Глава 7. Легко ли быть сильной

Тамара Злобина
    Предыдущая глава:http://proza.ru/2019/09/29/1220

Оказывается, кроме Валерии, ещё и мама видела, как я влепила Володьке пощёчину.
На следующее утро она мне устроила разнос.
-Что за манера, Людмила, привлекать к себе внимание? Даже в Новогоднюю ночь ты не могла обуздать свой характер!
-Ты, мама, тоже вчера показала себя во всей красе! - парировала я. - Порхала по подиуму, как легкомысленная бабочка. Когда это ты успела научиться с таким изяществом вальсировать? Насколько я помню, это тебе раньше не удавалось.

-Что ты знаешь обо мне? - с горечью ответила мать.
-Ты права, - мама, - согласилась я, - я ничего о тебе не знаю. Но моя ли в этом вина? Ты так и не научилась доверять людям... Ты даже мне не доверяешь - своей дочери. Разве я виновата в твоих бедах?
Мать усмехнулась в ответ:
-В какой-то мере виновата…
-Потому ты мне и мстишь?! - с трудом сдерживалась я.
-Что ты дочь?! - не то удивилась, не то возмутилась Анисья Павловна. - У меня даже в мыслях этого не было… Как-то само получается... Видимо, боль до сих пор гнездится в душе, и я от неё никак не избавлюсь.

-А ты расскажи, поделись ею со своей дочерью, - предложила я. - Боль, поделенная на двоих уже не боль, а только её половина.
-Не хотела я, Мила, сваливать на тебя свои беды и проблемы, - ответила она.
-Время пришло, мама. Я уже выросла — выдержу.
То, что рассказала мама, меня просто ошеломило. Оказывается она появилась в очень интеллигентной семье: отец был в то время старшим научным сотрудником в одном из Новосибирских институтов, а её мама преподавала французский в одной из школ города.

-В шесть лет я начала заниматься в школе бальных танцев, и у меня, говорили все, неплохо получалось, - рассказывала мать. - Моя мать была очень красивой женщиной — поклонников даже тогда у неё было немало… А папа отличался ростом, статью и невероятной синевы глазами. За них его и полюбила мать… Как она говорила. И я ей верила, потому что сама любила папу. Очень.
Когда мне было 10 лет, мать влюбилась в одного хлыща и ушла из семьи... Папа меня не отдал. Да я и сама не пошла бы: не могла простить предательства… Вскоре мать с хлыщом уехали куда-то в Европу… Поговаривали, что она ему там родила двойню — два пацана.

Я смотрела на маму во все глаза и не могла никак поверь, что это не выдумка, что это правда.
А она продолжала:
-После этого отец совсем упал духом. Он, видимо, надеялся, что она одумается и вернётся… Но после рождения этих близнецов, его надежда рухнула, и похоронила папу под своими обломками… Он стал прикладываться к бутылке, и в течение года скатился на дно. С работы его уволили, и он стал перебиваться случайными заработками, которых едва хватало на еду… И то, если я успевала забрать у него деньги — если не успевала, он всё пропивал… Какие уж тут танцы, когда я вечно была голодна?

Наступило тягостное молчание. Было видно, что маме тяжело даются эти воспоминания, и я уже пожалела, что настояла на разговоре. Но она продолжила:
-Когда мне исполнилось двенадцать, отец замёрз на улице, не дойдя до дома всего квартал… А ведь ему можно было помочь! Но ни один человек не остановился, ни один не помог… Отца похоронила за счёт государства, а меня отправили в детский дом… И началась совсем другая жизнь — пусть сытая, в сравнении с тем, что было последние год-полтора, но полная ненависти и зла… Дети, получившие их в прошлой жизни, возвращали сторицей другим своим, ни в чём не повинным, собратьям… Там я научилась отстаивать себя, став жёсткой и скрытной… Прости, Мила, свою мать... Я, действительно, разучилась доверять людям. Я там «замёрзла». Как мой папа. И не могу отогреться до сих пор.

-Но это же страшно, мама! - воскликнула я. - Это не жизнь — это ад… Милая моя, если бы я знала… Разве я стала бы вести себя так?
-Вот этого я и боялась, - с хрипотцой в голосе выдала мама, - что ты будешь меня жалеть.
Я только посмотрела на неё, ничего не сказав в ответ. Спросила:
-Что было дальше?

