Единственный вдох

Майя Куличенко
Детское безрассудство – удивительное явление. Только ребенок может без колебаний залезть на высокое дерево, на спор обойти заброшенный дом или постучать кулачком в обшарпанную дверь, а потом удрать, услышав тяжелые шаги вредного старика.

Леша Савельев шел по заросшему железнодорожному пути, не чувствуя страха. Дыхание мальчика было ровным, походка – уверенной. Он знал эту дорогу так же хорошо, как улицу, на которой жил. Каждая жухлая травинка, каждый сухой куст были ему знакомы. Иногда, во время неспешной прогулки Леша считал шпалы до конца своего тайного маршрута. Но сейчас нельзя отвлекаться на ерунду.

Друзья уже заждались его в штабе. Через несколько часов вечно серое полотно неба почернеет и станет похожим на бесконечную траурную ленту. Мальчики должны вернуться домой до вечера.
- Леха, давай быстрее! – кричали ребята. Три лохматых головы выглядывали из дверного проема в ржавом заброшенном вагоне. Эта железная махина, бывшая лет сто назад частью товарного состава, теперь служила штабом и убежищем для четырех друзей: Леши, Макса, Вити и  Илюши.

Леша был лидером. Он умел быстро принимать решения, не боялся приключений и всегда вел друзей в пучину передряг, а потом сам же вытаскивал их оттуда.

Макс – лучший друг Леши. Они, как и положено лучшим друзьям, выросли на одной улице, пошли в одну школу, дергали за косички одну девочку. Макс был самоуверен, неряшлив и любопытен. Леше и Максу двенадцать с половиной лет.

Витя был тем самым весельчаком в компании. Его шутки звучали при каждом удобном и неудобном случае. Вите одиннадцать лет.

Родители любят, когда старшие дети играют с младшими, везде берут их с собой. Поэтому девятилетний Илюша, брат Вити, автоматически входил в компанию, невзирая на общее нежелание.

Ребята давно обустроили свой штаб -  притащили (откуда столько сил у детей?) металлические бочки со старого склада, ящики и даже один стул с рваной сидушкой. Собравшиеся расселись по своим самодельным местам.
- Принес? – с нетерпением спрашивал Макс.
          - Конечно, - спокойно отвечал Леша. Он аккуратно достал картонную упаковку шоколадки.
          - Какие необычные сигареты! – усмехнулся Витя. Макс громко рассмеялся. Леша молча и невозмутимо открыл упаковку. В ней рядком лежали бумажные свертки.
         - Умно, - одобрительно кивнули ребята. Троица закурила. Только Илюша тихо сидел в сторонке и любопытно глядел на упаковку.
         - Хочешь одну? – выдыхая едкий дым, Макс свысока смотрел на него.
         - Ну… я бы попробовал…
         - Не надо, Макс, ему нельзя, - Витя был против, ведь он должен оберегать брата, а не подвергать опасности. – Легкие же.
         - И что? Мы все дышим дрянью. Даже мои кроссовки чище, чем наши легкие. К тридцати годам от них итак ничего не останется, так какая разница? Пусть возьмет одну.
Илюше дали сигарету. Сделав затяжку, мальчик сильно раскашлялся. Леша сказал, что при малом курить больше не будут. Макс хотел возразить, но строгий взгляд друга остановил его.
- Знаете, что гораздо круче сигарет? – Макс навел интригу.
          - Твои вонючие носки? – опять ерничал Витя. Леша улыбнулся.
          - Ха-ха, как оригинально. Нет, круче сигарет настоящий чистый воздух. От него точно унесет.
          - Его не бывает, - наивно заметил Илюша.
          - Бывает, еще как! Я слышал, что если вдохнуть целых баллончик сразу, то можно почувствовать, будто ты летаешь, - тихо и таинственно рассказывал Макс небылицы. – А один пацан так надышался, что галюны поймал. 
          - Да ты врешь, - скрестив руки, отвечал Витя. – От чистого воздуха максимум сознание потеряешь, потому что организм не привык.
          - Да, Макс, это просто лекарство, как ингалятор.
          - А ты попробуй купить, раз такой умный. Спорим, не продадут?
          - На что спорим? – интерес к новой передряге разбудил Лешу.
          - Если я прав, то ты отдашь мне все свои сигареты.
          - Ладно. Но если мне продадут воздух, то я сам буду им дышать.
          - По рукам, - Макс и Леша, как настоящие друзья, желали друг другу проигрыша.

