6. Что такое бытие. Продолжение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление

Что такое бытие. Продолжение.

«Бытие» как таковое, как «сущность» или «существование», не могут быть познаны «сознанием» напрямую, ибо «сознание», само находясь в «бытийности», в «бытийной среде», в «течении бытия», не имеет критериев его независимого от самого «сознания» исследования. «Сознание» может лишь косвенно судить о своём «бытии» по тем своим возможностям, силам и способностям, которыми оно обладает, совершая те или иные действия в своём «бытии». Поэтому, главной проблемой и особенностью познания «бытия», является взаимодействие и взаимосвязь «бытия» и «сознания», «объекта» и «субъекта», объективной и субъективной сторон реальности.
Эта особенность познания «бытия» открывает дорогу к возможности понимания того, что познание как таковое не является процессом получения только рациональной, логической и интеллектуальной «информации»; получение «знаний» о «бытии» - это более широкий процесс, в котором логика и когниции выступают формализующей, организующей и несущей «волной», той основой, на которую нанизан, к которой привязан намного больший объём другой «информации»: чувственной, иррациональной, нелинейной, требующей особых методов восприятия. Познание «бытия», то есть «познание как таковое», оказывается только началом, первым шагом к тому, что называют «созерцанием как таковым» или «созерцанием» нашим «сознанием» своего «бытия», в котором высшие уровни предстают перед нами как «познание в общении» и как «общение есть главная и основная познавательная сила» нашего «сознания».
Понимание «созерцания» как единства «познания в общении», приводит нас к мысли о возможности того, что «сознание» имеет возможность получить «знание» о своём «бытии» не только из самого себя, но и из вне себя. Такие «знания» обнаруживаются тем, что, содержась в «сознании», они не имеют для себя в самом «сознании» никаких предпосылок! - Эти знания не выводимы из того, что «сознанию» известно и оно никак не может их доказать или проследить тот источник, из которого они получены. Но, тем не менее, эти «знания» присутствуют в «сознании» на каком-то изначальном и основополагающем уровне, как убеждение совести или нравственный императив. Это, например, такие «знания»: «бытие - это любовь», «бытие - это благо и добро», «зло - это небытие и иллюзия бытия». Эти «знания - убеждения» интересны тем, что имеют свойства нравственного принуждения «сознания» к принятию их истинности, но совершенно никак не связывают «волю» нашего «сознания», не заставляют «сознание» насильно строить своё «бытие» исходя из этих «знаний». Эти и подобные им «знания», касающиеся нравственности и духа «бытия сознания», его этики: нрава и морали, получили название внешнего или откровенного «знания», касающегося «сознания» и его «бытия».
Откровенное «знание» предлагает нам единое восприятия «бытия», как блага, целостности и единства, которое доступно только блаженному «сознанию», отвергающегося «греха»: стремящемуся научиться любить, желающему «добра» и избегающему «зла». Все структурно-типологические анализы «бытия» необходимы лишь тому «сознанию», которое стремится установить своё положение между «добром» и «злом» для того, чтобы определить свой путь приобщения к любви и то, что ему необходимо изменить в себе, с целью успешного следования по этому пути.
Одной из общепринятых схем подобного анализа, которую можно было бы принять «сознанию» как начало определения своего нравственного положения и нравственного качества, состоит в следующей классификации форм или уровней и видов «бытия»:
Уровни или формы «бытия»:
- «Актуальное бытие» - «бытие», наличествующее в данный момент времени;
- «Потенциальное бытие» - «бытие», в данный момент времени ещё не возникшее, но для которого возможно стать актуальным: в принципе или для данного «сознания».
Эта категориальная пара «актуальное бытие» и «потенциальное бытие» как раз и определяет «существование» нашего «сознания» и «созерцание» им своего «бытия» как движения, течения или процесса. То есть их взаимодействие показывает нам «сущность» взаимоотношения «бытия» и «сознания» как феномен «времени», одну из характеристик «созерцания» как «функции сознания в бытии». Кроме того, мы имеем право сделать вывод о том, что «созерцание» является процессом становящимся и неопределенным в своём развитии, как раз в силу того, что «воля» нашего «сознания» остаётся свободной, не подвергаясь никакому нравственному принуждению извне самого себя. С этой точки зрения, любая «вещь» в своём «бытии», в каждый настоящий момент времени, «актуальна» лишь нравственным качеством «созерцания» нашим «сознанием» её «бытия»; и в тот же, каждый момент времени, любая «вещь» в своём «бытии» существует как «потенциальное бытие», так как она может обладать «иным бытием», в котором она «созерцается» в «ином» нравственном качестве. Поэтому «бытие» и «время» любой «вещи» являются непрерывным свидетельством нравственного качества своего «созерцания» нашим «сознанием».
Приводимая схема выделяет следующие виды «бытия»:
- «Бытие мира», «бытие вещей», «предметное бытие» или «материальное бытие». Ещё его называют «бытием природы» и подразделяют на:
- «бытие 1-ой природы» - предметов, явлений и существ в естественно-природной среде; и
- «бытие 2-ой природы» - предметов, явлений и существ, усовершенствованных и изменённых человеком, освоенных, прирученных и приспособленных им для своих практических нужд; 
- «Бытие человека», которое делится на:
- «внутреннее бытие», «индивидуальное бытие» или «психическое бытие» - пребывание человека в общении с самим собой; и
- «внешнее бытие» - пребывание человека среди «вещей» и использование их в практических целях;
- «Социальное бытие», которое делят на: 
- «персональное бытие» - взаимодействие человека с обществом как социального субъекта; и
- «общественное бытие» - существование общества как целостной многоуровневой системы;
- «Духовное бытие», «нравственное бытие» или «этическое бытие» - это «сознание» конкретного человека, которое может пребывать в смешанных и перетекающих в друг друга индивидуальных, личностных и личных формах. Некоторые считают, что смешанные или промежуточные формы возможны только в индивидуально-личностных состояниях «сознания», а личное состояние «сознания» - человек как лицо, есть характеристика только обоженного состояния «сознания», которое достигается им при обретении «святости» и «блаженства». В «духовном бытии» ещё выделяют две формы:
- «индивидуализированное духовное» - соответствующее «нравственному» и «этическому» состоянию «сознания»; и
- «надындивидуальное духовное» - устанавливающее связи «сознания» конкретного человека с его «надсознанием» и «сверхсознанием» человечества.