-Дальше?… - словно из  какого-то параллельного мира, ответила мама. - Одна из воспитательниц сказала мне:- «Если хочешь выбраться из этого ада, девочка, ты должна хорошо закончить школу и постараться поступить в институт. Только так ты сможешь выбиться в люди»… И я старалась. Не поверишь, но я закончила школу с серебряной медалью и поступила в медицинский институт… Как же я радовалась тогда! Была просто на седьмом небе от счастья… Карабкалась, цеплялась, как могла, только бы получить специальность. Мыла лестницы, подметала дворы, даже иногда подменяла знакомую женщину, которая нянчила детей… Денег, конечно, не хватало… Хотелось хоть немного быть похожей на тех девушек, что учились рядом со мной. Думала: - «Если бы не моё лицо, изрытое оспой, я ещё могла бы на что-то надеяться… Ведь у меня яркие, папины глаза»...
Так я прошагала три курса...

Мама помолчала пару минут, видимо, собираясь с силами.
-Всё изменилось, когда один из предметов на четвёртом курсе у нас стал преподавать Василий Родионович Данилов… Молодой, холостой, как всем девчонкам казалось, особенный… Откуда только взялся он на мою голову?! Странно, что из всех студенток он стал выделять меня. И это не понравилось девицам, которые в глаза называли меня замухрышкой… Вот тогда назло им я стала отвечать на взгляды Василия Родионовича. Знать бы тогда, чем всё это закончится… Когда я поняла, что беременна, испугалась не на шутку. Сначала боялась ему признаться. А, когда однажды нечаянно услышала разговор Василия с одной из тех девиц, что презирали меня, поняла, что я нужна ему только в качестве постельной принадлежности… Сначала хотела руки на себя наложить: с моста прыгнуть, или с крыши. Потом подумала, что некоторые будут только рады этому… Не захотела доставлять им радость - просто забрала документы и уехала куда глаза глядят, ничего никому не сообщив...

-Ну, мама, ты даёшь?! - изумилась я. - Только из-за одного, услышанного мельком, разговора так ломать свою жизнь? Нужно было хотя бы поговорить с этим… Родионовичем. А, если всё было совсем не так, как ты решила? Что, если это всего лишь «слова из контекста»?
-Я просто испугалась, дочка, - ответила мама. - Так испугалась… Решила, что меня не за что любить… Можно только развлекаться.
-А дальше, дальше? - настаивала я.
-Дальше я попала в Ивановку. Поначалу и тут было не сладко: и сплетни, и кривотолки, и шипение в спину… Хорошо директор оказался неплохим человеком и поддержал: выделил комнату, когда узнал, что я ушла с четвёртого курса меда взял на работу помощником зоотехника…

Мама как-то криво усмехнулась и сказала:
-Мечтала лечить людей, а стала зоотехником… Ты не думай, дочь - я благодарна судьбе и за это… Ведь могло быть намного хуже. Если бы я поддалась тогда панике… То ни меня, ни тебя не было уже на этом свете… Быть сильной оказывается не так просто. Намного труднее, чем быть слабой.
Мне так хотелось пожалеть маму, прижать её к своему сердцу, чтобы она поняла, как я ей благодарна, но побоялась, что она опять подумает об этой самой ненавистной жалости, к  которой и я всё время испытываю отвращение. Видимо, оно передалось мне от неё по наследству.

-Ты не пыталась потом узнать, что стало с моим отцом, той девицей, которая «подсидела» тебя? - спросила я, пересилив своё волнение.
-А зачем? - удивилась мама. - Что изменилось бы, если я узнала?… И потом: жизнь моя как-то устоялась, наладилась... Я не одна - у меня есть ты. И мне больше ничего не нужно.
-Что же ты теперь разрешила разместить своё портфолио в «Службе знакомств»? - улыбнулась я. - Захотелось пощекотать себе нервы?
-Не себе, - в ответ засмеялась мама. - Твоему Володьке… Поэтому и отказывалась от всех «кавалеров», что приходили ко мне на сайт.
-Он такой же мой, как и твой, - буркнула я недовольно.
-Ну, мне он подойдёт только в качестве зятя —  никак иначе.
-Мама, не начинай! - начала сердится я. - Если бы ты знала, что он сделал, говорить так не стала!

