Исида и Осирис

Валентин Валевский
поэтическое переложение
древнеегипетского мифа[1]

    Исида[2] и Осирис[3]

Было время, были жизни реки
И богиня Нут[4] в ее пути,
Что покинула Осириса навеки,
Став небесным сводом во плоти.
Долго мучила несчастного обида
В поисках отрады в летний зной.
И дала приют ему Исида,
Став ему опорой и женой.
И жила она с супругом в мире,
И хвалу ей стал он воздавать,
Ведь учил брат Сета[5], бог Осирис,
Восхвалять за всё богиню-мать.
Полюбили люди брата Сета
За любовь его и доброту.
Неземные боги тьмы и света
Даровали трон и высоту.
И завидовать стал Сет ему во злобе,
И замыслил тот злодейский план:
Погубить Осириса во гробе[6],
Заведя последнего в обман...
Как-то Сет устроил званный вечер
И собрал на нем гостей-богов.
Обращали к Сету взор и речи,
Видя гроб, стоящий у одров[7].
И поведал Сет им при богине[8],
Укрывая в сердце черном тьму:
„Подарю сей гроб тому я ныне,
Что придется в пору здесь ему.“
И как только лег во гроб Осирис,
Бросил Сет его в священный Нил[9],
И лишь тело выплыло из шири —
На куски он брата разрубил.
По Осирису Исида мать-богиня
Проливала много слез без слов.
Упивалась Сетова гордыня,
Кою ждал небесный суд богов.
И однажды вышел против Сета
Сын Осириса, великий мститель Гор[10],
Тяжба[11] длилась долго без просвета
И затем решил он с Сетом спор.
И рекла тогда сестра Нефтида[12]:
„Собирай богов, богиня-мать,
И с богами вылети, Исида,
Части тела милого искать.“
И в том месте, где чудесный ирис
Расцветал красой земных небес,
По кускам был собран бог Осирис
И для мира нового воскрес.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

[1]    За основу данного переложения взяты несколько версий
древнеегипетского мифа, связанных так или иначе (см. ниже)
с достоверной версией пересказа древнегреческого писателя
Плутарха «Об Исиде и Осирисе», а также с историей в книге
«Исторические библиотеки» историка и мифографа Диодора
Сицилийского. См. «Легенда Об Осирисе и Исиде» Диодора:
http://www.egyptology.ru/antiq/diodor-leg.htm
См. также и оный пересказ Плутарха «Об Исиде и Осирисе»:
http://www.egyptology.ru/antiq/DeIside.pdf

[2]    Исида — Изида, богиня мать. См. в словаре синонимов:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/56424/Исида

Исида (Isis) — богиня-мать или вселенская мать в мифологии
Древнего Египта. Богиня-мать – самый уважительный эпитет
в поклонении древних египтян для самой почитаемой из всех
богинь. Египтяне считали Исиду своей прародительницей и в
связи с этим называли богиней-матерью. В мифах таковым же
эпитетом Исида называема также всеми богами. Апулей, в его
описании древнеегипетского мифа, упоминает слова Исиды о
качественных характеристиках ее как богини:

«Я, – говорит Исида у Апулея (met. 11, 5, р. 241), — мать всей
природы, владычица всех стихий, перворожденная дочь веков,
высшее из божеств, [...] повелительница небесных сил, единое
проявление всех богов и богинь, чьей воле подвластны небо и
море, и подземный мир, я та, единую сущность которой и чтит
весь мир под многими образами, под изменяющимися именами
и в различных значениях...» См. доступный из веб-источников:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/lubker/5755/Исида

Богиня Исида согласно древнеегипетским мифам была верной
супругой Осириса, бога возрождения. Изначально боги Исида
и Осирис были потомками бога земли Геба и богини неба Нут,
но в эпоху реформаторства фараона Эхнатона для сокращения
религиозного пантеона богов и ради оправдания закона крови
царской власти они стали детьми божеств Нут и Геба (т. е. им
было приписано близкое родство), а главным богом стал Атон
как зримая форма Ра. Подтверждение сей кровосмесительной
и пагубной связи Эхнатона с второй супругой Кийей показали
исследования ДНК мумии отпрыска его Тутанхамона, которые,
вдобавок, показали наличие у оного генетических заболеваний.
См. о сём в материале научного журнала «Scientific American»:
https://www.scientificamerican.com/article/king-tut-dna/

Согласно истории, после смерти сего Эхнатона разгневанные
египтяне стерли имя ненавистного им царя со всех каменных
барельефов, кое на долгое время будет забыто, но изуверский
закон крови так или иначе отразится на религиозных взглядах
и представлениях некоторых народов древности, оставив уже
неизгладимый след на их многострадальной судьбе. И только
коммунистическая идеология марксизма-ленинизма разрушит
в грядущем все эти религиозные предрассудки и заблуждения.

