Рассказ Отцеубийца

Дюсенбай Токашов
РАССКАЗ

«ОТЦЕУБИЙЦА»

Этот печальный рассказ я услышал,  как всегда,  от дедушки Барнабы, когда возвращался с работы. Стоял теплый сентябрьский вечер, когда наступает бабье лето, паутина виснет на ушах, летит везде, листья начинают только желтеть. Вся атмосфера уходящего лета навевает на умиротворение. Осень еще не набрала силу, но уже намекает на будущие холода.
Почему-то стариков было мало, видать старческие хвори начали беспокоить, и многие отсиживались по домам. На скамейке сидели,  как всегда,  Бареке, Хаба, Самат, Нуреке. Они лениво перекидывались в картишки, разговор не клеился. Поздоровавшись, я присел с краю. Бареке спросил меня : «Как дела? Как здоровье? Все ли хорошо? ». Я отвечал уважительно и односложно: « Да, все хорошо, аллага шукир, бари жаксы».
Тут Бареке спросил меня: «Слышал новость в соседнем доме?»  «Нет»- ответил я. Бареке покачал головою,  и сказал: «Да, печальная новость, куда катится мир…». Я спросил встревожено: «Да что же случилось? Расскажите? ». Тут в разговор встрял неугомонный Хаба: «Да расскажи ему Бареке, да и мы послушаем!».
И Бареке начал свой рассказ.
« Мне об этом рассказал мой старый знакомый, когда-то мы вместе служили. Он живет в соседнем доме. Мы с ним как-то случайно встретились в парке,  и он рассказал мне эту историю. В их доме проживает одна семья, вернее проживала. Муж, жена, трое сыновей ютились в однокомнатной квартире.
Муж работал где-то плотником, жена работала менеджером в КСК, старший сын Берик тоже где-то числился, средний сын Серик работал контролером в «Энергосбыте» , младший Бахытжан учился в первом классе. Обычная рядовая семья. Мужа звали Жанат, а жену Гульмайра. Пока ничего не случилось,  про них ничего особенно и не было известно. Однажды ночью, где-то во втором часу средний сын порезал своего отца ножом, он нанес отцу тринадцать ножевых ранений, приехала «Скорая помощь» и увезла отца в больницу, где тот и скончался. Серика арестовали и поместили в СИЗО.
Недавно состоялся суд,  и его осудили на три года ограничения свободы.
Хотя следствие и обвиняло его в умышленном убийстве, но защита доказала, что он убил отца в состоянии аффекта.
Я попросил знакомого поподробнее рассказать про эту семью. И он поведал их семейную историю….
«Жанат и Гульмайра женились по любви, свадьбу сыграли скромную. Через год родился их старший сын Берик. Затем еще через три года Серик, затем через четырнадцать лет Бахытжан.  Жанат был трудолюбивым мужиком, любое дело спорилось в его руках, однако он любил работать больше с деревом. Всю мебель в доме он сделал своими руками. Его услугами часто пользовались родственники, он никому не отказывал. Часто с ним они расплачивались бутылкой водки. Жанат и сам не заметил, как пристрастился к спиртному. По началу,  он пил по праздникам, затем от случая к случаю, потом почти каждый день. Из-за его пьянок в доме начались скандалы, жена его Гульмайра пыталась воздействовать на него уговорами, потом начала ругаться, Жанат каждый раз давал слово «завязать», и каждый раз срывался.
 Он несколько раз уходил из дома, не появлялся неделями, затем опять просил прощения. Гульмайра прощала его из-за детей, принимала его вновь и вновь. Она понимала, что ей одной не вытянуть детей. Любовь уже давно прошла. Теперь они жили под одной крышей, но могли не разговаривать днями, а,  то и неделями. Жанат приносил домой получку, молча отдавал жене, на этом его участие в семейных делах заканчивалось.
Дети хоть и любили его, но стали отдаляться от него. Да и Жанат этим особенно не печалился. Как бы то ни было,  все же дети подросли. Старший сын Берик вырос крепким парнем, он уже мог дать отпор пьяному отцу. При нем Жанат не скандалил, он уже побаивался старшего сына. Все зло свое он теперь срывал на Гульмайре и среднем сыне Серике. Средний сын вырос слабым и тщедушным пареньком. Он рос замкнутым, любил сидеть за компьютером, но учился хорошо. Он сам поступил в институт, но не смог там учится. После второго курса его отчислили за неуплату. Он пошел работать в контролеры «Энергосбыта», работа ему не нравилась,  приходилось постоянно конфликтовать с недобросовестными клиентами.
Серик не любил конфликтов  и часто жаловался матери, что не хочет работать контролером. Мать просила его потерпеть, пока не подыщет для него другую работу. Серик очень любил свою мать, братьев, особенно братишку Бахытжана. Он ухаживал за ним чуть ли не с пеленок. Бахытжан отвечал ему тем же. Когда родителей не было дома, они часто играли вместе, причем Серик играл с Бахытжаном почти как ровесник. Они смеялись, возились, и были счастливы…
