стр. 8. Коновалов Павел Иванович

Лариса 13
ЭТАПЫ ЖИЗНИ ПАВЛА КОНОВАЛОВА


Павел Коновалов – ровесник ХХ–го века. Он родился в Санкт–Петербурге 6 января 1901 года в
портновской семье. У него было две младших сестры. С шести до тринадцати лет он учился в
петербургских школах. В 1909 году отец оставил семью, и с этого времени и до 1917 года дети
воспитывались матерью и дядей. В 18 лет Павел Коновалов становится учителем сельской школы
и вступает в Российскую коммунистическую партию большевиков. Между 1920 и 1928 он –
солдат, а затем офицер Красной Армии, партийный инструктор. С 1928 по 1934 Павел Коновалов
– студент и аспирант строительного факультета Ленинградского политехнического института.
Между 1934–м и 1939–м годами П. Коновалов работает во Владивостоке, служит в инженерных
войсках в звании подполковника. В конце своей профессиональной карьеры, между 1940–м и 1955
годами он преподает в Ленинградском Инженерно–строительном институте. Он ветеран двух войн
(Гражданской войны 1918–1924 и Отечественной 1941–1945), кадровый офицер Красной, а затем
Советской Армии. С 1956 года до конца своей жизни (он скончался в 1987 году) Павел Коновалов
– общественный лектор по вопросам международной политики. В эти годы он написал свои  воспоминания, а также вел записные книжки. В течение некоторого времени он выполнял
обязанности Председателя Совета «старых большевиков» Ленинграда.

                БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ
О происхождении Павла Коновалова мы знаем достаточно много, он регулярно возвращается к
этому сюжету в своих воспоминаниях.
Дед и бабка мои, равно как и мои родители были безграмотны. Дед Артемий вместо своей
подписи в редчайших случаях, когда это было надо, против своей фамилии ставил «крест». Отец
же и мать, хоть и с трудом, но все же выводили свою фамилию, так как отец ходил все же в
школу целых шесть месяцев, а мать – всего три недели. Оба они были отданы в обучение
протяжному ремеслу к одному и тому же хозяину

          Характеры моих родителей были буквально противоположными. Следуя по пути матери, я бы
превратился в прижимистого ханжу, человеконенавистника и мелкой души стяжателя.
                Отец был человек общительный и не лишенный здравого смысла, он легко обходился с
окружающими его людьми и пользовался с их стороны уважением. Он, так же, как и мать,
считал, что только трудом можно прожить, хотя иногда и был не прочь заработать и на
«левой стороне». В отличие от матери, он не верил в бога, презирал попов и, несмотря на
необразованность, был достаточно начитан. Он обладал большой памятью, читал газеты,
почти дословно пересказывал ранее прочтенные
               
                С матерью я споров вести не мог. С пеленок я был приучен, что разговор с ней был короток...
пощечина и заявление «Твое дело молчать, слушать и не возражать, когда говорит мать». Она
полагала, что жесткость в обращении с детьми совершенно необходима.
          С отцом было вольготнее. В его присутствии я мог говорить и рассуждать.
                Жизнь не радовала нашу семью. Хотя отец и мать имели свою портновскую мастерскую по
изготовлению женских пальто, костюмов и юбок, жили мы исключительно бедно. Бывали дни,
когда мы ели один хлеб, и родители не знали заранее, будет ли он на следующий день. Надо иметь
в виду, что портняжное ремесло было ремеслом сезонным. Заказы на пошивку поступали только
в весенние дни: апрель, май и первая половина июня, потом работа прекращалась, и на все летние
дни вся семья переезжала на родину отца в деревню. Возвращались в Петербург к октябрю
месяцу, к сезону работы, который длился до Рождества, снова прерывался и возобновлялся перед
Пасхой. Я это пишу отнюдь не для того, чтобы драматизировать условия моей жизни: Жили
кое-где и похуже!
                ********
      Когда мне было 22–23 года, я встретил людей, всерьез читающих стихи. От них я впервые
услышал о Есенине, Блоке, Брюсове, Уткине и других совершенно неизвестных мне в ту пору
поэтах. Я стал завидовать более эрудированным товарищам, стал тянуться за ними, и
«таинство» декламации с трудом постепенно стало раскрываться мне.
«Я прочитал, по
меньшей мере, три вагона книг в моей жизни», – любил говорить он.
        Первый сын, родившийся в 1926 году, был назван Владиленом – сокращение от Владимир Ленин. Сына, родившегося в 1936 году,
Павел назвал Ролланом по имени автора, читая Ромена
Роллана.  Эта «непосредственность» причинила впоследствии много хлопот и Павлу и Роллану. В свои
шестнадцать лет Роллан написал заявление в Верховный Совет с просьбой разрешить ему
изменить имя и стал Романом.

                Личность, как и эпоха, противоречива. Павел Коновалов представляет новый мир советской
технократии, но он не становится ни героем, ни мучеником режима.
              Павел Коновалов стал достаточно свободным и удачливым, чтобы развить свои
природные данные. Он покидает среду крестьян и ремесленников, и создает для себя свою
собственную среду инженеров и техников, с одной стороны, и профессиональных политиков, с
другой.
В возрасте 28 лет Павел, уже глава семейства, оказывается на одной студенческой скамье с
молодыми и блестящими студентами. Он входит в состав одной из групп и изучает «бригадным
методом» профессию инженера: один за всех (то есть сдавать экзамен за группу) и все за одного.
(глава 4).
В конце 30–х годов под большим секретом (секрет «полишинеля») и при крайней
подозрительности бригада инженеров и военных техников работает на строительстве сахарного
завода на Дальнем Востоке. Малейшая ошибка может быть фатальной, а любая человеческая
поддержка – жизненно важной. (глава 6).
Эти две жизненные коллизии содействовали расцвету личностей и глубокой дружбы до конца
жизни между соратниками по испытаниям.
Биография Павла Коновалова, описывая для каждого этапа его жизни, своеобразие поступков,
новаторских и в то же время осторожных, демонстрирует многообразие потенциально возможных
путей онтогенеза его личности и позволяет почувствовать сложность исторической эпохи.

                ***
        Отец Павла, Иван Коновалов первым в деревне порвал с крестьянской жизнью и уехал
работать в город. В итоге из шести сыновей этой крестьянской семьи четверо станут
ремесленниками, и будут жить в городе.  Душой и мыслями портной Иван Коновалов постоянно возвращается к своей деревне и
предкам. Он много говорит со своим сыном Павлом о своих тревогах и надеждах, связанных с
судьбой крестьянства. Позже Павел скажет о роли этих дискуссий в формировании его взгляда на
мир.

(отрывки из биографии П.И.Коновалова)