Говоря о связях Осириса и Исиды следует также отметить, что
одним из уцелевших источников известного египетского мифа
является лишь пересказ древнегреческого писателя Плутарха,
а также история в книге «Исторические библиотеки» историка
и мифографа Диодора Сицилийского и краткие упоминания об
этом мифе античных авторов, т. е. какие-либо из полновесных
древнеегипетских источников не сохранились, кроме кратких
упоминаний на немногочисленных барельефах, что ставит под
сомнение, что после эпохи Эхнатона в Древнем Египте взгляд
близкого родства Исиды и Осириса якобы имел место. Об этих
источниках см. и в преамбуле к тексту Диодора Сицилийского:
http://www.egyptology.ru/antiq/diodor-leg.htm

[3]   Осирис — главный египетский бог, супруг Изиды, первый
насадитель культуры в Египте, победивший брата своего, злого
Тифона*; он считался также богом солнца, отцом бога Гора. См.
«Краткий словарь мифологии и древностей»; М. Корш; Санкт-
Петербург, издание А. С. Суворина, 1894 год, источник ссылки:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/868/Осирис

*      Под Тифоном в дореволюционном словаре имеется в виду
бог Сет. Сет (в греческой традиции Тифон) — амбвивалентное
древнеегипетское божество. См. энциклопедический материал:
https://wiki93.ru/index.php/Сет

Краткие упоминания из сохранившихся египетских источников,
отсылающие нас к мифу об Осирисе, говорят о том, что некогда
бытовавший у древних египтян культ Осириса, был в хождении
в основном у простого народа и своей кульминации в развитии
получил в эпоху реформаторства Эхнатона, а после смерти сего
канул в забвение, хотя пережитки сего еще долго давали о себе
знать на древнеегипетских землях и найдут свое возрождение в
культе поклонения как в Древней Греции, так и в Древнем Риме.

«Осирис (Озирис) — один из наиболее знаменитых и значимых
богов древнего Египта, воплощавший собой плодородие и возро-
ждение, побеждающее смерть.»;
«Осирис также именовался «пребывающим в Гелиополе», что и
указывало на его связь с древним культовым центром солнечного
бога Ра.» В. В. Солкин, Древнеегипетский словарь; см. источник:
https://491.slovaronline.com/226-Осирис

Исходя из вышеуказанного в Древнеегипетском словаре Солкина
можно сделать вывод, что далеко неслучайно культ Осириса был
важным именно в эпоху реформаторства Эхнатона, когда во главе
угла стал Атон как зримая форма бога солнца Ра.

Цитата: «...египтяне верили, будто Осирис обладал божественным
происхождением, был убит и расчленен силами зла, снова воскрес
после великой битвы против этих сил и [...] стал царем загробного
мира и судьей мертвых. Считалось, что, так как он сумел победить
смерть, его судьбу смогут повторить и праведники. Благодаря этому
Осирис стал занимать на небесах столь высокое положение, что мог
считаться равным, а в некоторых случаях даже и превосходить бога
солнца Ра – ему стали приписываться атрибуты Всемогущего Бога.»
Эрнест Альфред Уоллис Бадж, книга «Царство Мертвых», Глава 2;
«Осирис – бог воскресения», пер. Л. А. Игоревского, см. источник:
https://history.wikireading.ru/95537

Говоря о характере развития культа Осириса, нетрудно заключить,
что этот культ послужил некогда базовой основой или прообразом
для формирования религиозных представлений о будущем мессии,
приходе с небес спасителя, сына бога, если учесть, что сам Осирис
в эпоху реформаторства Эхнатона из далекого потомка бога Земли
Геба и богини неба Нут превратился в одночасье в их сына наравне
с богиней Исидой, кою можно также отождествлять с богоматерью
(ср. эпитет Исиды – «богиня-мать»), чей сын Гор поверг злого бога
Сета и дал Осирису возможность воскреснуть. Как мы видим здесь
за высокими аспектами морали религиозных представлений порой
скрывались совсем неприглядные вещи и только научные взгляды
могут рассеять религиозные заблуждения.

[3]   Нут — в египетской мифологии великая богиня неба, одно из
из божеств гелиопольской Эннеады. В представлениях древних —
небесная корова, родившая солнце, будучи прародительницей всех
богов. Как защитница, хранительница и покровительница мертвых,
возносящая их на небо, изображалась на саркофагах. См. источник:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/84132/Нут

[5]   Сет (по древнегреческой традиции Тифон) — амбвивалентное
древнеегипетское божество. Сет — бог пустыни и ассоциируется с
бурями и грозами, в связи с чем его считают богом хаоса, гибели и
разрушения. См. также в источнике: https://wiki93.ru/index.php/Сет

Сет (Сетх) – в египетской мифологии бог «чужих стран» (пустыни),
олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху царя
(фараона) Эхнатона противопоставлялся Осирису как доподлинная
персонификация войны, засухи и смерти, но так было не всегда —
в эпоху Древнего царства почитался как бог-воитель, убийца змея
Апопа, помощник бога Ра и покровитель фараонов. См. источники:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/3820/Сет
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/269926

[6]   «во гробе» — здесь речь о саркофаге. Дело в том, что в древнем
Египте люди почитали загробную жизнь, а потому готовились к ней
с особенным тщанием. Старались заранее приготовить себе добрый
(хороший), богато украшенный саркофаг, при условии, если на оный
позволяли средства. По этой причине в древние времена получить в
подарок саркофаг было великой наградой. Именно эта традиция для
Сета была лучшим поводом к совершению задуманного им хитрого
плана, который позволил бы ему избавиться от неугодного для него
Осириса.

Цитата: «...бог пустыни Сет, желавший править вместо брата, приду-
мал способ погубить Осириса.[...] он явился на пир к Осирису, прине-
ся с собой роскошно украшенный ящик (саркофаг), заявив, что будет
подарен тому, кому придётся впору. Когда Осирис лёг в саркофаг (сде-
ланный специально по его мерке), заговорщики захлопнули крышку,
залили её свинцом и бросили в воды Нила. Течением саркофаг приби-
ло к берегу, где его и нашла[...]Исида. Она извлекла[...]скрытую в нём
жизненную силу и зачала от мёртвого мужа сына, названного Гором...
Когда Гор вырос, он вступил в единоборство с Сетом...» См. материал
в Историческом словаре (2000 г.) в следующем доступном источнике:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/hist_dic/12566

[7]   одр (одры) – 2. повозка, паланкин или носилки для перемещения
тела усопшего. См. также в словарях: https://ru.wiktionary.org/wiki/одр
https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/202010/одр

[8]   при богине — речь о самой Исиде, т.е. при Исиде, богине-матери.

[9]   Нил – река в Африке, одна из величайших по протяженности реч-
ных систем в мире. Слово Нил греческого происхождения – «Neilos».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нил

[10]  Гор — в древнеегипетской мифологи бог неба и солнца в облике
сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца; сын богини
плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Он имел
как супругу богиню Хатхор, а главным его противником являлся Сет.
Разные ипостаси или сущности бога Гора согласно древнеегипетской
мифологии вели свое происхождение от разных богов и богинь. Так,
в одной из своих ипостасей Гор был сыном Ра. По оной причине Гор
в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с богом Ра –
в форме Ра-Горахти. См. веб-источники: https://monoreel.ru/Гор_(бог)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гор_(бог)

Одним из самых важных качеств, которые характеризовали бога Гора
— это самопожертвование. Так, Гор пожертвовал свое волшебное око
отцу своему Осирису:

Цитата: «...Когда Гор вырос, он вступил в единоборство с Сетом, кото-
рый вырвал у Гора глаз (Око Гора). Это око Гор дал проглотить Осири-
су. Тот ожил, но не захотел оставаться править на земле, а оставив цар-
ство сыну, сам стал вершить суд в загробном мире.» См. веб-материал
в Историческом словаре (2000 г.) в следующем доступном источнике:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/hist_dic/12566

[11]  тяжба (перен.) — 2. спор, разногласие. См. также в Викисловаре:
https://ru.wiktionary.org/wiki/тяжба

[12]  Нефтида (Небетхет; др.-егип. «владычица дома») – в египетской
мифологии богиня рождения и смерти. Изображалась также в образе
женщины с иероглифом ее имени на голове (дом с корзиной). Вместе
с богинями Исидой, Нейт и Селкет нередко изображалась с текстами
на саркофагах в виде крылатых ангелоподобных женщин – защитниц
усопших, а также как спутница Ра во время его ночного плавания по
подземным водам загробного царства. По мифам считалась супругой
Сета, но, судя по текстам, как-то мало связана с оным. См. источники:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/3329/Нефтида
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/212186/Нефтида
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нефтида

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
размещен рисунок художника Jonathon Earl Bowser
https://images91.fotosik.pl/661/cdfd5557a76a4f66.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2010, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №110062007655