Дневник на двоих

Марина Даренская
В теплый сентябрьский день редакцию газеты «Таганрогская правда» посетили два пожилых человека, мужчина и женщина. Они разместили объявление: «Витя Стрыков и Таня Яковлева отмечают 75 лет со дня знакомства, дружбы и любви. Принимаем поздравления по телефону…» За этими словами явно стояла интересная история. А вот ее некоторое подробности...


Капуста на столе


…Когда немцы подходили к Таганрогу, семью Виктора вместе с металлургическим заводом имени А. А. Андреева эвакуировали на Урал. На Металлургии работал тогда отец Вити.

- Начинался октябрь. Меня, как обычно, отвели в садик, и вдруг туда пришла моя тётя и сказала: «собирайся, идем домой». Жили тогда на Стахановском. Когда вернулись домой, мама резала капусту. Готовила... Тут позвонили и сказали: «Сейчас за вами придет машина, собирайтесь. Нужно ехать на завод». Мы связали вещи в узел, капуста осталась на столе. На территории завода уже стояли пульмановские вагоны, с нарами внутри и буржуйкой посредине. Нас разместили, и поезд тронулся,- вспоминает Виктор Николаевич.

Путь на Урал занял 62 дня. Когда состав приходил на очередную станцию и паровоз набирал воду, узнавали, что предыдущей станции больше нет – уничтожена немцами. Иногда следующий железнодорожный пункт, на который приходил поезд, также носил следы свежей бомбежки – развороченные рельсы, разбитые дымящиеся вагоны. Когда приехали на Урал ночью, стоял сильный мороз.

- Помню, с горы валунами спускалась полностью замершая река. Эвакуированных разместили неподалеку, и первое время мы там жили. Потом с семьей перебрались в Тбилиси, куда был эвакуирован Таганрогский авиационный завод № 31. Нас пригласили туда жить мамины родственники.

Первый класс Виктор окончил в Тбилиси. И тут объявили об освобождении Таганрога.


Жизнь без «Мурзилки»


Татьяна с мамой опоздали на пароход, которым эвакуировали жителей города. Они вернулись домой. Девочка мало что понимала в происходящем. Мама плакала от того, что придется остаться в захваченном фашистами городе, а шестилетняя Таня - от того, что мама жгла журнал «Мурзилку». (На его страницах оказалось много коммунистической агитации.)

В одной половине родного дома квартировали оккупанты. Когда бомбили город, досталось и их постройке. Бабушку завалило, но семья ее откопала, и женщина осталась жива.

- Однажды мы пошли с мамой на рынок, и я там увидела виселицу с раскачивающимися трупами. От страха потерялась: убежала по трамвайным путям домой, аж на улицу Осипенко,- вспоминает Татьяна Евгеньевна.- Один из немцев, у нас живущих, меня подкармливал из пайка — у него дома осталась такая же дочь. На нашей улице была немецкая кухня, мы с девчонками собирали окурки, оттуда доставали табак, сушили и продавали его — чтобы что-то купить поесть. Было голодно, ели одну кукурузу…

Когда освободили Таганрог, Таня пошла в первый класс.

«Стрык и Танька!»

В 1944 году семья Стрыковых вернулась в родной город, и первого сентября Виктор пошел во второй класс начальной школы №11 на переулке Парковый. До сих пор сохранился небольшой кирпичный домик, где проходили занятия. Девочки и мальчики учились вместе. Сама школа была разрушена во время бомбежек, и на переменах дети играли на её развалинах.

- Там я впервые увидел Таню, и она мне понравилась. Мы вместе участвовали в самодеятельности, разыгрывали сценку «Стрекоза и муравей» по басне Крылова, подружились.

Их дразнили, кричали вслед: «Стрык и Танька! Стрык и Танька!» Когда они закончили четвертый класс, школы разделили. Виктор попал в среднюю школу №6, где учились только мальчики, рядом с клубом имени Ленина от металлургического завода, а потом, после семи классов – в школу № 2 имени А. П. Чехова. Таня училась в школе № 21.

