О нападении славян на Конунгахеллу

Кузьма Калабашкин
Ниже приведён эпизод из «Саги о Магнусе Слепом и Харальде Гилли», которая содержится в своде «Хаймскрингла» и рассказывает о событиях в Норвегии XII века.
Автором свода считается скальд Снорри Стурлуссон, который фактически был современником событий, описываемых в этой саге.

Шнека (шнек, шнеккар) - парусно-вёсельное судно норманнов, а также русских поморов (шняка, шнёка) - типа знаменитого драккара, но несколько меньше по водоизмещению.

Конунгахелла – торговое поселение и крепость на юге Скандинавии, одно из мест пребывания норвежских конунгов.

Далее в скобках – небольшие комменты к тексту Снорри.
*

В канун дня Лавранца (св.Лаврентия), когда только что кончилась торжественная месса, Реттибур (Ратибор) конунг вендов подошел к Конунгахелле.
У него было пять с половиной сотен вендских шнек, и на каждой шнеке было сорок четыре человека и две лошади.

(Для завоевания Англии, - одного из самых значительных эпизодов раннего средневековья, – герцогу Вильгельму удалось собрать 7 – 8 тысяч человек, при том, что в битве при Гастингсе на его стороне сражались не только нормандцы, но и бретонцы, аквитанцы, фламандцы, пикардийцы и проч. Конница Вильгельма, по разным оценкам, составляла от 1 000 до 2 000 рыцарей.
Англосаксонская армия короля Гарольда Годвинсона насчитывало примерно столько же, или немногим больше.
Крайне маловероятно, на мой взгляд, что славянское войско составляло 24 200 человек + 1 100 лошадей. Скорее всего, здесь Снорри здорово преувеличивает)

Дунимицом (?) звали сына сестры конунга и Унибуром (Юнобор?) одного из его военачальников, у которого было большое войско.
Оба они пошли на веслах с частью войска вверх по восточному рукаву Гаут-Эльва мимо Хисинга и подошли таким образом к городу выше его по течению, а другую часть войска они подвели к городу по западному рукаву.
Они причалили к берегу у корабельных свай, высадили там конницу и, перебравшись через Братсас, подъехали к городу…

Девять купеческих кораблей, готовых к поездке в Восточные Страны, стояли на реке у пристани. Венды подошли к этим кораблям и вступили в бой с купцами.
Купцы вооружились и долго сопротивлялись отважно и мужественно.
Купцы были побеждены только после жестокой битвы.
В этой битве венды потеряли полторы сотни кораблей со всеми людьми.

Пока битва была в разгаре, горожане стояли на пристани и стреляли из луков в язычников. Но когда битва стихла, горожане бросились в город, а затем весь народ укрылся в крепости. Люди захватили с собой свои сокровища и все добро, которое можно было захватить…

(Правдоподобность того, что славяне потеряли 150 шнек в бою с экипажами 9 купеческих кораблей и от горожан-лучников, предоставляю оценить читателю)

Когда венды овладели купеческими кораблями, они сошли на берег и сделали смотр своему войску. Тут они увидели свои потери.
Одни из них бросились в город, другие на купеческие корабли. Они захватили все добро, которое могли с собой взять. Затем они подожгли город и сожгли его дотла, а также корабли. После этого они двинулись всем войском к крепости и приготовились к ее осаде.

Реттибур конунг велел предложить тем, кто укрылся в крепости, сдаться и обещал, что выпустит их из крепости с оружием, одеждой и золотом. Все, однако, с криком отвергли это предложение и взошли на стены крепости. Одни стреляли из луков, другие метали камни, еще другие — колья.
Началась жестокая битва. У обеих сторон гибло много народу, но много больше у вендов…

Тут Реттибур конунг велел обратиться к осажденным и предложить пощаду.
Но они отвергли это предложение.
Тогда язычники стали ожесточенно нападать.

Один из них подобрался к самым воротам крепости и сразил мечом того, кто стоял в них. Горожане стали осыпать его стрелами и камнями, но, хотя он был без щита, он был таким волшебником, что никакое оружие не брало его.
Тогда Андреас священник взял освященное огниво, перекрестил его и высек огонь. Вспыхнувший трут он насадил на острие стрелы и дал ее Асмунду. Тот пустил стрелу в волшебника, и она сделала свое дело: волшебник свалился мертвый на землю.
Тут язычники, как и раньше, пришли в ярость: они стали выть и скрежетать зубами.

