История колеса

Николай Хомяков
К сожалению, пока нет точных данных, каким образом было создано одно из самых простых и вместе с тем одно из самых важнейших изобретений в истории человечества – колесо. Археологические исследования лишь позволили определить, что придумано оно было, скорее всего, в Месопотамии. Однако до сих пор доподлинно неизвестно, как оно было придумано, кем оно было придумано и для чего оно было придумано, история пока не дает чётких ответов – существуют только версии. Вот одна из версий.
***
У древнего правителя одного из крупнейших древних государств, расположенных между реками Тигр и Евфрат, Ашутры был советник Карамеш – человек большого ума. Какие бы вопросы не стояли перед Ашутрой, будь то война с соседними государствами, строительство новых крепостей или сбор налогов, Ашутра всегда советовался с Карамешем. Однажды Ашутра в очередной раз позвал Карамеша и сказал ему:
- Мой верный раб Карамеш! В последнее время мне очень не нравится поведение наших соседей! Купцы мне сообщили, что у них в этом году богатейшие урожаи! Если у них богатые урожаи – у них будет много денег, а если у них будет много денег – они могут купить много оружия, а если они купят много оружия – они могут создать сильную армию, ну а если они создадут сильную армию – они могут напасть на нас! Чтобы не допустить этого, нам просто необходимо напасть на них первыми, разорить, отобрать их добро и обложить данью. Ты это понимаешь?
- Да, о солнцеподобный! – ответил Карамеш.
- Однако нам трудно будет их победить с той армией, которая у нас есть! - горестно посетовал Ашутра. – Тебе, конечно же, известно, что четверть наших воинов умерло от чёрной хвори. Кроме того, из-за неурожаев пришлось урезать пайки для воинов, что вызывает у них недовольство. Наши арсеналы забиты оружием, но что это за оружие? Мечи тупы, копья ломки, луки ломаются… Нам нужно новое оружие, причем такое, при виде которого враг бежал в страхе! Ты это понимаешь?
- Да, о солнцеподобный! – ответил Карамеш.
- Ну так иди и придумай это оружие! – громогласно произнес Ашутра.
Карамеш поцеловал землю у ног своего правителя и отправился придумывать новое оружие.
***
В поисках вдохновения Карамеш всегда уходил в горы. В этот раз он также не изменил своей привычке. Бродя по горным склонам, Карамеш удрученно размышлял над приказом повелителя. Легко сказать – придумай новое оружие, от которого противник обратится сразу в бегство! Пешие мечники, копьеносцы, лучники, конные мечники, конные копьеносцы, конные лучники, боевые слоны – вот, собственно, и все роды войск, что были в армии Ашутры. В армиях соседей было, в общем-то, то же самое. Ну и как напугать этих проклятых соседей, чем?!
Неожиданно он увидел, как по склону одной из гор катится небольшой округлый валун – он катился с мощным грохотом, увлекая за собой камни помельче. И тут Карамеша осенило!
Он тут же помчался к себе в дом и, прибежав, начал чертить палкой на земляном полу чертеж нового супероружия.
«Так! Берем две каменные плиты, квадратные – толщиной в локоть, и чтобы каждая сторона квадрата была десять… нет, лучше двенадцать локтей! Посередине – отверстие в каждой плите! Через отверстие – толстый ствол кедра. К кедру привязываем веревки, к веревкам привязываем волов – двадцать, тридцать, пятьдесят, посмотрим!»
На следующий день Карамеш рассказал свою идею Ашутре и получил полное одобрение на ее реализацию. Карамешу было предоставлено все необходимое: двести каменотесов трудились над изготовлением плит; для того, чтобы тащить новое оружие, со всей страны собрали сотню наиболее крепких волов. Для того, чтобы вражеские шпионы, о наличии которых в своей стране Ашутра давно догадывался, не могли раньше времени узнать о новом оружии, его производство было перенесено в горы, на небольшое плато, пути к которому тщательно охранялись воинами Ашутры.