- Когда оказались в разных школах, встречались по выходным. Он мне политинформацию проводил - любил газеты и журналы читать, а я этим не интересовалась. А я занималась музыкой и приобщала его к культуре. Один год  даже вели вместе дневник — неделю он писал, неделю — я, - рассказывает Татьяна Евгеньевна.

Когда ребята достигли юношеского возраста, появились и любовные чувства.

- Была задача: получить в школе золотые медали, и поехать поступать в московский институт вместе, - рассказывает Виктор Николаевич. — Мы хорошо учились. Помню, как в 1949 году вступали в комсомол, получали комсомольские билеты в красивом старом здании на переулке Гоголевский. (Там тогда размещался райком комсомола.) Наша дружба действительно помогла завершить среднее образование медалистами.

Выпускники вместе отправились в Москву. Сначала хотели отдать документы в один институт, но вышло, что поступили в разные. Татьяна - в МЭИ имени В.М. Молотова, а Виктор - в Московский институт стали имени И.В.Сталина.

Дороги расходятся

Виктор ещё в школе увлекался радиотехникой. Когда студент столкнулся с металлургическим производством, понял, что попал не туда. Он уехал обратно в Таганрог, и поступил в недавно открывшийся Таганрогский радиотехнический институт. Татьяна осталась в Москве, их дороги разошлись. Девушка влюбилась, вышла замуж, вскоре родила дочь. Окончив институт, уехала жить с мужем в Киргизию (Его семья попала туда во время войны.) Там на свет появилась ещё одна Татьянина дочка.

Виктор долго переживал разлуку, но позже в Таганроге и у него образовалась своя семья, потом родились сын и дочь. Парень окончил институт в 1959 году, и отправился в Серпухов.

- Сорок человек моего факультета распределили на радиотехнический завод, мы там и дипломы получили. Работал инженером, потом стал ведущим инженером, попал на комсомольскую работу, был делегатом XVII съезда ВЛКСМ в Москве. Перешел на партийную работу, семь лет руководил исполкомом горсовета Серпухова, - рассказывает Виктор Стрыков.

В это время Татьяна из Киргизии приезжала на повышение квалификации в Москву. У них случались хорошие встречи, дружба продолжалась. Позже дети Татьяны Евгеньевны перебрались жить в Протвино. Они купили родителям квартиру. Теперь старых друзей разделяли всего 20 километров, но шли 90-е годы, и в это время они будто потерялись; свои хлопоты, семья, проблемы, связанные с перестройкой…

Мы – инопланетяне

Муж Татьяны умер в 2005 году, и она осталась одна.

- Не звонила Виктору, потому что – семья. Не хотела мешать, - вспоминает Татьяна Евгеньевна.

А он так и жил, вполне счастливо, в Серпухове, пока супруга Виктора Николаевича – Нелли (в пошлом таганроженка, окончила пединститут, наш герой с ней  прожил 56 лет) не оставила его в 2017 году.

- Номер мобильного телефона Татьяны у меня был, но я не набирал его, боялся: мало ли что произошло за эти годы. И вдруг, на мой день рождения в прошлом году, 3 марта, она поздравила меня SMS-сообщением!

 Мы встретились: все, что было в юности, снова вспыхнуло: и в памяти, и по-настоящему. Больше мы ни на день не расставались!

У Татьяны Евгеньевны четверо внуков и девять правнуков. Семеро из них, мальчики, живущие в Канаде, увы, не говорят по-русски. У Виктора Николаевича трое внуков, один правнук. Так совпало: Татьяна родилась в сентябре, ей исполнялось 84 года, и они решили посетить Таганрог, где они родились и выросли. А ещё оказалось, что прошло 75 лет со дня их знакомства.

- Это тема для романа. На земле такое разве встретишь? Мы - будто инопланетяне, и привезли свою любовь человеческую на родину, в Таганрог, - говорит Виктор Стрыков.

- Когда увидела море, расплакалась. Нашла дом, где родилась, но внутрь попасть не получилось – он был закрыт. И все же – как хорошо, что мы сюда приехали!- добавляет именинница.

2019 год, октябрь