Серый ветер, серая река 8

Олег Ока
  10. Витгенштейн и непонимание, вечер.

  Шляясь по гулким аудиториям районной поликлиники, Алан бестолково рассуждал о методе Витгенштейна. "Если конкретный вопрос может быть задан, значит на него априори существует конкретный ответ" - утверждение ему нравилось, но не было понятно, как эта максима может ему помочь. Ведь он не мог определиться с самим вопросом. "Что означают явления, происходящие с ним?" Явно не конкретный вопрос, а, значит, на него мог быть только такой-же бессмысленный ответ - с ним происходит жизнь. Или болезнь. Или нормальная жизнь, вариантов можно привести множество, и ни один из них не будет ответом.
 В поликлинике было пустовато, дачный сезон в разгаре, болеть не хотелось никому, и болезни откладывались на зимний сезон. Сейчас здесь неприкаянно бродили работники, наказанные зимними отпусками и надеющиеся провести больничный за городом, или истовые горожане, принципиально отвергающие прелесть ползания по грядкам, или инвалиды, типа него самого.
 Натирал шею потный воротничок рубашки, которую пришлось надеть принудительно, Лиска устроила авральную стирку, обнаружив залежи грязной одежды в контейнере в ванной, где обретались и все его футболки. Хорошо хоть носки с трусами нашлись чистые. Джинсы тоже пришлось отдать, и он обретался в летних бежевых брюках.
 - "...Чтобы узнать, истинен или ложен образ, мы должны сравнить его с действительностью..." - но прежде надо определиться с действительностью, есть-ли она истина, или ложь? Где градации, если нам известна только одна ипостась действительности? Тем более, "Из образа самого по себе нельзя узнать, истинен он или ложен..." Без определения действительности не обойтись. Но где взять это определение? Витгенштейн уходит в грамматическую игру, но я знаю, что слова, сами по себе, ничего не значат, если не мотивируют действие, изменение материи. А непонимание происходит от безграмотности и лени. Вот и весь логический синтаксис!
- Чеслов! Алан Чеслов, пройдите в кабинет! - донеслось откуда-то из другого мира, и Алан встрепенулся, отклеил намокшую на спине рубашку от стенки, повертел головой, увидел обозлённую тётку в белом халате, выглядывающую в коридор из дверей кабинета.
- Да! Я это, Чеслов Алан. Жду, сижу, простите, задумался... - он подскочил, подал тётке паспорт и направление, прошёл за её спиной, изображающей укор, в прохладу кабинета.
- Значит, на голову жалуетесь? - равнодушно процедила тётка, заполняя графы.
- На чью? - не понял Алан.
- Понятно. Давно проблемы начались?
- С головой у меня проблем нету, - попытался он объяснить, но было не очень убедительно. - Месяца два, началось с головных болей, потом зрение барахлить стало. И ещё такое... иногда провалы в памяти, минут на двадцать, что делал это время, не помню.
- Понятно, - опять невнятно выговорила тётка - зубы у неё болят, что-ли? - Вот здесь распишись, это тебе бумага будет, только к ней ещё другую пришпилим. Вот сюда садись.
 На голову была надета кожаная сбруя с датчиками и кучей проводов, его подключили к облезлым осциллографам, и он пол-часа тоскливо обозревал серую масляную покраску стен. Хоть-бы плакаты какие повесили!
 От скуки он стал вспоминать вечерний разговор с Лиской, после того, как прочитал "Логико-философский трактат" Витгенштейна и законспектировал то, что посчитал важным.
- Вижу, ты задумался. Поделишься?
- Есть кое-что. Теория. - "Факты в логическом пространстве суть мир. - Мир распадается на факты. - Любой факт может иметь место или не иметь места, а все остальное останется тем же самым." Видишь, что он говорит. Мир состоит из фактов, но не зависит от них. Дальше ещё есть, сейчас найду, - он задвигал мышкой, передвигая текст. - Вот - "Действительность, взятая в ее совокупности, есть мир... - Образ может отображать любую действительность, форму которой он имеет. Пространственный образ – все пространственное, цветной – все цветное и т. д... - Образ изображает свой объект извне (его точка зрения есть его форма изображения), поэтому образ изображает свой объект правильно или ложно...".
- Это о чём?
- Ведь понятно. Всё пространственное имеет свой образ, то, что мы видим. Действительность состоит из образов...
- Которые могут нам врать?
- Что и требовалось сформулировать. Так, поехали дальше - "Образ соответствует или не соответствует действительности, он верен или неверен, истинен или ложен. - Образ изображает то, что он изображает, независимо от своей истинности или ложности, через форму отображения. - То, что образ изображает, есть его смысл." Вот только как понять этот смысл? ...
- Об этом не говорится?
- Тут Витгенштейн ударяется в семантику, начинает играть словами. Но кое-что понять можно - "Истинность или ложность образа состоит в соответствии или несоответствии его смысла действительности. - Чтобы узнать, истинен или ложен образ, мы должны сравнить его с действительностью. - Из образа самого по себе нельзя узнать, истинен он или ложен. - Нет образа, истинного априори." Но с какой действительностью надо сравнивать образ объекта? - "Логический образ фактов есть мысль. Это означает, что мы можем создать его образ. - Совокупность всех истинных мыслей есть образ мира. - Мысль содержит возможность того положения вещей, которое в ней мыслится. - То, что мыслимо, также возможно." В общем, "как вы лодку назовёте, так она и поплывёт".