Весь народ (т.е. славяне) пошел тогда к (своему) конунгу.
Христиане решили, что они советуются, не уйти ли им подобру-поздорову.
Толмач, который знал язык вендов, понял, что сказал военачальник, который звался Унибур.
Он сказал так:
- Это народ стойкий, и плохо иметь с ним дело, и если мы и захватим все добро, которое есть в этом городе, мы бы дали не меньше, чтобы только не приходить сюда, столько мы потеряли людей и немало знати. И сперва, когда мы пошли сегодня на крепость, они оборонялись стрелами и копьями, затем они стали побивать нас камнями, а теперь они бьют нас палками, как собак.
Я заключаю отсюда, что их средства обороны истощаются.
Нам нужно еще раз напасть на них и попытаться одолеть их.

И было, как он сказал: они метали колья, так как израсходовали стрелы и камни. Когда христиане увидели, что запас кольев истощается, они стали рубить каждый кол надвое. А язычники снова нападали на них и шли ожесточенно на приступ, а в перерывы между приступами отдыхали. И с той и с другой стороны все устали, и было много раненых.
И вот в один из таких перерывов конунг (славян) снова велел предложить им сдаться и обещал, что выпустит их с оружием, одеждой и тем, что они смогут вынести из крепости…

И вот те, кто еще оставался в живых, решили сдать крепость язычникам и сдаться самим.
Это было очень опрометчивое решение, ибо язычники не сдержали слова. Они взяли в плен всех, мужчин, женщин и детей, и убили многих, всех, кто был ранен и слишком молод или кого им было трудно взять с собой. Они взяли все добро, которое было в крепости. Они пошли в Церковь Креста и ограбили ее и захватили все ее убранство.

Андреас священник сам дал Реттибуру конунгу отделанный серебром посох, а Дунимицу, сыну его сестры, золотой перстень. Они поэтому решили, что он должен быть каким-то важным человеком в городе, и обращались с ним лучше, чем с другими. Они взяли святой крест и увезли с собой.

Они взяли также престол, который стоял перед алтарем и который был изготовлен Сигурду конунгу в Стране Греков и привезен им оттуда. Они, однако, оставили его на ступенях перед алтарем. Затем они вышли из церкви.
Тут конунг сказал:
- Этот дом построен с большой любовью к тому богу, которому этот дом принадлежит. Но мне кажется, что этот город или этот дом плохо охраняли, ибо я вижу, что бог разгневан на хранителей.

Реттибур конунг дал Андреасу священнику церковь, ковчег, святой крест, пленарий и четырех священнослужителей. Но язычники сожгли церковь и все дома, которые были в крепости. Однако огонь, который они зажгли в церкви, дважды потухал. Тогда они прорубили сверху церковь. Тут она вся запылала внутри и сгорела, как другие дома.

Конунг велел посадить священников в лодку.
Затем язычники пошли со своей добычей к кораблям и сделали смотр своему войску.
Увидев, как велики их потери, они взяли с собой всех пленных и разделили их между кораблями.
Андреас священник и его люди попали на корабль конунга, и с ними был святой крест. Тут язычников охватил ужас, ибо произошло чудо: на корабль конунга вдруг напал такой жар, что все на нем думали, что сгорают.

Конунг велел толмачу спросить священника, откуда такое чудо.
Тот сказал, что всемогущий бог, в которого верят христиане, посылает знак своего гнева тем, кто осмелился взять в свои руки памятник его мученичества и кто не хочет верить в своего создателя, и он добавил:
- И такова сила, присущая этому кресту, что он часто являл подобные знамения язычникам, которые брали его в руки, и некоторые из этих знамений были еще явственнее.

Тут конунг велел посадить священников в лодку, и Андреас нес крест у себя на груди. Они протащили лодку вдоль корабля и потом вокруг носа и вдоль другого борта корабля к корме и затем оттолкнули ее баграми и пихнули к пристани. Андреас священник пошел с крестом ночью в Сольбьяргир, и были буря и ливень. Андреас отдал крест на хранение в надежные руки.

Реттибур конунг с остатками своего войска вернулся в Страну Вендов.
Многие из тех, кто были взяты в плен в Конунгахелле, долго оставались в Стране Вендов в рабстве, а все те, кто были освобождены и вернулись в Норвегию в свои отчины, стали жить хуже, чем раньше.
Торговый город в Конунгахелле никогда уже не был таким процветающим, каким он был раньше.
*

(У наших доморощенных "историков", получается как то так, что славяне всегда терпели набеги "благородных викингов", под которыми эти "историки" подразумевают, - то ли в силу своей малообразованности, то ли в силу имманентной смердяковщины, - исключительно германцев-скандинавов.
Но, мы видим, что если интересоваться источниками - картина далеко не так однозначна, как упомянутые "историки" пытаются впарить читателю или зрителю, которому недосуг самому разбираться в теме)

Источник в сети: Снорри Стурлуссон. Хеймскрингла. Сага о Магнусе Слепом и Харальде Гилли:

Кому интересна тема викингов, варягов, руси и т.п. - можете, буде есть время и желание, глянуть на мои комменты на историю Руси: http://www.proza.ru/avtor/pro812&book=39#39