Рука Леонардо в картине русского художника

Воловой-Борзенко
РУКА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ В КАРТИНЕ РУССКОГО ХУДОЖНИКА

Великий Леонардо да Винчи был человек разносторонний и предложил много новаций в различных областях человеческой деятельности: но прославился он как живописец и оставил яркий след своими гениальными художественными полотнами. На его наследии учились последующие художники, он оказывал влияние на многочисленные художественные школы. Я хочу высказать мнение о влиянии Леонардо на русскую школу живописи. Речь идет о картине, которая возможно является прообразом непосредственно картины Леонардо да Винчи "Мадонна в скалах". Точнее речь идет об одном персонаже в картине Сурикова "Боярыня Морозова", одной из масштабных в Третьяковской галерее.

 1483 году монахи братства Святого Франциска заказали Леонардо да Винчи картину на легендарный сюжет, который не отражен в библии: Иоанн Креститель, еще ребенком ушедший в пустыню для покаяния, встретил в пути Деву Марию с младенцем Христом — они возвращались из Египта, и Христос благословил его. Картина была написана, однако не понравилась монахам и они отказались принять и оплатить работу. Живописец подал в суд, который длился двадцать лет и кончилось компромиссом, и Леонардо написал еще один вариант картины - с нимбами и без указующей руки ангела.

Но это история создания картины. Нас интересует непосредственное влияние картины на русского художника Сурикова. В чем же было влияние. Посмотрите на репродукцию двух фигур из картин художников. Вы можете воочию сравнить младенца, который сложил пальцы в двоеперстие и обращается к другому младенцу, который привстал на колено и сложил руки. Поза ребенка и скрещенные пальцы, и даже уровень поднятой головы повторен в знаменитой картине Сурикова «Боярыня Морозова». Сравните слева юродивый Сурикова, а справа младенец Леонардо. Первое, на что обращает внимание, это скрещенные пальцы и согнутая рука. Они буквально повторяют друг друга. Позы фигур развернуты в одинаковом положении — обе развернуты в одном направлении. Головы также одинаково приподняты относительно линии горизонта. И  даже носы чем то похожи, такие же слегка курносые. И тот и другой персонаж сидит, разница лишь как располагается левая рука. У младенца она опирается на землю, а у Сурикова сложена во внутрь, что естественно, потому что позволяет хоть как-то сохранять тепло тела. И нет необходимости опираться, потому что нищий сидит ровно.

Есть преемственность и духовного плана. Младенец благословляет другого, и здесь юродивый, который является провидением бога на земле, благословляет опальную боярыню и как бы подтверждает одобрение сохранения прежней формы веры. Юродивый благословляет двумя перстами, как того требовала традиция и отказывается принять троеперстие и Морозова отвечает всему народу и ему в том числе двоеперстием. Тот же жест и скрещенные пальцы самое и у младенца. Таким образом происходит духовная преемственность. Религиозна тема как бы сливается с историческим в художественном произведении.

Но было ли влияние, может быть это чисто случайно совпадение, два художника разных эпох угадали этот вдохновенный порыв героев, может быть Суриков никогда и не видел эту картину Леонардо, и не знал о нем, и данное совпадение хоть и похоже, но нарисовано случайно. А вот и нет, оказывается перед написанием картины в 1883 году он выезжает в Европу, хотя замысел «Боярыни Морозовой» был еще до поездки, но непосредственно над картиной он начал работать уже в 1884 году, после посещения многочисленных музеев Западной Европы. Где он , разумеется, не мог пройти мимо картин Леонардо. Видеть он мог ее в Лувре, который он посетил, и где она была выставлена, в числе пяти картин великого живописца.

Таким образом мы можем предположить, что рукой Сурикова водила рука Леонардо, и его образ был вплетен в историческую картину русской жизни. Это позволяет оценить влияние гения на русского художника, показать преемственность не только формы, но и духовной идее, которая вдохновила Сурикова на написание картины.

Довольно интересным и странным кажется утверждение, что указующий перст обращен к Иисусу, отчего собственно и была тяжба, но почему то все решили, что «ангел указывает рукой на Иоанна, тогда как "первый в святости" Иисус Христос?»… Но с чего это решили, что палец указует на Иоанна, а не на Христа?.. Ведь младенец возле Марии это и есть Христос. И ангел правильно на него указывает. А так получается, что встретив в пустыне младенца Иоанна Крестителя, Мария поменяла их местами — ангелу передала сына, а рядом с собой посадила Иоанна?.. Абсурд. Но именно так  и трактуется сюжет. На самом деле, младенец возле Марии и есть Иисус и именно его благословляет младенец Иоан своим двуперстием, как бы предугадывая грядущие события, когда он благословит уже взрослого сына Марии.

Но вернемся к сюжету Сурикова. Если оттолкнуться от визуальности и перейти на уровень идей. То художник позаимствовал и духовную идею. Идею благословения. Юродивый воспринимался на Руси как виденье бога на земле, как его глаза, как воплощение его живого слова. И то что юродивый дает благословение Морозовой как бы выражает одобрение и самого бога, той старой церковной системы ценностей, где сохранилось двуперстие и отказ от церковной реформы. Единство бога, идеи и живых людей.