Дядя Ваня

Владим Филипп
***
Случайно... поздно.. по ОРТ наткнулся....
Фильм – спектакль.
Не на сцене.
В среде....имения, сада, естественного окружения.
«Дядя Ваня»./1986й год/.
Режиссёр Г.Товстоногов.

Если говорить об оценке фильма "Дядя Ваня", то слов нет ...только выдох
- Гениальная постановка!

Актёры....
Какие имена!!!

О. Басилашвили (Войницкий), Т. Бедова (Соня), Н. Данилова (Елена Адреевна; Наталью Данилову мы, кстати, помним по кинофильму "Место встречи изменить нельзя", сержант Варя Синичкина), К. Лавров (доктор Астров), Е. Лебедев (Профессор), З. Шарко (Нянька), Н. Трофимов (Вафля) - настолько эмоционально все они передают свою личную драму, что аж страшно становится за них!

От звенящей душевной пронзительности...И Войницкого,  и Сони.
От их детскости и веры в честность, справедливость , порядочность, уверенности того, что каждый должен иметь тонкость души.
Нежелание принять ими их окружающий мир пошлости.

Главное в искусстве , не только в театральном , это нюанс.

Его найти , понять, сделать акцент на нём ...самое трудное.
Именно он и формирует образ.
Тем " Дядя Ваня " и восхитил.
Например , Вафля.

Из когда-то богатой семьи, продавшей имению Войницким, вконец разорившейся, у которых теперь живёт приживалкой.

Его растерянность при извещении Александра о необходимости продать имение.
Испуг в глазах " А я как же?...КУда? Где буду жить?!!" .
На гитаре же он играет не какую-то мелодию, а повторяет один и тот же длинный аккорд, как сбившаяся пластинка ,.. заезженная... жизнь без развития... сбой дорожки на пластинке его жизни.

Да много чего Товстоногов нашёл... Покорён просто.

3 часа просмотра фильма-спектакля.. и  все 3 часа, чувствуешь, что 25 лет прожил вместе с героями в уездном поместье, потонувшем в праздности, скуке, лености, пошлости и эгоизме!
Какая пронзительность всего происходящего.
Какая тонкость всего, нюансировка движения, голоса, взгляда, интонации.
Невероятный фильм.
И
Н Е В Е Р О Я Т Н А Я режиссура!!

Вроде и Чехова знаю, и читал многое.

А тут.... всё человеческое вне зрительно происходящего..., а  где-то  внутри,.. в душе ..в сердце.... в собственных раздумьях...в собственном надрыве и сопричастности к происходящему.
И никакого перерыва на рекламу.
Никакого отвлечения на что-то постороннее.
Полное погружение..
Фильм закончился почти в 4е  утра..... и потом долго не мог уснуть...
А в конце, от заключительного монолога Сони, катарсис с перехватом горла.
Жалко их... Себя жалко...Нас жалко...
И эта фраза ..., как высеченная на камне.

«Дело надо делать, господа... дело делать...»