Холодная война

Полковник Чечель
          На фото - отмечаем юбилей, 80 лет 12 омрап, которым я имел честь командовать. Стоят: дочь Оля, живущая в Испании, и мои пилоты: Игорь Ларьков (СУ-24), Анатолий Ильичёв (ТУ-16), мой правый лётчик, космонавт Юрий Лончаков (три полёта в космос) - 27.10.2018 года, аэродром Остров, это как поедете в Индию, от Пскова сразу направо.

     "Умом Россию не понять,
      Аршином общим не измерить:
      У ней особенная стать —
      В Россию можно только верить".
                (Фёдор Тютчев)

     Чем больше в прошлое уходят времена Второй Мировой войны и существования Советского Союза как государства, тем больше делается попыток извратить истинную историю и принизить роль советского народа, всех его 15 республик, в победе над германским фашизмом и освобождении стран Европы от "коричневой чумы" 20-го века.
     Установление по завершении Второй мировой войны советского контроля над странами Восточной Европы, в особенности создание просоветского правительства в Польше в противовес польскому эмигрантскому правительству в Лондоне, привело к тому, что правящие круги Великобритании и США стали воспринимать СССР как угрозу.
      Весной 1945 года СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая признание права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах.
        В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана вооружения немецко-фашистских пленных их же трофейным оружием для войны против СССР. Заданию предшествовали выводы, которые Черчилль представил в своих мемуарах.
       24 июля 1945 года, в ходе работы Потсдамской конференции, Трумэн уведомил Сталина, что США создали атомную бомбу, не говоря об этом прямо. В своём потсдамском дневнике он отмечает, что  Сталин, совершенно не изменившись в лице, выдал одобряющую фразу, типа: «Правильно, задайте японцам жару», - было такое впечатление, что он не понял важность сказанной ему информации. Так посчитал Уинстон Черчиль, который заранее стоял в дверях, чтобы лучше видеть лицо советского лидера. Но на самом деле Сталин после окончания приёма тут же позвонил в Москву и попросил Курчатова ускорить работы по созданию атомной бомбы.
         6 и 9 августа 1945 года дальние бомбардировщики В-29 ВВС США произвели боевые сбросы свободнопадающих авиабомб с ядерным зарядом, соответственно, на японские города Хиросима и Нагасаки… — таким образом, лично Трумэн продемонстрировал бывшим союзникам, включая СССР — абсолютное стратегическое превосходство США в авиационной составляющей наступательного вооружения.
        Демонстрация военно-стратегического превосходство США над СССР явилась столь эффектной, что поразила воображение (вскружило голову) Премьер-министру Великобритании — У. Черчиллю, который, вероятно, в состоянии эйфории — тайно предложил президенту США — нанести, без объявления войны, упреждающий ядерный удар по СССР…
         В октябре 1945 года штаб генерала Дуайта Эйзенхауэра по приказу президента Гарри Трумэна начал разработку плана «Тоталити», предполагавший сброс 20-30 ядерных бомб на 20 советских городов. В дальнейшем, речь стала идти о бомбардировке трёхсот городов и промышленных объектов. Но создание в Советском Союзе и проведение  испытаний первой атомной бомбы уже в августе 1949 года охладило горячие головы, и привело к немыслимой, в конечном счёте,  гонке вооружений и целому ряду локальных войн и конфликтов, которые в любой момент могли перерасти в третью мировую войну. Достаточно вспомнить войну в Корее,  Вьетнаме, Карибский кризис, Египет  и прочие краеугольные точки международной обстановки, чтобы понять, на каких хрупких весах качались тогда чаши весов войны и мира.
         Прежде всего, противостояние между двумя системами проявлялось в авиации и на флоте. Именно лётчикам и морякам приходилось в непосредственном контакте с вероятным противником в водах мирового океана и воздушном пространстве над ним остужать горячие головы, доказывая превосходство советского оружия или факт, что «акстись, ребята – мы вам ни в чём не уступаем.