На обратном пути мальчики обсуждали новые игры, шутили и смеялись, периодически кашляя. Сильнее остальных хрипел Илюша. Он надеялся, что Леша окажется прав в глупом споре.

Ступив за порог дома, Леша Савельев услышал женский плач. «Опять Катя со своим ругается. Будет всю ночь реветь», - мальчик поморщился. Но Катя в наушниках писала на кухне конспекты. Плач доносился из маминой комнаты. Дверь была открыта. Леша тихо подошел к проему. Мама стояла у окна и вытирала слезы. Заметив сына, Наталья встрепенулась.
- Напугал меня. Привет.
          - Привет, - Леша чувствовал неловкость. – Что случилось, мам?
          - Да так, мелочи. Просто вспомнилось.
          - Что-то плохое?
          - Нет, хорошее… Вспоминала, как моя детская комната была уставлена цветами. Зелень, как в настоящем саду. Я их поливала, пересаживала, пыль протирала с листьев. Стояли годами и глаза радовали. А что сейчас? Доходяги, а не цветы. Вот и фикус сгнил.
Листья цветка свернулись в коричневые трубочки, напоминавшие дешевые сигареты, что лежали в пачке шоколада.
- Ну не плачь, я куплю тебе новый фикус, он обязательно приживется, - Леша обнял маму.
          - Сыночек, спасибо тебе, не надо. Живым цветам нужен чистый воздух, а не яд. Они ведь впитывают его и погибают.
          - А мы? Мы тоже погибнем? – в голосе мальчика звучала тревога. Наталья поняла, что напугала сына.
          - Нет, милый, мы адаптируемся и меняемся. Это быстро происходит. В твоем возрасте у меня была светлая кожа с розовинкой, а теперь она посерела. Видишь? Я приспособилась к таким условиям, чтобы жить дальше, родила вас с сестрой. Просто теперь все по-другому. Но мы живем, радуемся, любим, - Наталья поцеловала сына в макушку. Тревога и напряжение рассеялись, Леша решил спросить:
         - Мам, а правда, что если вдохнуть целый баллончик воздуха, то можно почувствовать полет?
         - Где ты это услышал? – смеялась Наталья. – Чего только не выдумывают. Знаешь, когда я в детстве выходила на улицу, то хотела дышать полной грудью. Особенно весной. О, запах весны! – Женщина задумалась. – А ты прав, эти чувства действительно похожи на полет. Ладно, сынок, пойдем на кухню.

Ночью, когда в комнате шумели лишь шаги стрелок, Леша не спал. Не старые часы мешали ему, а громкие и странные мысли, бившие по вискам, точно молоточки. 

Утром Леша плохо помнил о недавней бессоннице. Катя уже болтала по телефону, её несдержанный смех подействовал на брата лучше холодной воды.

«Через два часа у школы» - были отправлены сообщения Максу и Вите. Солнце как всегда пряталось от людей. Оно так не любит внимание, что выходит на небосвод лишь несколько раз в месяц. Вот, что значит звезда.
Макс уже ждал друга у ворот, представляя, как скурит при нем все сигареты.
         - Здорово! А ты чего такой нарядный? Праздник что ли? – Макс тянул грязную руку Леше, пришедшему на встречу в выглаженной рубашке.
          Леша ответил на рукопожатие и колкость:
         - Конечно праздник. Ты причесался и протер обувь. Руки только забыл.
         - Зато я хорошо помню о нашем споре. Надеюсь, ты тоже, - Макс говорил это как можно серьезнее, воображая себя героем фильма.
          - Где Витя? – Леша заметил отсутствие друга.
          - Сидит дома с Илюшей. Малой заболел.

Леша вспомнил вчерашний кашель мальчика, тайные разговоры, завявший фикус и дал себе слово: «Проспорю, значит брошу. Значит судьба».

