Уильям Каннингем. Реформаторы уроки истории

Инквизитор Эйзенхорн 2
РЕФОРМАТОРЫ: УРОКИ ИСТОРИИ
Уильям Каннингэм (1869)

Заговорив о характере реформаторов, мы имеем в виду здесь лишь сделать несколько общих замечаний, чтобы предложить извлечь некоторые полезные практические уроки из данного предмета. Мы можем позволить себе также привести любопытные материалы, отражающие характер различных даров, которые Бог уделил различным реформаторам индивидуально, даровав одному то, чего другие не имели или не обладали в той же степени, и таким образом в значительной мере обеспечив, несмотря на немощи человеческой природы, их сердечное сотрудничество в различных сферах, а также изначально включив в наиболее полной мере их единые труды и усилия в успех их общего дела. Это позволит нам дать интересные иллюстрации изобильной благодати и многообразной премудрости Божией, но мы  мы должны ограничиться лишь некоторыми из тех обстоятельств, которые являются общими для реформаторов в целом, как явления или группы, и мы начнем вот с чего.

1

Реформаторы в целом были людьми, отличавшимися силой своих природных талантов и глубиной приобретенной ими образованности. То, что это было действительно так,  слишком очевидно, чтобы признать это предметом спора, и никогда не подвергалось сомнению даже их злейшими врагами. Это были люди, обладавшие столь выдающимися талантами, что они возвысили бы их и подняли до огромного влияния в любой сфере занятий или изысканий, на которую они могли бы обратить свое внимание,  и их сочинения и труды обильно подтвердили этот факт. Это, конечно, не было заслугой, которая могла бы принадлежать им, и это не дает никаких оснований хвалиться ни им, ни кому-либо еще. Важность и ценность их дела состоит только в том, что их на самом деле избрал Бог, подготовивший их во всех отношениях к делу восстановления Его истины и реформирования Его Церкви, как людей, которых Он одарил незаурядными природными способностями. Это было от Господа, это путь, который Он избрал и который Он обычно пролагал в самые важные эпохи, связанные с содержанием Его истины и продвижением Его дела. Мы видим в нем только то, что Господу в Его мудрости было угодно совершить и привести в действие, и, конечно же, предполагаем за событиями Его фактическое управление делами Церкви и мира. Мы должны рассматривать его в этом свете, как несомненную реальность, предназначенную Им, для нас, как и все, что Он делает, чтобы сделать Себя известным, развернуть впечатляющие нас принципы Его нравственного правления и дать нам, рассматривая факты в этом аспекте, оценить уроки, которые Он решил нам преподать.
 Все это, конечно же, должно привести нас к тому, чтобы  правильно оценить умственные способности и силы, как ценный дар Божий, предназначенный Им для нашего использования и данный для продвижения Его дела. Это, однако, не тот урок, который более всего необходимо внедрить, ибо, хотя иногда появляются фанатичные исключения, общая и обычная тенденция среди людей состоит в том, чтобы переоценивать   интеллектуальную силу, независимо от целей, к которым она применяется, и предметов , к которым она направлена. Тем не менее мы должны помнить, что Бог, избрав в качестве инструментов для восстановления Его истины и реформирования Его Церкви людей, которых Он одарил незаурядной интеллектуальной силой, тем самым придал их свидетельству особую ценность и значение, указал на ответственность тех, кто владеет им, и цель, к которой они прежде всего должны стремиться; и в то же время этот факт не только делает оправданным, но возлагает на всех нас обязанность стремиться к взразиванию и улучшению интеллектуальных сил, которые могут быть приведены, в качестве отдельного и определенного объекта, в подчинение Божией славе, и могут послужить христианам как средство сделать максимум возможного для продвижения дела Божьего.
Тот факт, что реформаторы были также людьми обширной учености, допускает более прямые и очевидные практические наблюдения; это напоминает нам о нашем обязательстве улучшить до предела наши возможности приобретения полезных знаний, а также поощряет нас в преследовании этой цели, взращивая ожидание, что чем больше знаний мы сможем приобрести, тем мы можем стать более полезными в продвижении Божьего дела. Мы сказали, что Бог в Своей мудрости отобрал для дела Реформации людей, которых Он наделил самыми превосходными интеллектуальными силами и которых Он решил, в усмотренное время, объединить в Иисусе Христе через истинную и живую веру, и вдохновил их  желанием приобрести все знания, которые могут быть полезны в процессе этой работы, к которой они были предназначены. И Своим провидением Он таким образом расположил внешние обстоятельства, в которые Он поставил их, чтобы они имели средства и возможности удовлетворения этого желания. Таким образом Он добился того результата, что они по сути, широко узнали обо всех вопросах, связанных с делом, которым они должны были заниматься; и мы находим также, что Он благоволил  использовать ученость, которую они приобрели, или, вернее, которую Он даровал им, как инструмент, на своем месте, в деле содействия, в какой-то мере, продвижению Его дела.  Успех этого дела принадлежит только Его действию - действию Его Духа на умы и сердца людей; но полное признание действия Духа, как единственного реального Автора этого успеха, не исключает значения Его же даров и установлений, вложенных в людей, через которых Он должен был достичь этих результатов. И если различные Его дары и милости проявились в этой работе, то безусловно следует заметить и понять, что Бог, подбирая и подготавливая тех, кто должен был совершить дело внедрения и расширения Реформации, позаботился, чтобы они были людьми, как правило, обладающими долей знания и учености во всех богословских предметах значительно большей, чем среди большинства тех, кто окружал их.
В ту пору круг наук, в каждом их разделе, был значительно более ограниченным,  чем сейчас, и количество знаний, достижимых с помощью чтения, было значительно меньше. Но важно обратить внимание на  то, что включает в себя принцип и преподает урок: на то, что Провидение привело реформаторов к желанию приобрести и оформить в систему большое количество достижимых для них знаний, которые должны были усилить их влияние и способствовать их успеху в установлении истины и в устроении Церкви. Некоторые из них занимали очень видное место среди ученых своей эпохи или же занимались литературными трудами в тех областях, что не были исключительно профессиональными. Особенно важным преимуществом Кальвина в том особом деле, к которому он впоследствии был призван, были те таланты и привычки, которые провидение сформировало у него в начале жизни, когда он должен был  пройти курс обучения в области права и юриспруденции в двух из самых выдающихся французских университетов. Меланхтон и Беза были признаны среди самых выдающихся специалистов по греческому языку той поры, и это дало им утонченный вкус и элегантность стиля,  которые всегда производит знакомство с классической литературой, и в то же время великую философскую ученость, позволявшую толковать Священное Писание и защищать Божественную истину. Почти все они были хорошо начитаны в трудах главных писателей Греции и Рима, в трудах Отцов Церкви и церковных историков, схоластических философов и богословов Средневековья, и они понимали почти все знания, которые были тогда общедоступными. Все эти знания они получили возможность приобрести; они использовали их в деле, к которому были призваны, и они сами смогли убедиться, как много значил этот вклад в содействии успеху их трудов. Урок, который мы должны извлечь из этого факта, в том, что мы должны оценить высокую ценность образования, как средства содействия интересам истины и правды, и должны стремиться приобрести столько знаний и учености, сколько сможем - особенно знания и ученость, которые прямо и непосредственно относятся к различным аспектам труда, к которому мы можем быть призваны для продвижения истины Христовой.
Прослеживая историю жизни ведущих реформаторов, мы находим, что нет ни одного из них, кто не использовал бы возможностей, предоставленных ему провидением, в  тот или иной период жизни посвятить значительную часть времени добросовестному и тщательному обучению. И они добросовестно использовали эти возможности, с тем чтобы впоследствии вывести их сокровищницы новое и старое, и таким образом извлечь максимум пользы из того и другого. С одной стороны, можно сказать, что, действительно, подлинным и высоким испытанием пользы от людей, которые честно посвятили себя непосредственному служению Богу, было число душ, которые они непосредственно подвели к обращению. И Бог не даровал бы этой великой пользы людям, которые не были бы оснащены интеллектуальным превосходством или приобретенными знаниями, а не позволит также любому человеку, сколь бы не были велики его знания и таланты, приобрести много душ так, чтобы он был доволен своей полезностью и хотел награды. 
Но независимо от признания того, что, по всей вероятности, Бог никогда не сделает инструментом для достижения большого блага для Его Церкви человека, которого Он не сделал просто инструментом обращения хотя бы некоторых от их злых путей и, следовательно, спасения их душ -  необходимо отметить, что существует тест полезности, которые можно рассматривать как в некоторых отношениях даже более высокий, чем этот: когда люди имеют возможность содействовать широкому распространению больших библейских принципов или истин, они вливают духовное здоровье и силу в мертвую или ослабевшую церковь. И ради этой высокой христианской пользы Господь, как правило, благоволит пользоваться служением людей, которые получили от Него не только дар нового сердца, но и ряд высших интеллектуальных сил, а также обширные и разнообразные знания. Так, по крайней мере, безусловно было в эпоху Реформации, и тот факт, что Бог дал тем, кому Он поручил столь важную задачу, возможность    приобрести обширные знания, которые они использовали в служении Ему, на самом деле должен научить тому, что обязанность всех, кому провидение открывает такую возможность - приобретать и использовать все полезные знания, и пренебрегать этим есть грех.