                ОВВАКУЛ им. И.С.Полбина

        Славное Оренбургское Авиационное Училище начало готовить для страны лётчиков уже в августе 1921 года. Свою историю училище ведёт от Московской школы воздушного боя и бомбометания, формирование которой было начато 10 августа 1921 года. Но уже в 1922 году её перевели в город Серпухов, а 20 июня 1927 года перебазировали в Оренбург. По маршруту Серпухов — Пенза — Оренбург лётчики-инструкторы перегнали самолёты.
       За время своего существования вплоть до его разформирования 12 февраля 1993 года приказом МО СССР Павла Грачёва училище не раз претерпевало различные административные и организационные изменения,  главными из которых являются, что оно с 1960 года получило статус высшего учебного заведения, а с 1965 года (???) стало готовить лётчиков для Морской авиации, не забывая при этом оставлять инструкторов для себя, и небольшой процент пилотов из числа тех, кому ну совсем  не повезло носить чёрную шинель с кортиком, отдавали в «пехоту», блин, оговорился, в Военно-Воздушные Силы СССР.
   
       Что такое «холодная война» в натуре, мы вам расскажем на примере  курса – выпускников ОВВАКУЛ – 69 года и судьбы 12 омрап на Балтике, в котором проходили службу и становление как лётчики, сразу 6 наших выпускников 86-го года:  Игорь Ларьков, Юра Лончаков, Игорь Тульский, Вова Кузнецов,  Валера Бобылев и Сергей Губанов.  Вот что вспоминает Военный лётчик-снайпер, полковник запаса Василий Васильевич Чечельницкий , командовавший полком в то время в гарнизоне Остров Псковской губернии:
 
      «Во-первых, подчеркну - стране так тогда не хватало лётчиков, что нас выпустили досрочно без полноценной лётной практики на 4-ом курсе, дав налетать для поддержки штанов и, чтобы не забыли, как выглядит штурвал самолёта, аж по 5 часов, причём, лишь 30 минут из которых нам позволили совершить самостоятельно. Сами ГОСЫ по технике пилотирования мы сдали осенью 1968 года, сразу став дипломированными пилотами, что в корне так изменило психологию некоторых лётчиков-солопедов, что со своими инструкторами они сразу перешли на «ТЫ». Некоторые из нас,  осуждая этот факт,  этим ухарям говорили: «Ребята, никому, кроме своей мамы не пытайтесь доказать, что Вы – «вундеркинд». И дальнейшая служба и жизнь, показали, насколько мы были тогда правы.

       Второе, почти одновременно с нами училище наша «Альма -матер» произвела  выпуск пилотов из запаса, которым в отличие от нас «лётчиков-инженеров», засчитали окончание училища экстерном с выдачей дипломов о среднем образовании. Причина такой «спешки» была, конечно, в «холодной войне», а также в том факте, который скрывался на верхних эшелонах власти, что катастроф и аварий тогда в военной авиации было столько, что одно авиационное училище СССР работало практически вхолостую на восстановление потерь лётного состава за год.

                ВЫПУСК 1969 ГОДА

       По выпуску нас 15 человек попало на Балтику в распоряжение Командующего Морской авиации Дважды Краснознамённого Балтийского флота. а вообще, львиная доля выпускников загремела на Дальний Восток. Мы – балтийцы были распределены в два полка на ИЛ-28: В Ригу (Скульте) и Храброво (Калининград). Из этих 15 семерым особенно повезло, нас направили служить в 51-ый Таллинский Краснознамённый орденов Ушакова и Нахимова авиационный полк под командованием полковника Дорофея Самсоновича Ермакова. Благодаря его чуткому и смелому руководству мы боевой первый класс получили ещё в чине старших лейтенантов. Наши же однокашники в Риге одновременно с нами получили только второй класс, а на первый сдали лишь через полтора года. В нашем полку один из экипажей постоянно находился в ДС. И это при том,  что рядом на аэродроме Чкаловск дислоцировался 15 одрап, и его экипаж на сверзвуковых ТУ-22р тоже находился в ДС.
   
  Забегая вперёд, скажу, что когда мне довелось служить в этом прославленном гарнизоне, был период столь напряжённый в противостоянии блока НАТО и стран ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА, в ДС был посажен весь полк с запретом выезда в город и прочие места за пределы гарнизона. Я вам скажу, ребята, целый полк самолётов-разведчиков. посадить в Дежурные Силы – это надо для этого иметь очень веские основания – и они были – это сложность международной обстановки. В жизни нашей страны были периоды, когда война могла вспыхнуть в любую секунду. И поэтому такие меры были оправданы.
       