Пока друзья шли в ближайшую аптеку, пришло сообщение от Вити, что он будет ждать их в штабе через час.
Леша первый зашел в аптеку. Над дверью зазвенел китайский колокольчик. Мальчик пропустил вперед несколько человек, а сам делал вид, что выбирает лекарство. В голове возникали варианты подходящих слов. Макс стоял у двери и хитро глядел на друга. Леша подошел к окошку, мысленно проверил свою речь, заговорил:
            - Здравствуйте. У моего младшего брата пневмония, он сейчас лежит в больнице. Родители уехали в другой город за лекарствами, а мне сказали купить ингалятор с воздухом. Врач прописал.
            - Здравствуйте, - сухо ответила пожилая аптекарша. Запах её приторных духов смешивался с медикаментами, получалась невыносимая вонь.  – Воздух продаем только по рецепту. Нет рецепта – нет лекарства.
Леша только хотел открыть рот, чтобы уговорить женщину, но та уже сказала: «Следующий!»
          - Как она тебя, а! – смеялся Макс, закуривая. – Будешь? Ах да, они же полностью мои.
          - С этой минуты я не курю. Зачем губить свой организм раньше срока? Не хочу жить, как овощ.
           Макс потрогал лоб друга. Температуры не было.
          - Все-таки купил, надышался, а теперь у тебя бред.
          - Вовсе не бред, - Леша редко обижался, но такие слова задели его. Заметив это, Макс сменил тему.

Одинокий ржавый вагон снова наполнился детскими голосами. Витя сдал пост наблюдения за братом, когда вернулась мама, и первым пришел в штаб. Он ждал друзей с колодой карт. Во время игры Леша не мог собраться с мыслями. Сегодня он не раз оставался в дураках.

Почти всю обратную дорогу мальчик молчал. Как ни пытались Витя и Макс завлечь его разговором, у них ничего не получалось. Дома все заметили, что младший член семьи пришел без настроения. После ужина Катя постучала в комнату брата.
         - Не спишь? – спросила девушка, потихоньку открывая дверь.
- Нет. Играю, - Леша сидел у компьютера с джойстиком в руках.
- Почему ты грустный сегодня?
- Просто так.
- Не бывает просто так. Поделись, и станет легче.
- Чем поделиться, Катя? Тем, что мы живём в отравленной среде? Тем, что каждый день пасмурно? Или, что природа умирает, а люди не могут этого изменить?! Да, теперь мне стало легко!
- Всё не так плохо, как ты думаешь, - девушка села рядом с братом и положила теплую руку ему на колено. – Скоро ученые запустят проект по разработке мощного очистителя. Нам на парах говорили. Придумывают новые лекарства, доступные без рецепта. Скоро и мы сможем дышать чистым воздухом.
- Скоро – это растяжимое понятие. Может меня не будет уже, пока наступит такое время, - Леша смотрел в пол. Он пожалел, что поделился мыслями с сестрой.
- Да что за глупости ты говоришь! – Кате стало беспокойно от состояния мальчика.
- Сегодня все решили, что я говорю глупости... Даже аптекарша не дослушала.
- Зачем ты ходил в аптеку? – настороженно спросила сестра.
- Хотел воздуха купить. Сказали, что по рецепту только.
- Конечно по рецепту! Это же не аскорбинка, а серьезный препарат. Зачем он тебе? – голос девушки повышался.
- Подышать, - понимая свою неосторожность, ответил Леша. Но врать он не хотел.
- У вас что, новое развлечение? Вместо сигарет? – Катя уже кричала.
- Я больше не курю! – обида звучала в детском голосе.
- Хорошо, хорошо, не обижайся. Ты должен понимать, как сейчас тяжело сохранять здоровье.
- Но ведь от чистого воздуха его только прибавится! Сестричка, можешь сделать мне рецепт? Ты же будущий врач, вас учат, - просил Леша, чуть не плача. Он, словно уличный котёнок, выпрашивающий у прохожих еду, смотрел на сестру с мольбою и отчаянием. Сердце девушки дрогнуло, на долю секунды она поддалась жалости, но разум был сильнее.
- Во-первых, - сказала она строго, - выписывать фальшивые рецепты незаконно. Во-вторых, организм может по-разному отреагировать на незнакомый препарат, так что, перестань думать о всяких глупостях.
На этом разговор по душам был окончен. Оба Савельевых остались недовольны.

«Какой он? Чем он пахнет? Я даже не могу этого представить. А вдруг он может вылечить все болезни? Вылечить Илюшу и сотни других детей. Где его достать? Как сделать? Неужели, правда, что после него летаешь? Мне бы только один вдох сделать, и я сразу все пойму! Я бы всем рассказал правду! Вот тогда бы Макс удивился. Это дело принципа, а не одного спора».
 Леша снова не мог уснуть. Невероятные планы строились в его одержимой голове.

