Надвигающийся катаклизм в свете мировой истории

Вадим Нагаев
        Человечество, как социальная система входит в состояние, именуемое в синергетике состоянием полифуркации. Это состояние неустойчивости, переход из которого в устойчивое состояние непредсказуем.  Данный постулат синергетики таит в себе весьма мрачную перспективу. Все дело в том, что одним из путей перехода в состояние устойчивости является возвращение на уровень пещерного существования, после всепланетного катаклизма. Таким образом, анализ всей этой ситуации становится весьма актуальным.

                СИСТЕМНЫЙ  ОТБОР И ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭВОЛЮЦИИ.
         В конце 1990-х годов в России появилось справочное руководство для студентов вузов с характерной оценкой в верхней части обложки – «Высший бал». В этом лучшем учебном пособии под редакцией профессора  С.Самыгина  давался краткий обзор всех основных научных достижений, составляющих  фундамент современного мировоззрения. В разделе, посвященном эволюции, провозглашалось, что очень скоро люди в своем выборе пути развития перестанут руководствоваться учениями всевозможных мэтров, а согласно идее, что таких предрешенных путей нет, будут опираться на здравый смысл и складывающиеся реалии сегодняшнего дня. То есть жить будут днем сегодняшним, опираясь на здравый смысл и реальное положение дел. Однако весь опыт человечества говорит о том, что подобное руководство брали на вооружение те, для кого в этом мире не было ничего превыше собственной шкуры и собственного брюха. А те, кто не хотел ограничивать свое существование этими двумя материальными субстанциями, всегда пытались отыскать цель и смысл в житии своем.
          Но откуда же взялась эта идея, отвергающая предрешенные пути развития, и которая, согласно профессору С.Самыгину должна стать путеводной звездой для будущих поколений. Она стала итогом несостоятельности наивных прогнозов всевозможных футурологов второй половины ХХ века, после чего и утвердилась точка зрения, согласно которой исторический процесс непредсказуем в принципе. С другой стороны эта ситуация наглядно показала, что философия антропоцентризма не является базовым пунктом, сформировавшим нынешнее мироустройство. Антропоцентризм – это продукт идеи хаоса.
          Если у окружающей нас реальности есть цель, то она реализуется посредством универсального алгоритма развития – глобальной закономерности, которая вытекает из фундаментальных законов природы, но при этом стоит над ними и одинаково проявляет себя на всех уровнях организации материи. Если же этой цели нет, то миром правит хаос в форме непредвиденного и непредсказуемого случая и никакого подобного алгоритма в природе не существует. В таком случае пропади оно все пропадом, все эти мэтры с их предрешенными путями, ибо жить надо днем сегодняшним, и, соответственно, радостями дня сегодняшнего. Таким образом, чтобы сокрушить философию антропоцентризма, необходимо отвергнуть идею хаоса.
          В соответствии с непостижимым роком судьбы, одновременно с продвинутым трудом профессора С.Самыгина, на стихийных книжных рынках 90-х годов появилась тонкая брошюра под названием «Вымирания. Системный отбор». Ее автор Михаил Дорошин на нескольких десятках страниц  изложил тот самый алгоритм, в соответствии с которым  осуществляется эволюция земной биосферы. Алгоритм, которому подчиняется мировая история. Согласно теории системного отбора весь биокомплекс Земли, включающий в себя флору и фауну, представляет собой единую подсистему наряду с атмосферой, гидросферой, магнитосферой и рядом других подсистем. Все они находятся в условиях динамического равновесия, нарушение которого ведет к целой цепочке взаимосвязанных изменений, итогом которых становятся глобальные экологические катаклизмы. Эти катаклизмы были составной частью развития жизни на нашей планете. Они представляли собой своеобразный барьер, преодолеть который могли лишь те представители флоры и фауны, которые обладали сравнительно большим жизненным потенциалом и могли в дальнейшем обеспечить большее многообразие форм жизни. По этой причине каждое массовое вымирание вело в последствии не к обеднению, а к бурному развитию и расширению всего биокомплекса Земли.
