Нарды как модель жизни

Эвальд Юдин
Все игры в какой-то степени являются моделью жизни и в этом их практическое применение.   Интеллектуальные игры развивают такие качества, как  дедуктивное, индуктивное,  аналитическое, логическое, критическое, абстрактное, образное мышление, способность к прогнозированию, концентрации внимания, развивают память и стрессоустойчивость. Все эти качества в той или иной степени развивает игра НАРДЫ.  В жизни, как и в игре для достижения цели приходится делать выбор, используя ограниченные ресурсы средств и времени. Поэтому навыки выбора оптимального варианта вполне могут пригодиться в жизненных ситуациях. В игре порой приходится делать выбор в условиях ограниченного времени и тогда решение принимается мгновенно, на основании накопленного опыта. А если время позволяет, то включается эвристический инструментарий, который является наиболее ценной частью жизненного опыта.  Он может создаваться, совершенствоваться,  накапливаться и быть всегда в распоряжении своего создателя, как универсальная отмычка в нестандартных ситуациях, которыми так богата жизнь любого человека,  особенно любителей экспериментов. Он может компенсировать такие врожденные недостатки своего создателя, как замедленная реакция, слабая память и т.д.  Люди, которые не имеют такого инструментария и не пытаются его создать, вынуждены ограничивать свою жизнь определенными рамками – забором, за  который им и хочется выйти, но боязно. Они напоминают лошадь в шорах и не смотрят по сторонам – для них главное успеть добежать как можно дальше за отрезок времени в жизнь. Можно позавидовать, если работа  для них - комплекс эстетических, духовных, моральных и материальных благ. И вызывают сочувствие те, кто  большую часть жизни тратит на зарабатывание денег, которые потом бездарно тратятся им или его окружением. В высокотехнологичном обществе такие люди-зомби составляют большинство. У них даже не возникает мысли, что то, что они делают изо дня в день, можно делать лучше. Мысль о том, что кто-то очень умный придумал нечто предельно совершенное, превращает их в интеллектуальных импотентов, которые заработанные деньги тратят на ограниченный набор удовольствий. Духовная и креативная составляющая в них едва заметна и приближает их к животным. В меньшей степени это проявилось в странах с низкой организацией труда и соответственно низкой оплатой. Это страны соцлагеря, где люди вынуждены были вести натуральное хозяйство наряду с работой на госпредприятии. Доказано, что умеренная физическая нагрузка благотворно влияет на функционирование мозга, развитие интеллекта, а также на здоровье и  долголетие.  Возможно, это одна из причин, по которым славянским народам принадлежит 80% мировых открытий по заключению Британской академии наук, которую трудно заподозрить в  славянофильстве. Одно из подтверждений этому – 9 из 16 чемпионов мира по  шахматам из нашего советского прошлого. Каспаров в своей книге «Шахматы как модель жизни» приводит интересные аналогии стратегических решений шахматистами и полководцами. Да, в шахматах почти  нет случайностей, которые в жизни порой нас выбивают из колеи! Шахматы это модель оптимально организованного общества, которое нам предстоит спроектировать и построить, пока планета не погибла, раздираемая эгоцентристами и шовинистами в угоду своим корыстным интересам.

А в нардах случай – определяющий фактор и выигрыш только на 50% зависит от умения, а остальное от того, какие выпадут камни.  Ах, как это похоже на нашу жизнь! Значит, нарды более соответствуют современной модели жизни? Во всяком случае, для россиян, где порой всё переворачивается так, что «кто был ничем, тот станет всем». А какая это эмоциональная и заразительная игра! Особенно нравится ТРИКТРАК младшим дошколятам! Уж так им хочется показать, что кости бросать и они мастера! И постепенно они осваивают все премудрости без всякого напряга! А как нарды способствуют развитию интеллекта в раннем возрасте! Особенно это ценно в семьях, где все проблемы решают родители, устраивая своим чадам счастливое безоблачное детство, не задумываясь о том,  какие проблемы ожидают их детей с  интеллектом, не подготовленным к самостоятельной жизни. Подробнее на тему воспитания интеллекта с раннего возраста готовится статья  «развитие интеллекта с первых лет жизни».  Более 30 лет знаком я с этой игрой, воспринимая её как вид общения. Играл 3-5 партий в год, но с главным её недостатком – зависимость выигрыша на  50% от везения, примириться не мог. Ни выигрывать, ни проигрывать по воле случая я желал! И как то у меня родилась идея, которая год назад оформилась в разновидность нард, которые я назвал «НАРДЫ СПРАВЕДЛИВЫЕ». В процессе разработки названия менялись и последнее – «НАРДЫ ОБЪЕКТИВНЫЕ»  скорее соответствует моему стремлению создать игру, которая объективно могла бы оценить в цифрах разницу в квалификации игроков по одной встрече, а ничья была бы редким исключением. Разумеется, они не учитывают психическое и физическое состояние игроков, т.е. временное отклонение от лучшей спортивной формы.
Предлагаю на ваш суд свои размышления и с нетерпеньем жду ваш вердикт, а ещё лучше – встречи в турнире!
К ЧИТАТЕЛЯМ. Сколько раз перечитываю статью, столько раз правлю.  Видимо потому, что я технарь и программист, а публиковаться пытаюсь впервые, но конструктивную критику принимаю в любом количестве.  А Вы не могли бы предложить свои варианты и если я их приму, то включу Вас в соавторы.  Заранее благодарю за соучастие – Эвальд Юдин.