                ДЕЖУРНЫЕ СИЛЫ (ДС называется)

      Как пример, могу вспомнить случай со штурманом своего экипажа Степанычем. Когда он служил ещё лейтенантом в чине второго штурмана на Севере, в их ТУ-16 врезался «Фантом» F-4g и своим килём разворотил им правую плоскость. После чего «Фантом» благополучно упал в море, лётчики катапультировались, а наш самолёт сел чудом. Потом, разбираясь с этим случаем, экипажу сказали: «Ребята, если бы КОУ успел всё это снять на фотоаппарат, вас бы наградили орденами и медалями, а так, скажите спасибо, что вас не наказываем, потому что без средств объективного контроля доказать, кто виновен в столкновении невозможно».
    . 
     В продолжение этой темы доведу факт , что , в моём 12 омрап, которым я имел честь командовать после Чкаловска, в ДС был посажен целый отряд с ракетами КСР-5п, с задачей - в случае возникновения военных действий в кратчайшее время уничтожить Пункт дальнего обнаружения и оповещения на острове Борнхольм. Так получилось, что спустя всего пол года такого ДС-а у меня 8 прапорщиков лётного состава (это которые  вср и коу – изображают верный глаз в жопе командира).- отказались подписывать контракт на продление службы в Морской авиации. А ВСЁ ПОТОМУ, ЧТО  условия несения ДС были просто невыносимы. В ДС заступал целый отряд – это три лётных и технических экипажа, всего порядка 30 человек. Помещения нормального для дежурства в ДС не было, и им для жилья выделили не отапливаемый участок матросской казармы, который искусственные всякие обогреватели протопить не могли. Но самое сложное было даже не в этом.
    
    Главное было в том, что самолёты, оснащённые аппаратурой, способной пускать крылатые ракеты по работающим РЛС, были у меня только во 2-ой эскадрилье, а это значит, что в ДС через 1-2 недели ходили одни и те же экипажи. Когда я Командующему ВВС БФ Петру Ивановичу Гончарову доложил на Военном Совете, что у меня 8 прапорщиков лётного состава уходят по истечению контракта  и попросил помочь доукомплектовать полк, меня подняли на смех. Потому что более халявной специальности, чем вср и коу, в Морской авиации нет. Особенно КОУ, который в полёте вообще ничего не делает, только реактивную норму и бортпайки жуёт, дожидаясь «дня Авиации» - 13 – го числа, по которым нам выдавали зарплату. А так он нужен только в военное время для отражения атак истребителей, поднятых на наш перехват.
      
                ДС  12  омрап

       В общем,  когда специально обученная делегация по моему персональному приглашению прилетела гарнизон и посмотрела, в каких условия личный состав полка несёт Боевое Дежурство, смешки сразу прекратились, и по приказу Командующего нам привезли из Калининграда сборно-щитовую деревянную казарму.
      
      Всё вроде было абге махт, но когда более внимательно к ней присмотрелись, оказалось, что как минимум одна треть древесины от долгого лежания на  складах штаба ВВС БФ прогнила, и если лето в этой казарме как-то перекантоваться можно, то на зиму снова придётся уходить, где были. Короче, ситуация была патовой. Для тех, кто в шахматах не «копенгаген», поясню – это значит – безвыходной. Я собрал у себя в кабинете командиров и начальников служб, объяснил диспозицию и задал риторический вопрос «ЧЁ БУДЕМ  ДЕ?» И представьте себе, выход нашёл начальник Воздушно-огневой службы полка, майор Жарков Михаил Васильевич. Он на моей командирской машине объехал все строящиеся объекты Псковской области, где дома возводились не из кирпичей, а из панелей. Обнаружил, что почти возле каждого такого дома валялись 1-2 бракованных панели. То ли крановщик не рассчитал и при подъёме стукнул одна о другую, то ли их ещё при отгрузке с завода побили, но факт тот, что они просто безхозно валялись. Михал Васильевич все их успешно выменял на полковой спирт, специально выданный ему для этих целей, и привёз на аэродром.
      
      Ну, а всё остальное было делом техники: я приказом по полку освободил 15 человек строителей - умельцев от всяких нарядов, полётов и работ, т.е. создал бригаду, которая работала на объекте постоянно, а для личного состава эскадрилий, управления и ТЭЧ учинил трудовую повинность в виде субботников-воскресников под названием «Арбайтен, негры». В итоге, мы за весну, лето и часть осени возвели так называемый «домик ДС», вмещающий до 100 человек личного состава, с двумя комнатами отдыха, сауной и жилыми комнатами каждому лётному и техническому экипажу персонально. Когда я показал, что мы построили, не затратив ни копейки Штаба ВВС Балтийского флота, Командующему Петру Ивановичу Гончарову, он прослезился и приказал выбросить старую мебель, которую мы уже поставили. В итоге, нам завезли новые диваны, стулья, кровати и два телевизора и прочую мебель.
      
