слаб! – подбежал Хое и поддержал барса. - Подкрепись, и отдохни!
Усену молча, опираясь на Хое, подошел к еде, лег рядом и начал есть. С явной неохотой и отвращением ко всему, что его окружало.
- Скажи… Может ты знаешь.  Риш, Ита, и другие…Целы… Им удалось скрыться!? - говорил Усену в перерывах между однообразным жеванием пищи.
- Видя, твое состояние, я бы лучше солгал, но я не могу, - вздохнул Хое.
- Риш прыгнул след за вами, и исчез в реке.
- Что?! – воскликнул барс, отшвырнув от себя еду. - А остальные!?
- От охотников им удалось уйти. После взрыва, люди сели на лодку и уплыли к озеру. Но… 
Хое медлил, не зная, как продолжить.
- Но, что?
- Они попались! Сиваох выследил их, сразу после того, как люди уплыли, он застал их врасплох…
- Что!? А где же был ты?! Стоял и наблюдал со стороны?! Ты видел все и ничего не сделал! – вспылил барс, вскочив на лапы.
- Уйди! – оттолкнул Усену волка, когда тот кинулся поддержать его.
- Еще другом моих друзей называешься!
- Усену послушай…
- Нечего мне слушать, уйди, пока я тебя… - огрызнулся он, но боль сковала его.
- Усену я понимаю, каково тебе, ты потерял семью, друзей, ты изранен и измотан, но не отрекайся от помощи! Еще не все потеряно.
- Не все потеряно!? Не все!? Ты посмотри на меня! У меня нет сил - охотники, волки, волки – человек, повсюду одни враги! И все они хотят причинить мне и мои друзьям боль. Разве это жизнь!?
- Нет, это выживание! – тихо отвечал Хое, понимая правдивость его слов.
- Но почему так!? Неужели мы не заслужили большего?! – взмолился барсю
Не в силах держаться на лапах он рухнул на землю. По его щеке потекла горькая слеза боли и отчаяния.
- Усену, послушай… Все делается не без причины… Во всем есть смысл.
Усену ничего не отвечал, сохраняя молчание, он пополз из последних сил к реке. Хое все понял, и не стал следовать за ним, решив оставить его на время одного.
- Во всем есть смысл!? Ха! Конечно!
Бесился барс, еле поднявшись на лапы, и стал расхаживать взад и вперед вдоль реки.
- Моя мать погибла - и в этом тоже был смысл!? Люди хотят лишь одного - убийства – в этом тоже есть смысл!? Есть смысл и сейчас! Ну да! Остаться одному – вот в чем смысл моей жизни! Нет! Человек еще ответит! Слишком долго я отступал. Они убили мою мать, лишили семьи, сестры, а теперь еще и друзей! Пора мне остановить их. Ни шагу назад! Либо я – либо они! Человек думает, что он сильнее, что ему все позволено. Хватит! Пора взять инициативу в свои лапы!
С этими словами Усену, сильно надавил на камень лапой.
- Вот что его ожидает!
Усену склонил голову и закрыл глаза, ему хотелось плакать, но он держался. Столько выпало на его голову бед, и до сих пор он не давал эмоциям выход. Они копились, нависая, как над пропастью, и сейчас сорвались. Барс не стерпел и рухнул на гальку. Слезы потекли из глаз, и он глухо засопел, весь содрогаясь от рыданий. Усену сам не знал, почему он плачет, ведь надежда еще была, но он не мог ничего с собой поделать. Закрыв левой лапой лицо, он опустил вторую в воду. Резкое пощипывание, отвлекло его. Он поднял глаза, мокрые и красные от слез, и увидел, что вода вокруг лапы окрасилась в алый цвет. Он поднял ее, вместе с водой в реку начали стекать капельки крови из ранки на подушечках лапы.
- Решено! – после минутного раздумья и созерцания собственной крови, произнес барс, сжав лапу и ударив ей по воде.  Во все стороны полетели брызги ало-красного цвета.