Богословская Антропология
Бытие как духовное явление
Что такое бытие. Продолжение.
«Бытие» как таковое, как «сущность» или «существование», не могут быть познаны «сознанием» напрямую, ибо «сознание», само находясь в «бытийности», в «бытийной среде», в «течении бытия», не имеет критериев его независимого от самого «сознания» исследования. «Сознание» может лишь косвенно судить о своём «бытии» по тем своим возможностям, силам и способностям, которыми оно обладает, совершая те или иные действия в своём «бытии». Поэтому, главной проблемой и особенностью познания «бытия», является взаимодействие и взаимосвязь «бытия» и «сознания», «объекта» и «субъекта», объективной и субъективной сторон реальности.
Эта особенность познания «бытия» открывает дорогу к возможности понимания того, что познание как таковое не является процессом получения только рациональной, логической и интеллектуальной «информации»; получение «знаний» о «бытии» - это более широкий процесс, в котором логика и когниции выступают формализующей, организующей и несущей «волной», той основой, на которую нанизан, к которой привязан намного больший объём другой «информации»: чувственной, иррациональной, нелинейной, требующей особых методов восприятия. Познание «бытия», то есть «познание как таковое», оказывается только началом, первым шагом к тому, что называют «созерцанием как таковым» или «созерцанием» нашим «сознанием» своего «бытия», в котором высшие уровни предстают перед нами как «познание в общении» и как «общение есть главная и основная познавательная сила» нашего «сознания».
Понимание «созерцания» как единства «познания в общении», приводит нас к мысли о возможности того, что «сознание» имеет возможность получить «знание» о своём «бытии» не только из самого себя, но и из вне себя. Такие «знания» обнаруживаются тем, что, содержась в «сознании», они не имеют для себя в самом «сознании» никаких предпосылок! - Эти знания не выводимы из того, что «сознанию» известно и оно никак не может их доказать или проследить тот источник, из которого они получены. Но, тем не менее, эти «знания» присутствуют в «сознании» на каком-то изначальном и основополагающем уровне, как убеждение совести или нравственный императив. Это, например, такие «знания»: «бытие - это любовь», «бытие - это благо и добро», «зло - это небытие и иллюзия бытия». Эти «знания - убеждения» интересны тем, что имеют свойства нравственного принуждения «сознания» к принятию их истинности, но совершенно никак не связывают «волю» нашего «сознания», не заставляют «сознание» насильно строить своё «бытие» исходя из этих «знаний». Эти и подобные им «знания», касающиеся нравственности и духа «бытия сознания», его этики: нрава и морали, получили название внешнего или откровенного «знания», касающегося «сознания» и его «бытия».
Откровенное «знание» предлагает нам единое восприятия «бытия», как блага, целостности и единства, которое доступно только блаженному «сознанию», отвергающегося «греха»: стремящемуся научиться любить, желающему «добра» и избегающему «зла». Все структурно-типологические анализы «бытия» необходимы лишь тому «сознанию», которое стремится установить своё положение между «добром» и «злом» для того, чтобы определить свой путь приобщения к любви и то, что ему необходимо изменить в себе, с целью успешного следования по этому пути.
Одной из общепринятых схем подобного анализа, которую можно было бы принять «сознанию» как начало определения своего нравственного положения и нравственного качества, состоит в следующей классификации форм или уровней и видов «бытия»:
Уровни или формы «бытия»:
- «Актуальное бытие» - «бытие», наличествующее в данный момент времени;
- «Потенциальное бытие» - «бытие», в данный момент времени ещё не возникшее, но для которого возможно стать актуальным: в принципе или для данного «сознания».
Эта категориальная пара «актуальное бытие» и «потенциальное бытие» как раз и определяет «существование» нашего «сознания» и «созерцание» им своего «бытия» как движения, течения или процесса. То есть их взаимодействие показывает нам «сущность» взаимоотношения «бытия» и «сознания» как феномен «времени», одну из характеристик «созерцания» как «функции сознания в бытии». Кроме того, мы имеем право сделать вывод о том, что «созерцание» является процессом становящимся и неопределенным в своём развитии, как раз в силу того, что «воля» нашего «сознания» остаётся свободной, не подвергаясь никакому нравственному принуждению извне самого себя. С этой точки зрения, любая «вещь» в своём «бытии», в каждый настоящий момент времени, «актуальна» лишь нравственным качеством «созерцания» нашим «сознанием» её «бытия»; и в тот же, каждый момент времени, любая «вещь» в своём «бытии» существует как «потенциальное бытие», так как она может обладать «иным бытием», в котором она «созерцается» в «ином» нравственном качестве. Поэтому «бытие» и «время» любой «вещи» являются непрерывным свидетельством нравственного качества своего «созерцания» нашим «сознанием».
Приводимая схема выделяет следующие виды «бытия»:
- «Бытие мира», «бытие вещей», «предметное бытие» или «материальное бытие». Ещё его называют «бытием природы» и подразделяют на:
- «бытие 1-ой природы» - предметов, явлений и существ в естественно-природной среде; и
- «бытие 2-ой природы» - предметов, явлений и существ, усовершенствованных и изменённых человеком, освоенных, прирученных и приспособленных им для своих практических нужд;
- «Бытие человека», которое делится на:
- «внутреннее бытие», «индивидуальное бытие» или «психическое бытие» - пребывание человека в общении с самим собой; и
- «внешнее бытие» - пребывание человека среди «вещей» и использование их в практических целях;
- «Социальное бытие», которое делят на:
- «персональное бытие» - взаимодействие человека с обществом как социального субъекта; и
- «общественное бытие» - существование общества как целостной многоуровневой системы;
- «Духовное бытие», «нравственное бытие» или «этическое бытие» - это «сознание» конкретного человека, которое может пребывать в смешанных и перетекающих в друг друга индивидуальных, личностных и личных формах. Некоторые считают, что смешанные или промежуточные формы возможны только в индивидуально-личностных состояниях «сознания», а личное состояние «сознания» - человек как лицо, есть характеристика только обоженного состояния «сознания», которое достигается им при обретении «святости» и «блаженства». В «духовном бытии» ещё выделяют две формы:
- «индивидуализированное духовное» - соответствующее «нравственному» и «этическому» состоянию «сознания»; и
- «надындивидуальное духовное» - устанавливающее связи «сознания» конкретного человека с его «надсознанием» и «сверхсознанием» человечества.