О чем молчит Каменный пояс глава 38

Владимир Леньков
38
    После серии тяжёлых боёв отряды Красной армии под командованием Блюхера, в разы превосходящие войско атамана Дутова, подошли вплотную к Оренбургу. 31 января 1918 года в результате совместных военных действий с большевиками, засевшими в городе, им удалось захватить его. Атаман Дутов решил после этого не покидать территорию Оренбургского войска. Он отправился в центр 2–го военного округа – город Верхнеуральск, который находился в стороне от центральных дорог, рассчитывая там продолжить борьбу и сформировать новые силы против большевиков.
     Ситуация ещё более осложнилась тем, что большевики своей жестокой политикой озлобили основную часть оренбургского казачества, до этого нейтральную к их власти. Уже весной 1918 года на территории 1–го военного округа дополнительно началось активное повстанческое движение казаков, которое возглавил съезд делегатов 25 станиц с его штабом во главе с войсковым старшиной Д.М.

                ***
     До Верхнеуральска Михаил со своими сослуживцами добирались через оккупированную немцами Украину и через западную часть Советской России почти полтора месяца. В это время здесь находился штаб войска атамана Дутова. Их разоружили и арестовали конные казаки атамана вечером в степи, в нескольких километрах от города. Они их решили для надёжности расстрелять, приняв за красных разведчиков. Михаил показал уряднику свои документы и сказал, что он направляется к атаману Дутову с важным секретным устным сообщением от генерала Деникина. Должно быть, Михаил был достаточно убедителен в своей легенде, поскольку урядник засомневался и на всякий случай приказал своим казакам их связать и отвести под конвоем в штаб.
     В штабе их поместили на гауптвахту, где они и провели всю ночь. Утром арестованных привели в дежурку к дежурному сотнику. «Зачем пожаловали к нам товарищи красные комиссары?» – первое, о чём с ухмылкой он спросил у них, вставая из–за стола. «Я, капитан Михаил Петрович Каличев, являюсь представителем его высокопревосходительства Антона Ивановича Деникина. Попрошу вас, сотник, обращаться ко мне согласно уставу, как к старшему по званию. Эти люди со мной.        Разговаривать я буду только с атаманом Дутовым» – резко ответил Михаил. «Почему же вы тогда, господин капитан, или как вас там, в солдатской шинели и без погон?» – поинтересовался сотник, внимательно разглядывая Михаила.
     «Да потому, что мы добирались до вас, пройдя не одну сотню километров по красным тылам. Неужели вы полагаете, что мы могли бы проделать этот путь в парадных мундирах?» – вопросом на вопрос ответил Михаил. Сотник в это время внимательно рассматривал документы Михаила, которые у него отнял вчерашний урядник. «Ну что ж, хорошо, допустим. Этих двоих отвести на гауптвахту до выяснения, а вы, капитан, пока подождите здесь. Я доложу о вас атаману. Баранов, развяжи ему руки» – приказал он уряднику и удалился из дежурки.
    Дежурный вернулся назад минут через 20. «Атаман вас ждёт, только прошу без глупостей. Если что, я пристрелю вас, даже не задумываясь, кем бы вы там ни были» – предупредил сотник Михаила. Затем они вместе прошли через приёмную в кабинет Дутова. Атаман сидел за широким дубовым столом, заваленным бумагами. «Я вас внимательно слушаю капитан» – обратился он к Каличеву, оторвав взгляд от документов. Михаил, молча, посмотрел на сотника, который стоял рядом с ним, положив руку на расстёгнутую кобуру револьвера.
    «Оставьте нас наедине» – приказал атаман сотнику. «Слушаюсь, ваше превосходительство, но если что, то я буду за дверью» – ответил он Дутову и поспешно вышел из кабинета. «Прошу прощения атаман! Я действительно капитан Каличев, офицер из штаба генерала Деникина, но никакого сообщения у меня для вас нет. Я с двумя солдатами из охраны штаба Деникина пробирался к вам с Украины после событий мятежа генерала Корнилова, намереваясь продолжить здесь борьбу с большевиками в рядах вашего войска» – доложил Михаил атаману.
    «К чему же вам тогда весь этот спектакль капитан?» – удивлённо спросил Михаила Дутов. «Всё дело в том атаман, что ваши казаки хотели нас расстрелять, приняв за красных лазутчиков. И поверьте, наверняка бы это сделали, если бы не моя легенда. Если вы сомневаетесь в правдивости моих слов, то можете легко их проверить. Меня многие знали на Юго–Западном фронте, когда я командовал 1–м батальоном 13–го стрелкового полка «Железной дивизии» Деникина» – ответил Михаил.
     «Это лишнее капитан, я сам прекрасно вас помню, как адъютанта по особым поручениям при штабе Деникина. Мне импонирует ваша находчивость, чувствуется выучка генерала Маркова. Я, пожалуй, вас и ваших людей направлю в район станицы Изобильной к полковнику Донецкову. Он формирует сейчас казачий полк. Вы возглавите у него казачью сотню. Он подробно введёт вас в курс дела. Форму и сопроводительные документы получите у дежурного сотника Ленькова, который вас привёл сюда. Можете завтра же отправляться в Изобильную с вашими людьми и приступать к службе.    Счастливого вам пути! Да, и скажите, чтобы дежурный зашёл ко мне» – сказал Дутов, заканчивая разговор. Михаил вышел из кабинета и присел в приёмной на потёртый кожаный диван в ожидании сотника Ленькова, которого вызвал к себе атаман.
    «Прошу прощения, господин капитан. Ошибка вышла насчёт вас. Сотник Леньков Сергей Николаевич, урождённый донской казак станицы Каргинской, которого война занесла в Оренбургские степи» – представился Михаилу вышедший из кабинета сотник, и протянул ему руку. «Бывает, я на вас не в обиде. Служба есть служба. Спасибо вам за то, что хотя бы не расстреляли» – ответил Михаил и дружески пожал сотнику руку. «В качестве компенсации за причинённые неудобства я приглашаю вас с вашими товарищами на ужин» – предложил сотник, направляясь вместе с Михаилом в дежурку.

http://proza.ru/2019/10/02/248