2

Но, во-вторых, история реформаторов преподает нам великий урок, представляя яркие примеры неутомимой деятельности и усердия. Они были не просто образованными людьми и творцами, они были прилежными и неутомимыми тружениками. Как образованные люди они еще студентами приобрели большой запас учености;  как писатели они передали нам большую массу ценных материалов, и в то же время большинство из них совершило массу обычной практической работы, и они занимались рутинными занятиями, обычными для самых разных ситуаций, в которые они попадали. 
Большинство реформаторов были плодовитыми авторами, и они оставили после себя труды, с которыми мы с нашим куда меньшим усердием, скорее всего, не справились бы за всю жизнь. Усилия реформаторы прилагали к разным делам, конечно, в разной степени, что свидетельствует о тщательном внимании к мысли и слову, но почти всегда они делали дела, которые занимали много времени и требовали очень много мысли и боли. И ни один из них не мог позволить себе отставить другие дела или иметь досуг, чтобы непрерывно посвящать время чтению и размышлениям. Все они усердно занимались выполнением важных общественных обязанностей, как профессора и преподаватели, как пастыри общин и церковные администраторы. В их руках было множество общественно значимых дел, в которых они должны были принимать участие, и им было необходимо не только писать и печатать книги, но и иметь большое количество частной переписки и личного общения с людьми. Большинсство из них - Беза был исключением - не достигли глубокой старости, ибо в свое нелегкое время они взяли на себя такое количество труда умственного и физического, что один взгляд на это должен заставить нас устыдиться своей глупости, нерадивости и лени, и устремиться к более напряженным и настойчивым действиям.
Цвингли прожил всего 47 лет, и все же он совершил огромную работу не только как пастор и профессор теологии в Цюрихе, но в качестве ведущего реформатора  немецкой части Швейцарии, он оставил нам четыре тома стройных, хорошо усваивающихся сочинений на все большие богословские темы, которые затем заняли свое место в церковном сознании. А какова жизнь Кальвина! Хотя он прожил всего 54 года и большую часть этого времени боролся с множеством болезней из-за очень слабого телесного здоровья, половина его жизни прошла в Женеве, куда Господь привел его служить Своей Церкви. И как много он сделал за этот период своей жизни! Исполняя постоянно трудоемкие обязанности пастора и профессор богословия, он был призван также давать множество личных советов, вести обширную переписку почти по каждому важному вопросу, спекулятивному или практическому, если он затрагивал интересы реформатской Европы, и при этом оставил 12 томов глубоких, прекрасно написанных книг по самым важным и сложным предметам богословия, полных терпеливой экзегезы и большой практической мудрости, облеченной в чистую классическую латынь (хотя многие из них были также написаны на французском). По оценке выдающихся французских критиков, даже тех, которым не нравилось его богословие или его церковная деятельность, он значительно улучшил язык страны, которая имела честь дать ему рождение.
Мы слишком склонны думать, в наше выродившееся время, что от человека неразумно будеть ожидать высокой меры усердия одинаково в разнообразной деятельности, будь то исследования или практический труд, и можно рассчитывать на нее лишь в чем-то одном, но пример реформаторов должен показать, что для человека возможно, по благодати Божией, сделать гораздо больше, чем мы думаем. И этот пример преподает нам урок значения времени и нашего обязательства проводить его достойно, с неутомимым рвением и трудолюбием, не ожидая покоя на земле, но неустанно трудясь ради остатка народа Божия, как это делали реформаторы.