           Теоретическая модель, построенная на основе такого подхода, в такой же степени стройна и логически безупречна, в какой жестока и трагична, а ее контуры напоминают превратности человеческой истории, со всеми ее взлетами и падениями.
           В этой модели, периодически сменявшие друг друга периоды похолодания и потепления, всплески вулканической активности и другие глобальные потрясения носили не случайный характер. Они органично вписывались в эволюционные процессы, протекавшие на нашей планете, а главным «провокатором», вызывавшим цепочку взаимосвязанных изменений, заканчивавшихся экологическими катаклизмами, была земная флора и фауна.
          За последние 550 миллионов лет на Земле произошло 8 глобальных экологических катастроф, приведших к исчезновению некогда доминировавших представителей земного биокомплекса. Но именно 550 миллионов лет назад сформировались условия, при которых наша планета стала работать как саморегулирующаяся система, и все 8 катаклизмов, разразившихся на ней, явились результатом динамического взаимодействия ее подсистем.
        Бурное развитие земной флоры вело к изъятию из атмосферы углекислого газа и накоплению в ней кислорода. Находясь в магнитном поле Земли, и обладая парамагнитными свойствами, кислород ведет к усилению земного магнетизма. Такой процесс сопровождается глобальным похолоданием, поскольку магнитосфера начинает задерживать часть солнечного излучения и общее количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли, уменьшается.
         Постепенно развиваются экстремальные условия, как для флоры, так и для фауны. В свою очередь усиление магнитного поля ведет к росту внутренних напряжений земной коры, поднятию суши и, соответственно, обмелению морских территорий. Начинаются массовые вымирания всех представителей земного биокомплекса с низкой экологической устойчивостью.
          По такому сценарию развивалась седьмая по счету экологическая катастрофа,  происшедшая около 65 миллионов лет назад. Она длилась около 2 миллионов лет и была самой опустошительной как для флоры, так и для фауны. Огромные залежи углей, горючих сланцев и других углеродосодержащих соединений, датируемых этим периодом, являются последствиями этих массовых вымираний. Что же касается биосферы в целом, то это были процессы изъятия из атмосферы углерода в виде углекислого газа и утилизации его в верхнем слое земной коры.
          Но длительные похолодания сопровождались образованием и ростом огромных снеголедовых масс в верхних широтах и горных массивах нашей планеты. Все это вместе с паралельно идущим процессом поднятия суши вело к смещению центра масс и центра остойчивости Земли. Менялся наклон ее оси вращения, и под действием центробежных сил происходила пластическая деформация земного геоида. Внутренние напряжения земной коры, связанные с усилением магнитного поля в совокупности с пластической деформацией приводили к взрыву тектонической и вулканической активности.
           Образование вулканов сопровождалось мощной генерацией углекислого газа  в атмосферу. Вновь нарушалось динамическое равновесие подсистем планеты. Сам по себе углекислый газ, обладая диамагнитными свойствами, ослабляет внешнее магнитное поле, в котором находится. Но, кроме этого, молекулы двуокиси углерода, обладая магнитным моментом, ориентируются определенным образом в магнитном поле Земли. Такая ориентация с последующей дезориентацией, создают механизм выкачивания энергии из магнитосферы, что ведет к дополнительному ослаблению земного магнетизма. (См. статью «Откуда грядет апокалипсис».) При этом высокоэнергетическая часть солнечного излучения, которая до этого задерживалась магнитосферой, достигает земной поверхности, что в сочетании с парниковым эффектом ведет к глобальному потеплению. Вновь происходит бурное развитие флоры, а вслед за ней и фауны.
