Обзор публикаций по системному синтезу

Иван Деревянко
Количество публикаций по системному синтезу значительно меньше, чем по системному подходу. Очевидно, это связано с тем, что многие исследователи [30-36] считают системный синтез частью системного подхода. Необходимо отметить, что на сегодняшний день в литературе отсутствуют определения таких понятий как «системный синтез».

Одно из причин такого положения является очевидный кризис математического моделирования систем, не позволяющего ни описать процесс качественного перехода при исследовании существующих систем, ни тем более, описать эмерджентность при синтезе новых систем. Это говорит так же о недостаточности инструментальных средств, ввиду того, что математика оперирует контекстно-свободным языком, в то время как при синтезе систем необходимо обеспечить чувствительность присоединяемых элементов к существующему окружению и внешней среде [31].

Синтез как метод познания состоит в том, что составные части изучаемого предмета, явления, свойства и отношения, расчлененные в ходе анализа, мысленно соединяются в единое целое (систему или класс систем). Синтезирование есть процесс, раскрывающий место и роль каждого элемента в системе, единство, взаимную связь и взаимную обусловленность, взаимодействие элементов целостной системы [33].

Под синтезом понимается процесс создания (совершенствования, организации, проектирования) систем управления [30].

Целью синтеза систем управления является:
- создание новой системы управления на основе известных свойств.
- совершенствование существующей системы управления на основе выявленных недостатков, появления новых задач и требований.

Задачи синтеза:
- формирование цели создания системы.
- формирование вариантов облика новой системы.
- приведение описания варианта облика системы во взаимное соответствие.
- оценка эффективности вариантов и принятие решения о выборе облика новой системы.
- разработка требований к системе управления.
- реализация разработанных требований.

Некоторые исследователи считают, что противопоставлять и разделять анализ и синтез можно только логически [33,36].

Анализ и синтез — основные методы познания. Все фор¬мы человеческой деятельности — производственной, научной, художественной, как бы ни были они сложны и своеобразны, всегда представляют эти два аспекта познания — аналитический и синтетический, в их взаимной смене и сплетении.

Синтез — исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему. Синтез переводит знания с одного уровня на другой, более высокий.

Закон единства анализа и синтеза тесно взаимодействует с законами развития, информированности-упорядоченности, самосохранения и синергии. Важнейшую роль закон играет при стремлении системы к достижению соразмерности, пропорциональности элементов между собой и в соотношении к целому, с его помощью реализуются принципы композиции, пропорциональности и гармонии.

Закон единства анализа и синтеза действует во всех сферах жизнедеятельности человека, от семьи до мировой системы [36].

Как метод исследования, системный синтез включает следующие элементы: цель исследования, альтернативы достижения цели, ресурсы исследования, моделирование исследования, критерии.

Исходным пунктом системного синтеза является цель. Цель есть мысленный, идеальный образ, предвосхищающий результаты деятельности, конечный итог работы. Поскольку движущей силой общественного развития является интерес, постольку цель выступает как концентрированное выражение интереса. Отсюда многообразие целей, отражающее многообразие интересов [33].

Основные задачи системного синтеза проблемы – разработка методов и средств [34]:
– определения целей (требований), которых должна достичь функционирующая система (оценка требуемого положения дел);
– выявление проблем (анализ существования, формализации описания существа проблемы);
– анализ проблем (структуризация, классификация и оценка последствий развития проблемы);
– решение проблем (концептуальное моделирование системы как средство решения проблемы);
– совершенствование методологии проведения системного анализа.

Важнейшими компонентами системного синтеза проблемы являются:
1) цель, которую должна достичь функционирующая система;
2) альтернативы (варианты систем), посредством которых возможно достижение цели;
3) ресурсы, необходимые для создания и обеспечения эффективного функционирования того или иного варианта системы;
4) критерий, по которому сравниваются альтернативы, и осуществляется выбор одной из них;
5) модель, отражающая связь целей, альтернатив, ресурсов и критерия.

Таким образом, беглый обзор показывает, что в современной науке понимание системного синтеза весьма неопределенно и размыто. Нет четкости в разделении системного анализа и системного синтеза.

Литература

30 Цели и задачи анализа и синтеза систем управления.
31 Бутенко Д.В., Бутенко Л.Н. Теория развития систем. Задачи концептуального проектирования и их взаимосвязь с закономерностями развития систем. http://www.metodolog.ru/00930/00930.html
32 Камаев В.А. Концептуальное проектирование и законы строения-развития систем. // XXX Международная конференция и дискуссионный научный клуб IT+SE`2003 Новые информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе. Украина, Крым, Ялта-Гурзуф, 2003г., с. 87.
33 Синтез как метод познания. http://menatepspb.com/index.php
34 Системный анализ и синтез проблемы.

35 Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и системный синтез. http://spkurdyumov.ru/category/forecasting/
36 Закон единства анализа и синтеза. http://partnerstvo.ru/lib/to/node/53