После того, как новое оружие было готово, Ашутра пожелал лично принять участие в его испытании. Эффект от оружия был потрясающим – волы, обливаясь потом, тянули тяжелые плиты, которые, переваливаясь с грани на грань, производили такой грохот, будто по земле шагал великан размером с гору!
Решив, что перед таким оружием не устоит ни одна армия, Ашутра тут же решил объявить войну своему наиболее опасному соседу – царю Забзару.
***
Царь Забзар принял вызов от Ашутры без испуга и даже с некоторой радостью – он давно хотел посчитаться с Ашутрой за прошлые обиды. Лазутчики давно уже оповещали его о том, что дела в армии Ашутры весьма скверные, поэтому Забзар прилагал немало усилий для того, чтобы усилить свою армию до такой степени, что можно было бы не только выдержать натиск армии Ашутры, но и разбить ее в пух и прах, захватить государство Ашутры, а самого Ашутру посадить на кол. Вот как раз и подходящий случай!
Забзар со своей армией решил встретить армию Ашутры возле реки Икуд. Его армия превосходила армию Ашутры раза в два по численности, его воины были сильны и сыты, их мечи были остры, щиты крепки, а стрелы – метки. Войска Забзара заняли свои позиции с утра, но, вопреки ожиданиям, армия Ашутры не спешила подойти и вступить с ними в бой. Лишь в сумерках показалось войско Ашутры, шедшее на врага.
Но что это?! Приближение армии Ашутры к позициям войск Забзара сопровождалось таким грохотом, будто вместе с ней на позиции войск Забзара движутся великаны! В рядах армии Забзара возникло некоторое смятение. Заволновался и сам Забзар. Он тут же приказал разведчикам подобраться как можно ближе к движущейся армии Ашутры и выяснить, что является причиной этого ужасного грохота. Разведчики постарались выполнить приказ своего главнокомандующего, но, увы, не смогли – движущаяся армия Ашутры, многочисленные конники и пехотинцы поднимали над собой такое облако пыли, что было просто невозможно разглядеть, как в самом центре этой орды, в окружении боевых слонов, на одном из которых ехал сам Ашутра, сотня волов, подгоняемая погонщиками, упорно тащила переваливающиеся каменные плиты, создававшие жуткий грохот.
Доклад разведчиков сильно обеспокоил Забзара, однако этот храбрый воин вовсе не собирался отступать перед врагом. Но тут к нему обратился его главный советник Экитану:
- О великий царь, дозволь мне говорить!
- Дозволяю! Что ты хочешь сказать?
- Слышал я, что далеко-далеко отсюда, в землях, где всегда стоит такой холод, что вся вода превратилась в белый порошок и прозрачный камень, есть страна великанов. Жители этой страны не только сильны и храбры, но и очень умны! Уж не заключил ли наш враг Ашутра союз с великанами, которые научились становиться невидимыми?!
Забзар еще обдумывал слова советника, но каким-то образом эти слова дошли до войска. Волосы зашевелились на головах воинов Забзара; первобытный страх поселился в их душах.  Постепенно армию Забзара начала охватывать паника. Первыми дрогнули передовые ряды копьеносцев: с криками «Спасайтесь! Великаны!», бросая щиты и копья, они бросились врассыпную. Паника перекинулась на полки мечников, лучников, конников… И вот уже вся армия Забзара, да и сам Забзар, также охваченный ужасом, обратились в бегство! Таков был эффект от нового оружия, придуманного Карамешем, которое в толстом кольце войск Ашутры тащила сотня волов!
Обратив в бегство Забзара с его армией, Ашутра всё-таки не решился полностью разгромить своего врага, ограничившись данью и трофеями в виде всего арсенала Забзара – в душе у него были определенные сомнения насчет того, сможет ли он полностью уничтожить Забзара и преданных ему людей. Вместо этого он подобным же образом расправился с другими своими соседями. Можно было считать, что Ашутра полностью победил.
***
После столь триумфальных побед Ашутра вернул армию в страну, свое супероружие также спрятал в горах и, немного отдохнув, вызвал к себе Карамеша.
- Мой славный раб Карамеш! – торжественно сказал ему Ашутра, когда тот явился к царю и поцеловал землю у его ног. – Твое оружие принесло нам грандиозную победу и всемирную славу! За это ты получишь много угодий, золота, скота, рабов, и почести мои тебе будут безграничны! Теперь надолго наши подлые соседи запомнят мощь нашего оружия! В честь наших триумфальных побед я хочу провести военный парад, в котором хочу лично принять участие, восседая на созданном тобой оружии! Придумай, как это сделать так, чтобы это было величественно и красиво, чтобы мой народ восхищался мной!
- О солнцеподобный, позволь сказать мне слово! – несколько смущенно сказал Карамеш.
- Позволяю! Что ты хочешь сказать?
- Стоит ли сейчас рассекречивать это оружие?! У меня нет сомнения в преданности тебе наших воинов и нашего народа, но среди народа могут оказаться лазутчики наших соседей и просто подлые люди, которые могут раскрыть нашим врагам тайну нашего оружия!
- Понимаю твои сомнения, Карамеш, но можешь быть спокоен насчет этого, поверь мне!
Карамеш не решился далее обсуждать приказ правителя и приступил к его исполнению. Он придумал закрепить на упряжи, с помощью которой волы тащили оружие, роскошный трон для Ашутры, Ашутра решил лично испытать данное дополнение к оружию. После того, как волы протащили оружие с троном, на котором восседал Ашутра, несколько сотен локтей, Ашутра приказал остановиться, слез с трона и сказал Карамешу:
- Не думал я, Карамеш, что на нашем оружии так неудобно ездить! Меня постоянно подбрасывает в троне! Как бы, вместо почтения, наш народ не стал смеяться надо мной, если я проедусь перед ним! Придумай, мой умный раб, как сделать так, чтобы меня не подбрасывало в троне!
Подумав, Карамеш приказал обтесать острые углы каменных плит, превратив их из квадратных в восьмиугольные. После новых испытаний Ашутра сказал ему:
- Сейчас значительно лучше, Карамеш! И все равно меня сильно трясет при езде! Подумай еще!
Тогда Карамеш сделал из восьмиугольников шестнадцати угольники, а после новых претензий Ашутры и вовсе приказал обточить каменные плиты так, что они стали круглыми. После новой поездки Ашутра остался доволен.
- Вот теперь можно спокойно предстать перед народом! – сказал он Карамешу.
- О солнцеподобный, дозволь мне сказать! – удрученно сказал Карамеш.
- Дозволяю!
- Разве ты не видишь, что наше оружие уже не производит того грохота, который приводил в трепет целые армии?! Мы погубили наше оружие! Позволь – я сделаю новое, такое же!
Ашутра внимательно посмотрел на Карамеша и сказал ему:
- Ни в коем случае!
- Как?! Почему?! – удивился Карамеш.
- Мой славный раб, ты очень умен, но, увы, не мудр. Твое великолепное оружие сделало свое дело, и сейчас самое лучшее – чтобы оно исчезло! Если бы оно продолжило свое существование – беды нашей стране было бы не миновать! Глупый Забзар еще во время нашего первого похода поведал мне о каких-то невидимых великанах в моей армии, о которых, в свою очередь, ему сказал его не менее глупый советник. Так пусть же наши подлые соседи живут в уверенности, что в моей армии есть невидимые великаны! Иначе рано или поздно они докопаются до истины, что мое оружие – это всего лишь две каменные плиты, соединенные осью, которые тащит сотня волов, и справиться с этим оружием может любой воин! Но если этого оружия больше не будет – им это будет сделать гораздо труднее!
Успокоенный Карамеш снова спросил Ашутру, кивнув на ставшие круглыми плиты:
- О солнцеподобный, а как быть с этим?! Ты же намеревался проехать в военном параде на главном оружии, принесшим тебе победу!
- Насчет этого, славный Карамеш, можешь не беспокоиться – я не настолько тщеславен! – со смехом ответил Ашутра. – Скажем людям, что это новое твое изобретение для того, чтобы с честью представлять правителя перед народом! Возможно, эти кругляшки со временем еще для чего-то пригодятся!