Пока не приходил пьяный отец. С приходом отца жизнь как будто замирала в их доме. Все ходили на цыпочках, боясь его разбудить или задеть нечаянным словом.
Жанат просыпался с похмелья злой как черт, если оставались деньги, то он посылал Серика за пивом или за бутылкой. Серик не хотел идти, однажды он попытался отказаться, но Жанат влепил ему такую затрещину, что голова Серика чуть не отлетела. Рука у Жаната была тяжелая,  как железо. После этого Серик три дня не ходил в школу из-за синяка, который нарисовался под глазом. В школе его спрашивали, откуда синяк, но Серик сказал, что наткнулся ночью на косяк двери. Конечно,  ему никто не поверил, но и особенно никто и не интересовался. С кем не бывает…
 Гульмайра плакала и просила Жаната не трогать сыновей. Жанат клялся, что больше такого не повторится. Теперь он больше не бил Серика по голове, а старался пнуть его или ударить в живот, чтобы не было заметно.
Серик не жаловался никому, он молча терпел побои отца.
Однажды ему стало плохо, Серик вызвал сам себе «Скорую помощь», приехала молодая врач и медбрат. Они осмотрели его, дали ему таблетку от головы, сказали обратиться за помощью к врачу по месту прописки и уехали.
Серик прилег на диван рядом с братишкой. Ближе к вечеру пришел,  как всегда,  пьяный отец. В руках у него была недопитая бутылка водки. До этого он уезжал в деревню к старшему брату Жаманаю. Тот строил себе дом и часто звал к себе Жаната, благо ему не надо было платить. Они оба любили выпить. Жаманай, когда пили вместе,  часто настраивал Жаната против Гульмайры. Он почему-то невзлюбил свою невестку. Гульмайра не пила спиртного и не любила людей пьющих. В последнее время она стала набожной и носила платок, часто ходила в мечеть, где просила аллаха, чтобы он помог Жанату бросить пить, молилась за своих сыновей.
Допив бутылку,  Жанат лег на пол и захрапел. Где-то часа через два,  он проснулся. Голова раскалывалась от боли, во рту было противно. Жанат огляделся, на диване лежали сыновья. Было уже поздно. Жанат встал, подошел к дивану и разбудил Серика. Он хотел послать сына за пивом. В кармане денег не было. Тогда он сказал Серику звонить матери, чтобы она пришла и принесла ему пива. Серик начал звонить, но мать не брала трубку. Тогда Жанат начал срывать зло на Серике, он начал бить его. Серик защищался как мог, но перестал защищаться, когда начал просыпаться Бахатжан. Серик побоялся, что Бахытжан испугается.
Берика как назло не было дома, он ушел с друзьями отмечать День молодежи. Побив Серика, Жанат немного успокоился, но не надолго. Через некоторое время в квартиру зашла Гульмайра. Увидев Жаната и Серика, она сразу поняла, в чем дело. Она только спросила: «Что здесь случилось? », как Жанат сразу ударил ее по голове, тут проснулся Бахытжан, увидев пьяного отца и плачущую мать, Бахытжан испуганно заплакал.
 Гульмайра, схватив на руки Бахытжана, выбежала из квартиры, следом за нею кинулся Жанат. Он догнал ее возле двери подъезда, схватил за платок на голове, но Гульмайра вырвалась и убежала через дорогу.  Жанат хотел тоже кинуться за нею, но его остановила чья-то рука.  Жанат обернулся, чтобы узнать, кто же это? Сзади него был Серик, он его ударил чем-то железным. Жанат только почувствовал, что что-то проникает в его тело, он почувствовал, как что-то горячее льется по телу. Ноги его стали слабеть, и он стал опускаться на крыльцо подъезда. Свет стал меркнуть в его глазах,  и темнота накрыла его. Подбежали люди, один из них забрал нож из рук Серика, он безропотно отдал его. Серик не пытался убежать, он лишь опустился без сил на крыльце, обхватил голову руками. Через некоторое время его мать завела его руки домой, Серик плакал и только повторял: «Откуда нож, откуда нож? »…
Приехала «Скорая помощь» и забрала Жаната, через некоторое приехала полиция и арестовала Серика…».
Бареке закончил свой рассказ и  сказал: «Остальное вы знаете…»
Тут Хаба прервал затянувшееся молчание и сказал задумчиво: « Я вот думаю, кто же все-таки виноват в этой истории?...»
На что Самат ему горячо возразил: «Что ты Хаба вечно ищещь виноватых? Все виноваты! Каждый понемножку! Жанат виноват,  что пил водку, Гульмайра виновата , что терпела все эти годы, братья Жаната, что спаивали его, люди виноваты, что равнодушно смотрели на это, общество виновато, что равнодушно позволяет этому случиться, государство виновато, что не борется с этим!... »
  Лишь Бареке горестно промолвил: « А как же теперь жить с этим Серику?... »
Мы тихо и молча разошлись, но в голове у меня сверлила мысль: «Да кто же все-таки виноват в нашей паскудной жизни, коль мы такое допускаем!!!»

29.09.2019 г.                Накас Жанапия.