Газетная проза. Федоровы спорят, а дело страдает

Борис Ильич Комиссаров
В ЗАЩИТУ ПОКУПАТЕЛЯ

Газета «Советское Забайкалье» за 20 января 1968 года почти целиком посвящена покупателям. На первой странице – передовая статья «Заботиться о покупателях». В ней говорится о том, что в нашей стране проявляется огромная забота о людях. Значительно повышена с нового года заработная плата у многих рабочих, введен районный 20-процентный коэффициент к зарплате, почти все предприятия переведены на пятидневную рабочую неделю, что расширяет возможности культурно провести свой досуг, «присмотреть и подобрать в магазине товар или какую-нибудь вещь».

А дальше резко критикуется работа новой столовой, в которой «невозможно культурно отдохнуть всей семьей в субботний или воскресный вечер», так как «с потолка обильно капает, много посетителей в нетрезвом состоянии».

Столовая превращена в пивную, ассортимент блюд беден, они невкусно готовятся, за ними нужно простоять много времени, так как часто работает одна раздатчица.

Допускается в этой столовой обсчет покупателей, неполный выход порций. Заведующий столовой Перов А.И. мирится со всеми этими недостатками и мер не принимает.

Такой же неприглядный перечень недостатков приводится по другим столовым и магазинам города и района. Больше всего досталось директору смешторга Малышеву А. В.

Вторая страница газеты вышла с «шапкой» «Под контроль масс. Страница народного контроля». Статья «О работе смешторга» раскрывает в подзаголовках главные нарушения правил советской торговли: «На базе есть, а в магазинах…», «Спрос не учитывается», «К чему ведет бесконтрольность». Перечисляются десятки конкретных фактов и фамилий нарушителей.

Какие же нарушения ставятся им в вину чаще всего?

Фонды продовольственных и промышленных товаров не выбираются, а к поставщикам штрафные санкции за недопоставку смешторг не предъявляет. Не выбраны хлопчатобумажные ткани, кожаная обувь, электроутюги. Холодильники поступают с большими перебоями.

В продовольственные магазины не привозят продукты, которые были на базе: джемы «Айва» и «Персики», соки из черной смородины, яблочный, абрикосовый, сливовый и томатный. Нет баклажанов консервированных, упрятана на базе минеральная вода в количестве 10000 бутылок и фруктовые компоты. Во всех проверенных продовольственных магазинах в продаже не было чая байкового высшего сорта, отсутствовал чай второго и третьего сорта, чай плиточный, сахар кусковой, томатная паста, макароны и рожки, молочнокислые продукты.

В промтоварных магазинах в продаже не было зубного порошка и пасты, вехоток, иголок швейных, часов наручных, расчесок мужских, ножниц, чемоданов, сумок и других товаров.

Нарушения правил торговли состояли в припрятывании товаров, нарушениях цен, инструкции ведения жалобной книги.

На базе торга кладовщик Третьяк Г.Ф. припрятала сапожки женские по цене 45 рублей и с базы взяла «в целях самоснабжения» варежки и два джемпера шерстяных. Отфактуровала продавцу магазина № 16 четыре кофты шерстяные, которые разнарядкой предусматривались для магазина № 20. Продавцы Зубанкова, Кушнаренко и Данилова припрятали товары повышенного спроса на 431 рубль. В категорию товаров повышенного спроса вошли: шесть шерстяных кофт, шарф шерстяной, варежки, шапка кожаная, трусы детские, 15 отрезов шерстяных тканей.

(Мне вспомнилась при чтении этого фрагмента сатирическая песня, которую исполнял Владимир Высоцкий: «Получил завмагазина триста метров крепдешина, был он жуткий жулик и прохвост» - Б.К.)
https://www.youtube.com/watch?v=FoTb9PGNOA8

В отделе трикотажа обнаружили спрятанные 250 рублей. Кассир Баглик имела ключ от денежно-суммирующего счетчика кассового аппарата. Продавец Судакова продала сока фруктового 116 стаканов с недоливом 1740 кубических сантиметров на сумму 87 копеек. Продавец Самойлова не пользовалась дозатором для продажи молока, а использовала мерку в 1 литр просроченного, 1963 года клеймения, и обмерила покупателя в возрасте 9 лет на 25 куб.см. В другом магазине в книге жалоб покупательница возмутилась продажей молока по знакомству. Начальник торга Кокуйского куста вынесла продавцу предупреждение, но приказ о наказании не издала. Здесь же выявили такие нарушения, как хранение вместе масла сливочного и соленой сельди, использование сломанных совков. Ярлыки цен не подписывались ответственными лицами, зато вместо одной книги жалоб и предложений имелось 4 книги!

В столовой № 1 поселка Кокуй реализовано молоко некипяченое в количестве 92494 литра по цене 32 копейки вместо 28 копеек. Вроде бы мелочь, а с покупателей перебрана за молоко солидная сумма - 3699 рублей 76 коп.

Повар Деревцова не доложила в 60 порций щей 1,4 килограмма квашенной капусты и 1,5 кг моркови и реализовала их за одну порцию на одну копейку дороже. А вот кассир в той самой новой столовой № 1 при контрольном закупе на 47 копеек обсчитала на целый рубль. С 25 рублей дала сдачи 23 руб.53 коп. вместо 24 руб.53 коп.

В конечном итоге по результатам проверки директор смешторга Малышев был «серьезно предупрежден», а зав. столовой Перову объявлен строгий выговор.

На третьей странице газеты напечатаны семь писем читателей, пять критической направленности («Муки транспортные», «Выход не найден», «Возобновить сад», «Почему опаздывает поезд», «Нужно помещение» (под почтовое отделение в пос. Матакан). В двух письмах благодарность медикам и сообщение об открытии магазина в селе Мыгжа, на отсутствие которого жаловались селяне.

И завершает третью полосу статья журналиста газеты в защиту покупателя под заголовком

                ФЕДОРОВЫ СПОРЯТ, А ДЕЛО СТРАДАЕТ

ВНАЧАЛЕ выслушаем три различных мнения. Первое высказал в письме в редакцию нашей газеты работник Сретенского хлебозавода А.А. Деревцов:

«Наш завод выпускает достаточно булочных изделий, излишки которых мы возим по селам района. В деревнях всегда рады свежим сдобным булочкам и сайкам. Но почему-то часто бывает так, что магазины не принимают нашей продукции.

11 января я лично проехал с булочными изделиями от Молодовска до Уктычи (села Фирсовского сельпо) и нигде не мог сдать продукцию. На вопрос, почему не принимаете, продавцы отвечают: запретило сельпо. А ведь население ждет нашей продукции».

Действительно, почему складывается такое положение, когда страдает покупатель?

Звоню председателю райпотребсоюза Федорову В.А.

- Хлебозавод пытается излишки сбыть, - отвечает Владимир Абрамович. – А у нас в Фирсово своя пекарня. Выпекала она до недавнего времени 1700 килограммов хлеба в сутки, а сейчас, когда вступила в строй еще одна печь, стала давать около трех тонн. Фирсовская пекарня вполне обеспечивает хлебом близлежащие села, поэтому понятно, почему председатель сельпо т. Шадрин дал указание не принимать продукцию хлебозаводцев.

Ясно. Но неужели между потребительской кооперацией и хлебозаводом нет согласованности в действиях? Если бы хлебозаводцы знали, что в Фирсово дано указание не принимать их продукцию, то не гнали бы туда машину. Так ведь?

- Нет, не так, - говорит В.А. Федоров – Хлебозаводцы действуют на «авось». Авось, думают, может и примут где-нибудь.

А почему тогда не заключить двум организациям договор на поставки? – такой возникает вопрос.

Отвечает В.А. Федоров на него неуверенно. Он ясно не сознает, нужен такой договор или не нужен.

- Одно время пытались, а потом отказались. Почему? Хлебозавод предъявил нам слишком высокие расценки за доставку. Не знаю, как, но все-таки хотим на днях договориться на взаимовыгодных условиях.

И последний вопрос. Каков ассортимент хлебных изделий, выпекаемых Фирсовской пекарней?

Владимир Абрамович был не в курсе этого вопроса, но обещал узнать и позвонить. Через несколько минут в редакции раздался звонок.:

- Ассортимент включает три наименования. Это настолько разнообразно, что булочная мелочь от хлебозавода нам не нужна.

- А какие наименования?

- Вот этого я не узнал.

Что же, предоставим теперь слово директору хлебозавода Е.Ф. Федорову.

- Да, приходится иногда машину гонять впустую, - говорит Ефим Филиппович. – Но не возить булочную мелочь по селам мы не можем: за счет нее мы выполняем план.

Специально одну машину держим, которая возит продукцию по селам нашего и даже Шелопугинского района. Мы возим такие изделия, которые охотно купило бы население. А Фирсовская пекарня выпускает булочную мелочь хуже по качеству и по ассортименту другую. Население просит нашу продукцию, а сельпо навязывает свою.

- И все-таки вы ездите?

- А не ездить нам нельзя. У нас план. И притом во многих селах нашу булочную мелочь принимают охотно. Например, Верхне-Куэнгинский сельмаг постоянно шлет нам заявки на поставку нашей продукции.

- Там что ли нет поблизости пекарни?

- Есть. И в самом селе, и за несколько десятков километров от него – в Усть-Наринзоре, но булочную мелочь ни в той, ни в другой не выпекают. А люди ждут её. В Фирсово население осаждает машину, просит: «продайте». А сельмаг не принимает. Приходится часто сотни килограммов пускать на переработку.

Казалось бы, мысль зашла в тупик. Федоров В.А., заботясь о делах кооперации, не хочет «пускать» в некоторые села продукцию хлебозавода.

Федоров Е.Ф., думая о плане, стремится, куда это только возможно, сбыть булочную мелочь.

А кто же подумает о покупателях? Может быть, райторготдел?

Б.КОМИССАРОВ
( «Советское Забайкалье»
за 20 января 1968 года).