      В общем, условия стали нормальными, народ  в ДС перестал роптать. Кстати, когда ДС сняли, из домика сделали гостиницу для перелетающих экипажей, как в Чкаловске, но, увы, через год сауна сгорела по недосмотру пьяных прапорщиков. Подтвердив справедливость поговорки: «Когда Бог раздавал порядок, авиация была в воздухе». Но не будем о грустном. Лучше отдадим должное выпускникам ОВВАКУЛ 86-го года. Они принимали самое активное участие в строительстве этого домика и вообще в корне  оживили общественную жизнь нашего полка. Достаточно вспомнить день Нептуна, придуманный лейтенантом Лончаковым и его товарищами, когда порядка 40-50 пиратов разыгрывали целое морское сражение перед жителями всего гарнизона на озере Гороховом, а потом всех подряд бросали прямо в одежде в воду, не взирая на чины и ранги, причём, к моему величайшему удивлению начали это действо с командира полка, его жены и детей.

                БОЕВАЯ  ГОТОВНОСТЬ

      Кстати, в 87 –ом году к нам пришли ещё лейтенанты-выпускники Оренбургского училища: Дейнека, Козыряцкий, Усов, (третий, к сожалению, через год погиб в экипаже майора Ефимова). Ну, вы сами понимаете, если сын Командующего ВВС Северного флота Владимира Григорьевича Дейнеки Игорь был направлен служить в 12 омрап, то уже один этот факт служит свидетельством, каким авторитетом пользовался наш полк среди руководства авиацией Военно-Морского флота.
      
      Далее, доведу такой факт, что у меня, как у командира ракетоносного полка была 30-ти минутная готовностьявки на красный телефон. Т.е., где бы я не был, в случае объявления тревоги я обязан был доложить Командующему по телефону ЗАСС, что я на связи и готов получить или уточнить боевую задачу для полка, поэтому куда бы я не поехал из гарнизона я всегда ставил оперативного дежурного в известность, где меня искать. Но я вам скажу, 30 минут БГ – это не предел. Когда мы за «рюмкой русского чая» в Германии с командиром полка в Вернойхене Щербининым Сергеем Ивановичем коснулись этой темы, я с удивлением узнал, что у него готовность явки на красный телефон составляет всего 5 минут, а всё потому, что основная цель для его МИГ-25 и ЯК-28р составляет слежение за полётом стратегических разведчиков блока НАТО SR-71, самых скоростных самолётов в своём классе в то время.

                ОБСТАНОВКА НА ТОФе

   Ещё приведу пример, как нельзя лучше характеризующий сложность международной обстановки во времена «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ». Сразу скажу, пример не типовой и вряд ли понравится дядям из Генштаба, но из песни слова не выбросишь, что было – то было. Нас служило три комэски в одном полку 57-ой мрад, все были тогда в чине майоров: Валерий Иосифович Бумагин, впоследствии ставший Командующим ВВС ТОФ, Иван Дмитриевич Федин, будущий Командующий, он же Начальник Морской авиации России, и скромный майор Вася Чечель, дослужившийся до должности командира 12 омрап и потом 9 лет исполнявший обязанности начальника Службы Безопасности Полётоа 33 ЦБП в городе Николаеве. Мы все дружили. Так вот, спустя год, как Бумагин был поставлен Командующим ВВС ТОФ, мы с ним случайно пересеклись в Москве в штабе авиации Военно-Морского флота СССР. Я поразился его сумрачному, угрюмому виду. Машинально спросив, Валера, как дела, как служба?» - в ответ услышал мат: «Да, шла бы она на Ху… эта служба. Командующий ТОФ за ПОЛ ГОДА ДАЛ ВСЕГО ОДИН ВЫХОДНОЙ, и то с обеда вызвал на службу». Я ему посочувствовал, хотя оба понимали, что Командующий так поступает тоже не от хорошей жизни, на него Москва давит…
      