Тут я перехватила её взгляд и поняла, что она всё знала.
-Как ты могла, мама?! - возмутилась я. - Знала и ничего не сказала…
Она ответила совсем не то, что я ждала:
-А знаешь, мне Володька сразу понравился. Настоящий мужик. Не то, что некоторые.
-Он что твой сын?! - запротестовала я. - Ты меня должна поддерживать — не его.
-Ты сейчас  не права, дочь, - строго посмотрела на меня мама. - Подумай хорошенько. Не говори ничего - просто подумай.

Хотела встать и уйти, но это выглядело бы так же по детски, как вчера,  когда я влепила Володьке пощёчину.
Постаралась взять себя в руки и вернуться к нашему разговору.
-Ну и что это было вчера? - изобразить улыбку  не получилось.
-Я просто попыталась забыть всё, что было со мной, - ответила мать.
-Тебе это удалось, - отреагировала я. - Вчера ты превзошла себя. Я была просто шокирована.
-Скажешь тоже! - слегка порозовели щёки мамы.

Было видно, что она хочет сказать мне что-то, но опасается нарваться на крутое словцо.
-Говори уж, - разрешила я, было интересно, что у неё в загашнике.
-Мне звонила Валерьевна, - начала мама - чтобы не путать имя, Анисья Павловна называла хозяйку по отчеству.
-Ну и что? - не поняла я.
-Владимир сегодня подал ей заявление на уход. - продолжила мама. - Сказал, что возвращается домой… Больше ему тут нечего делать.
-Она подписала заявление? - с трудом выдохнула я.
-С отработкой в две недели, - осуждающе посмотрела на меня мать.

Я закусила губу. Говорить ничего не хотелось, хотя мысли налетали, как оводы и жалили с невероятной силой.
-Так и будешь сидеть? - поинтересовалась мама. - А кто несколько минут назад настаивал, что нужно было хотя бы поговорить… Повторяешь мои ошибки?
-Мы же с тобой близкие родственницы…
-Может он просто тебе не нравится? - предположила мать.
-Нравится, - честно призналась я.
-Так в чём дело? Звони! Беги! Пока не поздно.
-Куда звонить? - чуть не плача отреагировала я. - Куда бежать? Я не знаю ни его номера, ни его адреса.

-Горе ты моё! - ответила мама. - Сейчас, подожди.
Она дотянулась до своей сумочки, достала из неё клочок бумаги.
-Возьми адрес. Иди. Немедленно!
Только когда я уже была на улице, осознала, что она всё-таки взяла надо мной верх — заставила идти к Володьке против воли. Даже не поняла, как это у неё получилось. Мама может быть убедительной.

Шла, как во сне, с каждым движением замедляя шаг. Даже не представляла с какими глазами явлюсь к Володьке. Понимала, что и слова не смогу сказать ему. Шла не поднимая головы, пока, наконец, не упёрлась в какого-то мужчину. Только тогда подняла голову. Это был он.
Сказали одновременно:
-Вот, гуляю.
И засмеялись, понимая всю глупость своего «оправдания».

Володька признался:
-Я шёл к тебе.
Я повторила за ним:
-Я шла к тебе.
И добавила:
-Прости. Я была не права.
-Это я был не прав, Мила. Прости меня. - ответил он. - Я думал только о себе.

Видимо, от смущения я ляпнула первое, что пришло на ум:
-Ты подал заявление... Хочешь уехать?... Но почему, почему?!
-Мне показалось, что ты меня ненавидишь, - признался Владимир. - Всё потеряло смысл…
И добавил, глядя в глаза:
-Ты правда ненавидишь меня?
Взгляд его выдержать не смогла — он словно прожигал насквозь.
Закрыла его глаза ладошкой.
-Нет-нет! Что ты?… Я не могу ненавидеть тебя…
Он отнял мою руку и, поцеловав ладошку, сказал:
-Я люблю тебя.
Повторила за ним:
-Я люблю тебя…
И заплакала.
-Глупышка, - засмеялся Володька и крепко меня обнял.

     Продолжение:http://proza.ru/2019/10/03/539