           Тем не менее, такие периоды, так же как и периоды похолодания, вели к массовым вымираниям отдельных видов растительного и животного мира. За миллионы лет стабильных экологических условий те представители флоры и фауны, которые обладали наибольшими приспособительными возможностями, становились доминирующими. Однако, исчерпав свой генетический ресурс приспособительных возможностей, они вымирали в новых для них условиях теплового и радиационного дискомфорта, освобождая путь для более совершенных видов, которые со временем также становились доминирующими к приходу очередного всепланетного катаклизма.
         Таким образом, развитие жизни на нашей планете шло в результате сложного взаимодействия ее подсистем, простирающихся от магнитосферы до самых земных недр. Это взаимодействие предопределяло процесс саморазвития, в котором биосфера сама выступает фактором, формирующим условия для очередных экологических катастроф.
         С этих позиций процессы, идущие сегодня на Земле, представляют собой стремительное развитие очередной, девятой по счету экологической катастрофы. Если обратиться к происходящим за последнее время изменениям в газовом составе атмосферы, то можно прийти к выводу: запущен главный рычаг, выводящий все подсистемы нашей планеты из состояния динамического равновесия.
         Как утверждают официальные источники, ежегодно количество кислорода в атмосфере уменьшается более чем 10 миллиардов тонн. Уменьшение этой газовой компоненты идет главным образом за счет сжигания ископаемого топлива. При этом астрономические количества добываемых и сжигаемых угля, нефти и газа приводят к ежегодному выбросу в атмосферу более 30 миллиардов тонн углекислого газа, и эта цифра имеет устойчивую тенденцию к росту. В сущности, это есть не что иное, как мощная генерация углерода в атмосферу и вполне закономерный этап в развитии биосферы Земли, если учесть, что две предыдущие экологические катастрофы сопровождались его изъятием из обращения и накоплением в верхних слоях земной коры.
            Продукты сгорания угля и нефти, обладают радиоактивностью, поэтому кроме роста на поверхности Земли уровня  жесткой солнечной радиации, происходит непрерывный рост естественного радиоактивного фона. Тепловой и радиационный дискомфорт дополняется непрекращающимся накоплением в атмосфере, почве, в растениях и водоемах канцерогенных веществ, образующихся при сгорании нефтепродуктов.
           Сотни миллионов лет жизнедеятельность земной флоры и фауны периодически приводила к глобальным экологическим катастрофам. Поэтому нынешнее развитие экстремальной экологической ситуации на нашей планете связано не с изъянами природы человека, неразумностью его действий и т.д. Этот процесс вписывается в общую картину эволюции  земной биосферы. 9-я по счету экологическая катастрофа призвана стать очередным барьером, преодолеть который смогут  представители земного биокомплекса, обладающие сравнительно большим жизненным потенциалом.
            Теория системного отбора дает представление о фундаментальных закономерностях, лежащих в основе эволюции биосферы Земли, помогает понять ее смысл и направленность. Но самое главное она оказывается в полном соответствии с философской концепцией профессора В.Веселовского, определяющей общую стратегию жизненного процесса и при этом вносит в эту стратегию существенное дополнение. В соответствии с этим дополнением, инструментом перехода живых объектов на более высокий уровень жизнеспособности является глобальный катаклизм. Именно глобальные катаклизмы в палеоонтологической  летописи Земли, приводили к появлению все более сложных и совершенных форм жизни. Но именно глобальный катаклизм является инструментом перехода нашей Вселенной на более высокий уровень самоорганизации (см. статью «Сингулярность и "Ереси" Эдуарда Лимонова.»)
           Таким образом, философская концепция профессора В.Веселовского, теория системного отбора и те выводы, которые вытекают из открытия американского физика Абэя Аштекара, представляют собой логическую структуру  единого алгоритма развития. Другими словами в основе, как мировой, так и глобальной истории лежит общий алгоритм. И для того, что бы отвергнуть идею хаоса, остается  показать, что именно этот алгоритм лежит и в основе истории человеческой.
                (ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ).