Конная гвардия Кубани ч. 12

Николай Мринский
Боевое гв. знамя 4-го гв. Кубанского казачьего кавалерийского ордена Ленина, Краснознаменного, орденов Суворова 2-й ст. и Кутузова 2-й ст. корпуса. Знамя образца 1941 г. было вручено корпусу в связи с преобразованием его в гвардейский приказом Наркома обороны СССР И.В. Сталина от 27 августа 1942 г. Директивой СВГ от 20 ноября 1942 г. на основе КК были созданы 4 гв. Кубанский казачий и 5 гв. Донской казачий кавкорпуса, а корпусное знамя оставлено 4-му гв. КК. Поэтому на гв. знамени 4 гв. Кубанского казачьего КК слово «Кубанский» отсутствует. Знамя - участник Парада Победы 24 июня 1945 г. хранится в Москве в Центральном музее ВС.

Головащенко повернулся к колонне, лицо его горело, светились удалью его глаза, шапка-кубанка немного набекрень. Набрав воздух, зычным голосом подал команду, которая запомнилась мне на всю жизнь: "Шашки к бою!... Двумя эшелонами! … Уступом влево!.. Дистанция триста метров!.. За Родину!.. За Сталина!.. В атаку марш- м-а-а-а- р ш!.." И ринулись лавиной казаки - первый эшелон за танками немного левее их, а второй немного сзади по кукурузе с задачей "прочесать" её... И тогда вдруг впереди танков, на всём бахчевом поле, появились сперва редкие султанчики взрывов, а затем сразу возник огненный смерч - сплошная завеса рвущихся снарядов и мин... Казаки молча, сцепив зубы, шли в этот огненный смерч. Казалось, что ничто живое не в состоянии проскочить через эту завесу огня. Но казаки шли, проскочили эту завесу и добрались до бугра, где была наскоро построена оборона противника и за которым была уже Кущёвка. И тогда огонь немцев сразу сник. Началась рубка..." Казаки с честью выполнили приказ командования КК. До восьми сотен оккупантов нашли себе могилу на кубанской земле. Так завершилась знаменитая кущёвская конная атака. По её результатам кубанская степь на протяжении почти десятка км покрылась изрубленными вражескими трупами, нашпигованными свинцом, втоптанными в землю копытами коней. Гитлеровским воякам был преподнесен хороший урок. Они натолкнулись на силу, способную выстоять. В подобранной на поле боя из района ст-цы Шкуринской записной книжке немецкого солдата Альфреда Курца было записано: «Все, что я слышал о казаках времен войны 1914 г., бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем при встречах с ними теперь.

Одно воспоминание о казачьей атаке повергает меня в ужас, и заставляет дрожать. По ночам я галлюцинирую казаками. Казаки - это какой-то чёрный вихрь, который сметает на своем пути, все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездия Всевышнего... Вчера моя рота потеряла всех офицеров, 92-х солдат, три танка и все пулемёты» (18). Мужественный подвиг конников в боях под Кущёвской в своём дневнике описал итальянский офицер: «Перед нами встали какие - то казаки. Это черти, а не солдаты, а кони у них стальные. Живым отсюда не выбраться...» Далее будет изложен ход атаки под Кущёвской из журнала боевых действий 13-й кавдивизии, который хранится в ЦАМО РФ, где автор находился в октябре 2017 г. "В 11.00 2.8.42 г. был дан сигнал для атаки, и конная группа под командованием полковника Миллерова и полкового комиссара Шипилова развернулась на пехоту в два эшелона, пошла в атаку. Противник весь свой артиллерийский и миномётный огонь перенёс на боевые порядки дивизии. Но благодаря правильному построению боевых порядков (в два эшелона), идущих с большими интервалами между полками и стремительным движением полков вперёд, потери от огня были незначительными. Атака продолжалась до 14.40 и было пройдено 9 км в глубину обороны противника, считая от исходного положения дивизии. 29-й кп и 32-й кп вышли непосредственно к огневым позициям миномётной и противотанковой артиллерии. И только благодаря тому, что в дивизии отсутствовал резерв, противнику удалось остановить дальнейшее наступление.

Кроме того, в силу отсутствия поддерживающей авиации, противник сумел подбросить из глубины свежие части пехоты, вооружённой в основном автоматами. В результате атаки на поле боя было уничтожено до 400 немецких солдат и офицеров, взято 3 радиостанции, 25 мулов, до 40 пленных, большинство которых было порублено казаками при выходе из атаки. Начальник политотдела 13-й кубанской кавдивизии в своём донесении о результатах конной атаки сообщал в политотдел 17 кавкорпуса следующее: "... атака казаков на пехоту противника началась в 10.00, прямо с 45-км марша и длилась 1,5-2 часа. Во время атаки зарублено более 1000 солдат и офицеров врага. В продолжение всего боя и в особенности во время атаки, в которой принимали участие командир и комиссар дивизии, все сабельные подразделения 29-го кп и 32-го кп, работники Штадива, политотдела, эскадрон хим.защиты, заградотряд, комендантский взвод, работники прокуратуры и особого отдела, личный состав показал исключительную организованность и безграничную преданность социалистической родине и великому Сталину". Геройски сражались с немецкими захватчиками соседние дивизии: 12-я Кубанская - полковника И.В. Тутаринова в районе ст-цы Шкуринской, 15-я Донская - полковника С.И. Горшкова, южнее ст-цы Кущёвской. Из отчёта командира 15-й донской казачьей дивизии полковника Горшкова (стиль док-та сохранён) о боевых действиях в районе Кущёвской: "Ход операции 2.8.42 г. по разгрому противника и занятию Кущёвская был задуман следующим. Полки 15 кд оставались на вышеупомянутых рубежах.

13 кд с отдельной танковой бригадой должна была выйти на левый фланг 25 кп, то есть в стык между 25 кп и 4 кп 12 кд в конном строю, впереди которой должны были прокладывать дорогу танки. Все огневые, пулемётно-артиллерийские и миномётные средства двух наступающих полков 13 кд придавались 25 кп, который, совместно со своими огневыми средствами, должен был подавлять огонь противника до момента подхода атакующей конницы и танков к переднему краю обороны противника. Одновременно с наступлением и атакой 13 кд и отдельной танковой бригады, все части 15 кд переходят в общее наступление на Кущёвская в пешем строю с задачей уничтожить противника и овладеть Кущёвская. С 6.00 2.8.42 г. 13 кд и отдельная танковая бригада, произведя накоротке боевую разведку конными и механизированными  разъездами на направлении своего удара, к 10.002.8.42 г. вышли на исходное положение для атаки (дорога, идущая из Кущёвская на Шкуринская 2 км юго-восточнее Весёлый). Противник по атакующим кавалеристам и танкам открыл бешеный стрелково-пулемётный и артиллерийский огонь. Против 15 кд противник ввёл в бой один бомбардировщик, который бомбометанием и пулемётным огнём с пикирования, взаимодействуя с обороняющейся своей пехотой, задержал продвижение 15 кд на Кущёвская. Танковая бригада, перейдя в атаку, шла настолько медленно, что не могла обеспечить атаку в конном строю 13 кд, а через некоторое время танки совсем остановились. В силу этого, атакующие полки 13 кд оказались под сильным ружейно-пулемётным, артиллерийским и миномётным огнём противника и, главным образом, его пехоты.

13 кд была вынуждена прокладывать себе дорогу для атаки самостоятельно без активной помощи танков. 25 кп не сумел использовать всю мощь пулемётного, артиллерийского и миномётного огня матчасти, полученной от 13 кд, так как матчасть ещё не успела быть расставленной для открытия огня, как полки 13 кд вышли на исходное положение и начали атаку. Таким образом, 25 кп не смог полностью подавить огонь противника и приземлить его живую силу, то есть не смог достаточно обеспечить успех атакующей конницы. И всё же, несмотря на всё это, когда конные полки пошли в атаку, противник на левом фланге начал панически отступать, бросая оружие и обозы. Атакующая конница очистила хутор Весёлый. Полки 13 кд в этой атаке понесли значительные потери - до 250 чел. убитыми и ранеными, но ещё большие потери понёс противник: убитыми и ранеными - до 1500 чел. Однако атака конницы долго продолжаться не могла, так как кроме вышеупомянутых причин, конский состав атакующих полков был сильно измотан большим переходом, а также большим расстоянием от исходного рубежа до переднего края обороны противника. Одновременно с началом атаки конницы перешли в наступление в пешем строю и все полки 15 кд. Несмотря на бомбометание с пикирования, наступление полков дивизии в пешем строю развивалось успешно. Противник в панике начал отступать. 25 кп вновь занял западную окраину Кущёвская и вёл бои в районе вокзала. 42 кп подошёл вплотную к юго-восточной окраине Кущёвская, где завязался рукопашный бой.

В результате этого успешного наступления противник поспешно начал выводить из Кущёвская весь свой автотранспорт и сосредотачивать его на южных скатах высот севернее Кущёвская. В этом наступлении дивизия потеряла убитыми и ранеными до 200 чел. Но противник понёс потери в семь (дописано от руки, вначале было три) раз больше, убитыми и ранеными до 1500 чел., как указывалось выше. Дальнейшее наступление частей дивизии приостановилось"... Командир 15 Донской казачьей дивизии полковник Горшков. Военком дивизии батальонный комиссар Юрченко. Подписали 15.8.42 г. В журнале боевых действий немцы о результатах "Атаки под Кущёвской" записали: "...49 горному корпусу удалось правым флангом овладеть юго-восточной окраиной Шкуринской; перед левым флангом противник сначала отошёл, а затем силой до полка, при поддержке танков предпринял контратаки и вновь закрепился на высотах северо-западнее Магровский. 5 АК, ведя ожесточённые бои с арьергардами противника достиг рубежа р. Кавалерка"(18а). Перегруппировав свои войска, противник наносил один удар за другим. 2 августа бои достигли критического состояния. Части вермахта обошли фланг 4 кп и наступали на восточную окраину станицы, полк немецкой пехоты форсировал реку Ея в районе х. Шевченко. До батальона пехоты напирало на 19 кп в районе курганов, а вдоль железной дороги от х. Нардегина вели наступление два батальона гитлеровцев. Командир 12 кд полковник Тутаринов знал, что в районе Кущёвской 13 кд готовит атаку. Он тоже ставит перед 23 кп задачу атаковать противника и уничтожить.

Продолжение следует в части  13                http://proza.ru/2019/02/20/1257