Вечно живой образ смерти

Шалюгин Геннадий
   

     Лев  Толстой  перед смертью сказал: «Не понимаю…». О смерти  создано  несчетное  количество произведений. Когда-то и я  мечтал написать  диссертацию по истории русской литературы именно   с таким    названием – «Вечно живой образ…».  Наиболее  характерное  изображение  смерти -  скелет или старуха с  косой. В русской музыке  известны  «Песни и пляски смерти» Мусоргского. В чем  их особенность?
     Интересно  высказывание Г.В.Свиридова  в  беседе с  Г.Образцовой (запись  в  дневнике композитора от декабря  1981  года).  Смерть  у  Мусоргского - вовсе не  скелет: у  него «сама Смерть выступает  в качестве действующего  лица. У  Мусоргского она  является  <…>  в человеческом  образе. Ей приданы  типические черты  живого человека, и это не  вызывает у нас  какого-либо протеста,  ощущения фальши и неправдоподобия.
   Он взглянул на  Смерть не  как на  зло или несчастье,  а поднялся на  более высокую  точку  зрения,  он понял,   что эта стихия – такая  же,  как  Жизнь. И  бытие человека - есть переход  из  одной  стихии в другую,  из  дня в ночь,  из  движения к покою.  Подобная  же  мысль руководила им  при сочинении пьесы  «Катакомбы»  из  «Картинок с выставки»,  где  Мусоргский  сам  как  бы  живой   входит в  царство Смерти,  разговаривая  «с  мертвыми на мертвом  языке».  Общение стихий продолжается:  он  пишет (слова в нотах):  «дух  умершего Гартмана  ведет меня   к  черепам,  черепа  тихо засветились». Свет этих  черепов и есть ответ безмолвного царства   на  звуки его музыки,  этим  светом  оно приветствует пришельца».
    Читая  эти строки,  невольно  думаешь: какое счастье,  если бы  неизбежная  смерть  приходила к  нам  как   величественная, всепримиряющая  и  всепоглощающая  музыка…  Замечательный поэт  Борис Чичибабин,  устав от жизни, призывал  Матерь-смерть  убаюкать его, как  ребенка… Другой известный поэт, С.Гандлевский,  сказал:  «Смерть -  Юрьев  день».  Дождемся  ли отмены  Юрьева дня?      
   Приведу  свое стихотворение  на  указанную  тему:

        ФЛЕКСИЯ ЖИЗНИ
День размазался по асфальту
Обстоятельств; почтенный полдень
Пропотел в суете всесловий
И расплылся в слюнявых "измах".
Эфемерная жизнь - в дрожании связок,
В непалимом огне полемик...
Леденеешь в душе, коль знаешь,
Что луну изготовили немцы,
День седьмой загрубел в закате,
День восьмой - не обрящет нощи:
Так, наверное, будет проще
Обсчитать нас, по зову вставших.
Гуще ль кажутся кущи - вряд ли,-
Если встанешь не тенью - телом.
Вот подымется  рев рефлексий,
Когда всех - голышом - и вместе...

Тело - изменяемая часть жизни.
Флексия! Тонкая плоть, не твердь.
И в винительном падеже недвижна
Неизменяемая часть жизни - смерть.