Проснувшись, мальчик почувствовал прилив сил. Вчерашняя хандра сменилась боевым настроем. Сестра раздраженно молчала, но его это мало волновало, он спешил в штаб.

«Сегодня, сегодня», - единственное слово крутилось в голове.

Леша зашел в вагон, сел на стул и уставился на металлическую бочку напротив. На ней должен сидеть Макс. Они с Витей опаздывали. «Не подведите меня», - боялся Леша. Вдруг он дрогнул от громкого удара. Витя кинул камень в вагон, отчего тот загремел.
          «Рапунцель, скинь свои косы!», - кричал мальчик. Макс громко хохотал.
«Сказать им?», - Леша замер, прежде чем поздороваться с друзьями.
- Нет, брат, так дело не пойдет. Без табака ты уже совсем тормозишь, - сказал Макс.
  - Сегодня я хочу показать вам одно место. Только вы должны пообещать мне, что никому не расскажете о нём. А еще вы оба должны быть рядом со мной, ведь приключения нужно искать всем вместе!

Друзья дали друг другу слово и отправились в новый путь. Сначала компания шла прямо по рельсам, дальше, чем стоял вагон. Через минут двадцать Леша свернул направо – в гущу леса. Сухого, черного, мертвого леса. Не было в нем ни птиц, ни мелких животных. Только хруст веток под ногами звучал в пугающей тишине. Страх схватил детей в свои цепкие лапы.
          - Мы почти пришли, - успокаивал Леша друзей.
          - Что это такое? – спросил Макс, указывая на странный знак, воткнутый в землю.
          - Я знаю! – испуганно говорил Витя. – Я видел такой знак в фильмах. Он предупреждает о радиации! Куда ты нас завел? Вдруг тут опасно?
           - Не паникуйте! За этим знаком территория могильника, там сто лет назад были зарыты отходы. Прошло много времени.  Радиации больше нет, но есть крутые плиты, о которых никто не знает, кроме нас!
           - А ты откуда узнал? – с опаской спросил Макс.
           - Папа рассказывал. Поверьте мне и не будьте трусами.

Мальчики двинулись дальше. Через несколько минут они нашли саркофаг, поросший мхом. Друзья с открытыми ртами рассматривали странный объект. Тревога и интерес к необычному месту смешались в детских душах. Вскоре руки Леши вспотели, он начал дрожать от волнения. Он старался дышать как можно глубже, и с каждым вдохом терял силы… «Еще немного», - думал мальчик. Чувствуя недомогание, Макс и Витя слезли с саркофага.
            - Нужно идти домой, Лех. Тут, конечно, круто, но очень жутко и опасно, - Макс принял верное решение.

У Леши двоилось в глазах, свет перестал проникать сквозь ветви деревьев, они сплелись над головой мальчика. Он потерял сознание. Друзья быстро подхватили его, стали опорой. Ужас охватил детей, они почти бежали из леса. Леша, очнувшись, машинально перебирал ногами и кричал: «Простите меня, простите». Добравшись до города, мальчики вызвали родителей друга. Они не слушали, что им говорили испуганные взрослые, лишь глубоко дышали и молчали.

«Алексей Савельев», - отвечала Наталья на вопрос врача. Ее сердце сжалось, в ушах стоял гул. Лешу погрузили в машину скорой помощи. Мальчик видел, что с ним происходило, но ничего не ощущал. Он понял, что лежит в маске, когда услышал слова: «Пусть дышит чистым воздухом, он поможет справиться с токсинами в организме». Ожидаемый момент не принес Леше Савельеву ничего, кроме желания провалиться в сон. Только на несколько секунд он почувствовал странный легкий поток, от которого сильно щекотало нос, а потом горло. Это был тот самый, единственный вдох, который Леша смог осознать и запомнить.

Прошел месяц. Старая компания вместе с Илюшей собралась в штабе. Макс оживленно рассказывал о недавнем приключении, приукрашивая некоторые факты. Он гордился тем, что его лучший друг – один из немногих детей, кто знает о чистом воздухе не понаслышке. Витя с Илюшей грызли семечки. С сигаретами покончено. Леша искренне веселился среди друзей и ни о чем не переживал.

В этот день было ярко и светло. Растолкав серые тучи, на прекрасное голубое небо вышло долгожданное блестящее солнце.