3

Третий и последний урок, который предлагает история и жизнь реформаторов - это необходимость и важность предоставления многого времени и внимания к изучению Слова Божьего. Реформаторы жили с Богом, и с самого начала своего пути они уделяли пристальное внимание изучению Священного Писания, и они руководствовались Духом Божиим, чтобы сформировать правильные взгляды на великие ведущие принципы, которые в нем развернуты. Они всю жизнь продолжали его изучение с заботой и усердием, и они упорно прилагали его к своему сердцу для утешения во всех испытаниях и трудностях и для направления всей своей жизни и поведения. Из истории и трудов реформаторов совершенно очевидно, что их сила и успех как защитников Божественной истины, поставивших разум на служение ей, а также как людей, занятых многими проблемами и устройством практических дел Церкви и мира - в огромной степени  вытекали из их глубокого и близкого познания всего Слова Божия. Они были знакомы со смыслом и применением его утверждений, и они были глубоко проникнуты его духом. Слово Божие действительно "жило в них богато, во всех премудрости и разумении духовном", и таким образом стало "светильником их ноге и светом их стезе".
Это интересный факт, и он является важным доказательством и проявлением их глубокого и тщательного изучения Слова Божьего, что многие из ведущих реформаторов  оставили, среди других своих объемистых трудов и обильных дел, комментарии на большие части Священного Писания. У нас есть восемь или девять их комментариев на Писание в целом, или большую часть Ветхого и Нового Заветов, и они относятся к самым выдающимся и трудоемким делам реформаторов, и этот факт сам по себе показывает, какую силу мысли и обилие внимания они привыкли посвящать его изучению и какое глубокое познание Писания они приобрели. Чтобы написать комментарий к Писанию, который действительно будет обладать настоящей ценностью и полезностью, нужно сделать его предметом обширного и глубокого изучения и очень тщательного размышления, а также усиленно молиться за Божье руководство.
Комментарии реформаторов на Священное Писание, которые, конечно, обладали разной степенью ценности и глубиной осмысления опыта, по мере различных даров и способностей этих людей и объема усилий, которые они могли приложить, как и в других случаях, были связаны с изложением и применением всей правды Божией. И хотя Кальвин стоит намного выше их всех, однако, в целом, они в полной мере оправдали то, что мы говорили об их талантах, учености и общем характере, и в полной мере показали, что эти люди были подготовлены для раскрытия разума Бога в Его Слове, и что они посвятили большую часть времени и внимания исследованию смыслов Священного Писания, чтобы сформировать четкие и определенные концепции того, чему они учили, и привлечь их для обучения и совершенствования других.
Существуют некоторые основания опасаться того, что в сам период Реформации тщательное изучение Слова Божия еще обычно не получало достойную долю времени и внимания по сравнению с чтением и изучением других книг, связанных с богословскими предметами, и на постижение боговдохновенной книги отводилось недостаточно усилий. Но мы сами знаем Слово Божие слишком мало по сравнению с тем, как оно должно быть известно, - и мы очень склонны оставаться в неведении о том, что Бог преподал для нашего наставления. Мы зависим во всем истинном познании Слова Божия от действия Божественного Духа, но как редко мы просим Его об этом! Мы зависим также в достижении этого знания от нашего личного изучения Священного Писания, и требуется на объединение всех сил нашего ума, чтобы извлечь и постигнуть его смысл - но на это исследование потребуется по меньшей мере немалая часть нашего времени и внимания.  Но мы почти все время продолжаем заниматься в основном другими делами, читаем другие книги, и даже если мы уделяем долю нашего времени изучению Библии, то зачастую без особого чувства торжественности и ответственности этого занятия, и даже не приводим нашу обычную память и внимание в полное и энергичное осуществление. Но все это просто грех - потому что это пренебрежение нашим простым и несомненным долгом и нарушение его, и оно имеет мощную тенденцию снижать силу Божией жизни в душе, а также ослаблять и парализовывать все усилия в передаче Божией истины другим,  разрушать всю действенность и успех этого дела. Но Господь благоволил привести реформаторов к тщательному изучению Его Слова, и направлять их к правильным взглядам на его ведущие принципы. Он подготовил их, чтобы они могли изложить свои открытия и убеждения другим; Он выделил им много времени и внимания на это занятие, чтобы они могли совершать свои труды устно и письменно, и предоставил им большие средства для их пользы и успеха; и мы можем быть уверены, что это в значительной степени дало нам способность открыть и понять всю волю Бога, как она показана в Его Слове, - но эта способность может быть приобретены только горячей молитвой и усердием к непрестанному изучению вдохновенного Слова, чтобы мы могли возрастать в благодати и в пользе христианской жизни.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn