Концепция различного протекания бытия при наличии

Елена Заутренникова
Процесс восприятия мира и фиксации определённых значимых жизненных фрагментов происходит неодинаково при возможности переключать сознательные рычаги. Существует три варианта работы действующего сознания индивида: Я-участник, Я-наблюдатель и Я-автор. Рассмотрим подробно каждый вид работы сознания.

Я-участник характеризуется работой сознания вне абстрагирования от самого себя, своей самости. Размышления, касающиеся происходящих жизненных процессов, рефлексия и другие подобные мысли являются показательным примером Я-участника. Каждый человек по сути представляет из себя в контексте своей индивидуальной жизни Я-участника. Как же при этом протекает бытие? Пространство и время в данном случае выполняют свои обычные функции: время не меняет скорости течения, а пространство соответствует своей протяжённости. Память в случае Я-участника фиксирует наиболее значимые эпизоды жизни вне абстрагирования от самого себя. Я-участник находится непосредственно в процессе своей жизнедеятельности, созерцает течение бытия напрямую в реальных времени и пространстве.

Совсем иное понимание реальности происходит, если переключатель сознания установлен на Я-наблюдателе. Чтение литературного произведения, просмотр кинофильма и другие проявления взаимодействия с различными видами искусства наглядно демонстрируют работу сознания в режиме Я-наблюдатель. Просматривая кинофильм, индивид полностью погружается в контекст просматриваемого, становится наблюдателем за жизнью героев фильма. При этом обычный поход героя фильма в магазин или же непринуждённая беседа за столом в этом же фильме автоматически приобретают значение, становятся значимыми, приобретают определённую ценность вследствие того, что наблюдатель, пропуская сюжет через призму своего сознания, становится своеобразным мерилом значимости, он фиксирует события фильма от начала и до конца, тем самым получая интересную историю. Время в данном случае протекает не как обычно, а становится временем, протекающим в фильме. Пространство же становится временно недействующим. Таким образом, бытие, проведённое в фильме, отличается от бытия самой жизни в плане того, что первое автоматически приобретает значимость по причине наличия зрителя, Я-наблюдателя. Экзистенциальные вопросы одолевают личность как раз потому, что за нами, как правило, никто не наблюдает. Мы живём свою жизнь не будучи сами наблюдателями себя, потому как сознание работает только односторонне: мы не можем одновременно фиксировать реальность в текущий момент времени и наблюдать сами за собой как будто вне себя находясь. Поэтому так часто возникает вопрос о бессмысленности существования, о бессмысленно проведённом времени, в то время как прочитанная книга или просмотренный фильм принимаются за значимую историю, отложившуюся в памяти индивида Я-наблюдателя. С этой точки зрения искусство понимается как возможность прикосновения к сущности вещей, потому как эти вещи от нас не ускользают при привычном созерцании течения реальности, а познаются в их подлинной сущности, так как имеют значение и сохраняются в памяти именно в чистом виде.

Я-автор проявляется в создании творческого продукта. В данном случае происходит абстрагирование самого себя от внешней реальности и погружение в глубины своего сознания и даже бессознательного. При этом время не ощущается, а пространство становится неподвижным. Погружение в творчество трансформирует реальность с точки зрения получения особых знаков бессознательного, которые преобразуются сознанием в конкретный завершённый творческий продукт. Значение и ценность таких действий подтверждается будущими читателями или зрителями. Более того, сам Я-автор осознаёт свою значимость через сам процесс творения, так как это даёт ему иллюзию бессмертия и возможность самореализации в конкретном творческом продукте. Тем самым Я-автор проявляется не в самом протекающем бытии, а в особой сфере идей, задействовавшей одновременно и сознание, и подсознание.

Итак, мы рассмотрели три варианта работы сознания и пришли к выводу, что бытие и значимость самого существования индивида при различных установках сознания, соответственно, так же различаются. Время и пространство при этом ощущаются тоже по-разному. Я-участник, Я-наблюдатель и Я-автор составляют возможные состояния сознания.