- Дай, посмотрю, философ деревянный! - Лиска забрала у него ноутбук, пробежала копированные тезисы. - Действительно... - "Большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем, не ложны, а бессмысленны. Поэтому мы вообще не можем отвечать на такого рода вопросы, мы можем только установить их бессмысленность." Он капитулирует, или, наоборот, ставит условия? - "Цель философии – логическое прояснение мыслей. Философия не теория, а деятельность. Философская работа состоит по существу из разъяснений... Философия должна прояснять и строго разграничивать мысли, которые без этого являются как бы темными и расплывчатыми." А это - "...ни одна часть нашего опыта не является также априорной. Все, что мы видим, может быть также другим. Все, что мы можем вообще описать, может также быть другим. Нет никакого априорного порядка вещей." Это как понимать? Мир - иллюзия? Причём, у каждого своя? Я с этим категорически не согласна! А вот это восхитительно - "То, что завтра взойдет солнце – гипотеза, а это означает, что мы не знаем, взойдет ли оно." - в каком мире живёт автор?
- В моём, - мрачно ответил тогда Алан. - Добро пожаловать. - "Мир счастливого совершенно другой, чем мир несчастного."
 Потом он совершенно осовел и уже собрался прямо так, в сбруе, немного поспать, короче, через небольшую вечность явилась также сонная тётка, освободила его голову от упряжи, одобрительно хмыкая, просмотрела вырванные из пасти самописца полотенца графиков, один прищемила скобкой к справке, которую вручила мученику, другую убрала в закрома.
- Что-ж, парень, отклонений, на первый взгляд, не видно, но ещё будет ЭКГ, анализы, и что там получится в общей картине, пока сказать нельзя. Да и здесь ещё надо будет помудрить над подробной расшифровкой... Счастливо тебе. И на ночь поменьше кофе и никотина, это универсальная рекомендация.
- И вам всего хорошего, - пробормотал Алан, покидая покои. В сквере под деревьями он остановился и позвонил Лиске.
- Всё хорошо? - затараторила она, не давая рта раскрыть. - А меня вызвали в Левашёво, думаю, ничего серьёзного, но дома буду не раньше семи. Ведь у тебя ещё какие-то анализы? Хорошо, я сейчас в электричке, здесь грохот. Поешь там где-нибудь, действуй, Ал, и будь молодцом. А у тебя всё в порядке? Чего молчишь?
- Я не молчу, я пережидаю шквал. Всё у меня в порядке, МРТ прошёл, ничем не напугали. Ещё ЭКГ, АБВГД, и МТС. И анализы. Так что вряд-ли буду дома раньше шести. Не скучай. Если что - звони. 
 Он постарался оправдать мнение жены и был молодцом. Домой заявился около шести, поморщился от тишины и чувства одиночества, бросил в стойку пакет с документами, тоскливо прошёл на холодную кухню. Здесь ничем не пахло, от тишины звенело в ушах, и он включил чайник, больше для звука. Телевизор решил не включать, запустил "Энигму":
- Вот придёт, скажу, что от тоски любуюсь на обнажённых женщин. Что скажет?
 Мысль веселья не прибавила, но музыка завораживала. Заглянул в холодильник, обнаружил нажаренные котлеты, отварную картошку. Молодец, девчонка. Медленно, впитывая звуки, налил кофе, закурил сигарету, уселся за столик, двигал горячую кружку по столешнице. Было хорошо, но пусто. Почему она не звонит?
 Минут через двадцать - кофе уже остыл, он выпил только пол-кружки - услышал звук ключа в замке, сердце оживилось. Напугать её, чтобы знала? Вставать и вообще двигаться было лень, ведь сейчас всё-равно нагрянет, закружит, затормошит... А может быть и любовью придётся заняться, почему нет? Он тут-же захотел её, даже пальцы задрожали. Ну-ну...
 Вот она вошла, стоит в прихожей. Ведь знает, что он дома, почему медлит? Что-то там упало, и он решил, что хватит сидеть, надо проявить уважение, встретить родного человека... Но почему там так тихо? Уже подозревая что-то неладное, он медленно встал, пошёл туда, к ней.
- Лиска, что с тобой, как не своя, торчишь в подворотне... - и заткнулся.
 Она стояла, опёршись спиной о стойку, сумка валялась у её ног, а лицо было застывшим и белым. Глаза остановились на какой-то точке в пространстве, и пальцы шевелились, будто искали чего-то.
 Это настигло её в электричке, когда они уже проехали "Дачное" и приближались к "Ленинскому проспекту". Окружающее размылось, стало изгибаться, местами увеличиваясь, местами уменьшаясь, как будто в воздухе перемещались невидимые линзы. Цвета исчезли, перешли в серо-молочный спектр, за стёклами окон на мгновение свет погас, сменившись космической чернотой, потом тускло засветился, освещая салон, как сквозь сплошной ночной дождь, а люди...
- Они стали изменяться, знаешь, как в фильме "Морозко", такие мерзкие живые стволы с изгибающимися ветвями, и они все стали поворачиваться в мою сторону, и в трещинах коры там светились тусклые огоньки, может быть, это было природное свечение, флюоресценция, но было похоже на мёртвые глаза. Это было долго, Алан, это продолжалось вечность, а на самом деле не больше пяти минут, но мне сравнить было не с чем, не было точки отсчёта, системы координат исчезли, я была совсем одна, и все вектора упирались в меня...