 Как бы то ни было, я поразился как Валерий Иосифович из жизнерадостного, полноватого командира дивизии, который никогда не матерился, на Балтике, превратился в замордованного службой, генерал-майора на ТОФе. Кончилось тем, что Бумагин, чтобы снять постоянно давящий на плечи стресс,  стал прикладываться к «зелёному змию». В итоге, он продержался Командующим 6 лет, а как только вышел на пенсию, здоровье резко ухудшилось, и на 53-ом году жизни скончался. И вообще, хочу сказать, что в плане службы Тихоокеанский флот был, конечно, самым сложным, и те, кому довелось там служить, мои слова подтвердят. Причём,  сложно было служить не только лётчикам, но и морякам. Для примера – из Записок подводника, капитана 1-го ранга Храптовича Альберта Ивановича я узнал, что у него был период, когда его как командира атомохода приказали три раза подряд, не предоставив положенного отдыха, совершить три похода на БС (боевую службу), естественно, с разными экипажами АПЛ, - такой он был надёжный и «незаменимый» командир. Но звание «контр-адмирал», которое ему было положено по статусу, так и не присвоили, в чём тоже выразился маразм нашей системы.

         Кстати, только вчера читая мемуары Заслуженного лётчика-испытателя СССР Алексея Щербакова «Лётчики, самолёты, испытания», натолкнулся на такой факт. Он описывает, как на приёме в Кремле его представили моложавому, загорелому генералу по фамилии Чурбанов. Как потом оказалось, зятю Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева, и когда тот стал рядом с трижды Героем Советского Союза Иваном Кажедубом, испытатель обратил внимания, что по размерам у них одинаковый «иконостас», т.е. одинаковое количество орденов и медалей, пусть и разного достоинства. Но как может никогда не воевавший генерал сравниться по наградам с прославленным асом Великой Отечественной войны было непонятно? Ясно, что уже тогда в верхних эшелонах власти процветало кумовство и протекционизм. Поэтому наша социалистическая система и была обречена  на провал.
             КОМАНДИР ПОЛКА - НОМЕНКЛАТУРА МО СССР

      И чтобы ещё раз показать сложность международной обстановки, приведу в пример как в Союзе происходило назначение на должность командира полка, как главной единицы, от которой зависит боевая готовность и боеспособность части. Для начала, подчеркну -  Должность командира полка – это номенклатура уже Министра Обороны, именно поэтому каждый кандидат перед назначением проходил собеседование в Москве в трёх инстанциях: Штабе Авиации Военно-Морского Флота СССР, в Штабе ВМФ СССР и Главном Управлении Кадров МО СССР. Везде беседуешь с первыми лицами: Командующими или его заместителями.
      
          На меня самое сильное впечатление произвёл адмирал Чернавин, тогда он был Начальником Штаба Военно-Морского Флота СССР. Мы зашли в его кабинет вместе с полковником Мордоваловым, который уходил на Северный Флот командиром дивизии, а я соответственно заступал на его место – Командиром 12 омрап. Мы зашли в кабинет, доложили, Чернавин нас усадил и в отличие от остальных ни о чём не спрашивал. Он просто сказал: «Товарищи офицеры, я в авиации разбираюсь не достаточно компетентно, чтобы вас учить, как надо летать или управлять полками и эскадрильями, но вы скажите мне, как на генеральских должностях можно допускать такие вещи?» И далее он озвучил нам два примера:

                ТОФ

     «Тихоокеанский Флот. Морской ракетоносной дивизии поставлена на учениях задача: «Двумя последовательными ударами уничтожить АУГ противника (авианосно-ударная группировка). Дивизия вылетает на задание составом двух полков, в каждом есть ракеты с ядерной боевой частью. ( Для справки: Авиационная наука гласит: «При нанесении удара по авианосцу и кораблям охранения в ракетном залпе для гарантированного потопления авианосца или выведения его из строя надо не менее 3-5 ракет с СБЧ ставить в середине потока ракетного залпа или ближе к его концу. Тогда вероятность успешного преодоления ПВО АУГ повышается). Для расширения «кругозора» читателей, все расчёты показывают, чтобы утопить авианосец, надо положить полк. Это потерять порядка 18 -20 экипажей. В академии мы не раз прорабатывали разные варианты удара на специальном тренажёре «Океан». Меньше потерять самолётов не получалось.
   
      «Так вот, - продолжал Чернавин, - когда первый полк вышел на рубеж пуска ракет, он увидел, что там где должна быть одна цель по данным воздушной разведки, их стало две. Цель разделилась. А на самом деле противник, создав облако из дипольных отражателей, сделал южнее себя ложную цель, но на экране локаторов этого не видно, какая засветка от ложной цели, а какая от истинной. Командир дивизии, который идёт впереди, принимает решение, бить по южной цели, и весь ракетный залп полка уходит туда. Это нормально, что ушло не туда. Противник не дурак, и на то она и война. Но какие правильные действия в дальнейшем? Следующему полку передать информацию, что цель разделилась, и что вы нанесли удар по южной цели. Вместо этого командир дивизии летит молча.
    
       В итоге, второй полк выходит на рубеж пуска ракет, видит вместо одной две радиолокационных отметки от цели и тоже наносит ракетный удар по южной цели, которая ложная. Весь залп ракетной дивизии, где было около 10 ракет с ядерной боевой частью, улетает в «белый свет, как в копеечку». Когда я спросил командира дивизии, почему Вы не проинформировали командира второй ударной группы, что цель разделилась, и что Вы нанесли удар по южной цели, знаете, что он мне ответил? – Нам Командующий ставил задачу весь вылет произвести в режиме радиомолчания, чтобы противник нас не обнаружил и не сбил наши самолёты».
      
    И вот я Вас спрашиваю, товарищи авиационные командиры, что это, тупость, глупость или человек так уже за свою жизнь боится? Он, видите ли, боится нарушить режим радиомолчания, чтобы его не обнаружили и не сбили. Но ведь во время войны его за такое выполнение боевой задачи поставили бы к стенке».

                СЕВЕРНЫЙ  ФЛОТ

     Вот вам второй пример, уже Северный Флот. Задача почти такая же с той лишь разницей, что указано нанести одновременный удар по АУГ на пределе досягаемости своего тактического радиуса действия. Разведчик ТУ-95РЦ выдал координаты цели. Но ведь надо учесть, что цель в океане, вокруг никакой привязки, т.е. какие-то ошибки в определении координат неизбежны. Кроме того, цель ведь не стоит на месте, она движется, и пока дивизия прилетела на рубеж пуска ракет с максимальной дальности, она несколько сместилась.
      
      Нет, командир дивизии даёт команду на пуск ракет с максимальной дальности слепо руководствуясь координатами, выданными самолётом-разведчиком. Когда посчитали и проверили средства объективного контроля, оказалось, что все ракеты дивизии не долетели до своих целей порядка 10-20 километров. Опять целый залп и всё впустую. Ну, разве мы бы стали ругать командира дивизии, если бы он пролетел несколько десятков «лишних» километров для гарантированного долёта ракет до цели, потерял бы при этом ещё несколько самолётов из-за дополнительного нахождения в зоне ПВО авианосца, но он бы выполнил боевую задачу. А так всё «коту под хвост». Мы зачем вас в академиях обучаем, товарищи офицеры, чтобы вы тупо, как «солдафоны» выполняли приказы?

     Всё это я вам рассказал, товарищи Командиры, с одной целью. Ещё Суворов говорил: «Не держись устава аки стены». Я требую от вас творческого отношения к делу. И главное для вас, поддержание высокой Боевой Готовности вверенных вам частей и подразделений.  Вопросы есть? Вопросов нет. Желаю успехов на своих должностях», - с этими словами адмирал Чернавин пожал нам руки (я свою потом неделю не мыл), и мы убыли из кабинета. Честно скажу,  я порадовался за себя и за наш Флот, что нами управляет такой умный Начальник, буквально несколькими фразами снискавший к себе огромное уважение, и попутно преподавшим нам хороший урок, как не надо выполнять боевую задачу.

      "Что меня всегда поражало, — сказал он, — так это звездное небо под ногами и Иммануил Кант внутри нас. — Я, Василий Иванович, совершенно не понимаю, как это человеку, который путает Канта с Шопенгауэром, доверили командовать дивизией".
          (Виктор Пелевин "Чапаев и Пустота")

      (Для народа, которые не авиаторы, поясню. Когда мы говорим «пуск ракет», то это речь идёт о тактических пусках. Т.е. ракеты настоящие, в том числе и ядерные. Они висят под крылом или фюзеляжем, но мы их пускаем условно, руководствуясь данными радиолокационных прицелов. Вся аппаратура на ракете и самолёте работает, но ракета не отцепляется. Зато на земле по записям объективного контроля можно точно определить, попала ракета в цель или нет. А практически мы пускаем ракеты 1-2 раза в году, на учениях, т.к. это дороге удовольствие. Каждая ракета, заправленная окислителем,  весит порядка 4-х тонн и размером с небольшой истребитель)

                ГУК  СССР

         А вот следующее собеседование в ГУКе (Главном Управлении Кадров) меня разочаровало и гордости за наши Вооружённые Силы СССР у меня поубавилось. Не буду рассказывать про свой пример, он менее поучителен, чем пример командира истребительного полка МИГ-29 с Вознесенска подполковника с «редкой» украинской фамилией «Сало». Мы с ним проходили ВЛК в Одессе, вот и разговорились. Вот что он поведал. Сидят они перед морским контр-адмиралом, ждут приёма у дважды Героя Советского Союза, который является последней инстанцией, определяющей, способны они командирами полков стать.
       
  Я забыл сказать, как мы с полковником Мордоваловым были двое, так и с ним был ещё один потенциальный командир полка. И вот на столе у контр-адмирала звонит телефон, он берёт трубку и тут же матом начинает кого-то «вразумлять», что он жене какого-то начальника не те апельсины купил. Так он его «повоспитывал» минут 7, потом начал уже класть трубку и вдруг вспомнил ещё одну «мелочь»: « Да, к тебе в полк скоро придёт старший лейтенант такой-то, сын такого-то, ты ему к 23 февраля дашь медальку или орден, а в июле отправишь в академию. Понял, медальку или орден?» И всё это контр-адмирал произнёс, совершенно не стесняясь нас, свидетелей этого разговора.
       
      Люди, бывает,  за эти ордена жизнь кладут на алтарь Отечества, а тут было видно, что контр-адмиралу абсолютно всё равно, дать медальку или орден, лишь бы сыночка какого-то начальника наградили», - тут мы с подполковником Сало подняли рюмки за успешное прохождение ВЛК.
 
      Что касается меня, то после беседы с дважды Героем Советского Союза, я задал себе вопрос: «Что заставляет людей в таком возрасте цепляться за свою должность, когда старческий маразм уже виден «не вооружённым взглядом? Хотя может его заставляют служить до «пока ноги носят» как папу Римского, Леонида Ильича Брежнева и Черненко? Т.е. эти примеры ещё раз показали, что распад Советского Союза как одной из самых мощных держав мира, был неизбежен. А вот какой  станет Россия в будущем,  зависит от современного поколения и его потомков.

    А в общем, ещё раз подчеркну, Морская авиация СССР и России всегда стояла и стоит на страже стратегических интересов нашей страны, и выпускники Оренбургского ВВАКУЛ им И.С.Полбина внесли в это свой огромный, неоспоримый вклад. Поэтому вспомним ветеранов лётного и технического состава всей нашей авиации, в том числе  всех стран СНГ,  и отдадим должное их беззаветному труду на благо Отечества…»

    С уважением, Чечельницкий Василий Васильевич, он же на пол ставки полковник Чечель, умудрившийся издать на свою пенсию, с помощью нескольких друзей, уже 11 книг, но до сих пор не понимающий, как его после «дембеля» занесло в писатели? Ведь вроде рос нормальным ребёнком в приличной семье, блин. Да, и в училище приняли по здоровью, а не по уму. Да, точно говорят: «ПУТИ ГОСПОДНИ НЕИСПОВЕДИМЫ»…

      Рецензия на «Холодная война» (Полковник Чечель)

      Дык, я не понял - то ли Чечельницкого цитировал кто-то, то ли полковник Чечель сам так написал рассказ.

      Но не имеет значения. Здесь я, наконец, узнал, за что и почему кое-кто так зауважал далеко не всеми на флоте уважаемого ГК Чернавина.
Господи! Да самому косноязычному и недалекому, а то и тупому начальничку, (из тех, кому ни за что "дают медальку" и отправляют в академию), дай такие примеры для "разбора", как в том случае, о котором речь в рассказе, он разнес бы
виновников еще краше.

      А Чечельницкий, зная Чернавина получше, вымыл бы руки сразу же по выходе из его кабинета.

      Но рассказ хорош. Что умеет делать отставной полковник, то умеет. Надо отдать ему должное.
      С уважением,  Альберт Храптович   01.10.2019

     + добавить замечания

       Альберт Иванович, я честно написал о своём первом впечатлении от встречи с этим адмиралом, и по сравнению со следующим, впадающим по старости в маразм дважды Героем Советского Союза, с которым мы проходили собеседование в ГУКе, он выглядит "паинькой". Какое мнение сложилось о Чернавине в войсках, когда он стал Командующим ВМФ СССР, я не знаю, т.к. с ним "в одном полку не служил", но как адмирала флота СССР Горшкова под руки выносили из самолёта ИЛ-18 два "специально обученных адъютанта" видел лично.

     И вообще - «Это было в старые добрые времена, когда ВСЕ ЖЕНЩИНЫ были слегка легкомысленны, а мужчины занимались любимым делом – войной. Солдаты тогда грациозно убивали друг друга во славу короля, а полководцы одной лишь перестановкой правого фланга на левый выигрывали целые сражения. Само собой разумеется, при условии, что левый фланг они ставили в центре». (из заставки к фильму «Фан-Фан-Тюльпан».

     С уважением, ВВЧ.

    30 лет назад, разговаривая с бывшим нач.Штаба МВД МССР о Щелокове и Чурбанове, тоже самое рассказал-что на совещаниях стал замечать, что орденская планка у Чурбанова все больше и больше догоняет планку орденов у Щелокова. И добавил - а министр все-таки прошел Войну.
 
    Кстати, он же проводил эксперимент по опрокидыванию МИГ 15 от струи при расследовании обстоятельств гибели Гагарина. А как рогом упирался Горшков, чтобы не восстанавливать хотя бы посмертно Н.Г.Кузнецова в звании Адм.Флота Сов.Союза? И как они все с ПУ Флота не давали согласия на полную реабилитацию Маринеско? Уже все сделали в 1988, при Чернавине.

    С уважением, Виталий.

    Рецензия на «Холодная война доп 1. 10. 2019 г» (Полковник Чечель)

     Спасибо, Василий Васильевич!
Классный командир Чернавин!
Впечатлили двумя его историями - как не надо воевать. Даже на учениях.
И горько, что кумовство сделало своё чёрное дело.
С уважением,
Сергей

Кандидыч   01.10.2019

+ добавить замечания

     Параадокс в том, что эти тактические ошибки на уровне командира роты, а может даже и взвода. А ведь их допустили генералы !!! Блин, кто-то же их поставил комдивами!!!

С уважением, ВВЧ.

Рецензия на «Холодная война доп 1. 10. 2019 г» (Полковник Чечель)

     Доброго дня, Васильич! С интересом прочитал этот очерк, и комментарий к нему Альберта Ивановича Храптовича. Кстати, в его мемуарах он тоже уделил внимание вопросу протекции в атомном флоте, когда некоторые командиры апл давали рекомендации на повышение чьим-то сынкам, только бы избавиться от их присутствия (на корабле). И эти сынки быстро становились адмиралами, порой, не нюхнув как следует моря. И планок, наградных у них было больше, и звёзды крупнее...

      Только Флот и Авиация, всё равно (слава Богу), всегда держалась не на их плечах, а на ваших. Имею ввиду тебя, дорогой мой Васильич, и Храптовича, и многих других настоящих и честных командиров.
      С пожеланием всего самого доброго, Веры и Терпения. Владимир.

Владимир Пастернак   01.10.2019

+ добавить замечания

    Володя, спасибо за отзыв. Ты абсолютно прав, не такие офицеры и генералы  делают погоду в армии и на флоте.

Жму кисть, ВВЧ.

    [18.03.2020 18:18] Владимир И.: Желаю здравия. Прочитал публикацию "Холодная война" и наплыли воспоминания о службе в те годы. Опишу один из эпизодов о сынках "больших воинских чиновниках". Камчатка, к-р АТБ к-н Радушнов на п/полковничей  должности, досрочно получает м-ра  и за систематическое пьянство,аморальное поведение (по жен.полу ходок) и самоустранение от служ. обязанностей вызывают в политотдел на парт.бюро. Встал вопрос об исключении из чл. КПСС. Одним словом "достал" всех начиная с командования части и заканчивая ПО.

     Идет парт.бюро, вопрос ставится на голосование,мнение членов единодушное- исключить. Вдруг слабый стук в дверь и голос тов. командир ( обращение к командиру АП п/п-ку Орлову Г.М.) вам телефонограмма  со штаба  авиации, и Генрих Михайлович зачитывает  ее перед собравшимися  ....за успехи в Б и ПП наградить м-ра Рвдушного орденом Красной Звезды...гробовое молчание. Орлов Г.М. в серцах матерно выругался и ушел хлопнув дверью.  Голосование не состоялось.