Нечаянная радость. 2

Галина Гостева
 Начало:http://www.proza.ru/2019/09/22/1639
   
 Хочется напомнить о том, что в 1 части рассказа я пообещала в храме за спасение своего сына: « Там, поставив свечу, я упала на колени перед изображением Пресвятой Богородицы и стала слезно благодарить ее за великую милость ко мне грешной, обещая заботиться не только о своих, но и чужих детях».

     Мои обещания были услышаны на небесах, и мне предоставили такую возможность уже в декабре 1991 года, когда назначили меня заместителем Заведующего отделом образования города Кызыла. Наш отдел курировал и работу опеки и попечительства несовершеннолетних.

     Насколько это тогда  было сложно, надо вспомнить положение дел в России. 22 января 1991 года Президент Михаил Горбачев подписал указ об изъятии из обращения и обмене 50-ти и 100-рублевых купюр образца 1961 года. Обменять можно было не более 1 тысячи рублей на человека.

      Павловская  реформа  (прим.  Валентин Павлов был тогда министром финансов)  прошла за 3 дня с 23 по 25 января. Со счета в Сбербанке можно было снять  не более 500 рублей в месяц на одного вкладчика.

      По сути дела, власть, оправдывая свои действия экономической целесообразностью, залезла в карман к гражданам, как в свой. У населения было изъято почти 14 миллиардов рублей. В апреле того же года произошел резкий скачок цен на все.

      Более всего пострадали многодетные семьи и матери-одиночки. Люди по-разному восприняли данную реформу. Одни  по-философски: « Не жили богато, не фиг было и начинать».  Другие злорадствовали : «Так, этим куркулям зажиточным и надо! Откуда у  них взялись такие деньги?!»
 
      Многие мужчины ударились тогда в пьянство. Это уже стало проблемой не отдельных семей, а всего общества. Стали рушиться семьи. Жены теряли мужей, дети  –  отцов. Алкоголизм стал причиной многих преступлений.
 
     Вокруг нашего дома много лет на улице жили порядочные семьи. Странные метаморфозы стали происходить и с ними.
 
      Дед Назарытьян, потеряв все свои сбережения, стал пить, как в бездонную кадку водку лить, а затем горланить на всю улицу: « Бродяга, судьбу проклиная, тащился с сумой на плечах». Не зря пословица гласит: « Пьяный поет  -  себя тешит».

     Бывший  золотодобытчик Гоша часто пил во всю мочь, пока была ночь, а утром гонял жену Олю с криками: «Пей, не робей! Водку пей, жену бей, ничего не бойся!» Оля птицей перелетала через высокий забор и пряталась у нас в ограде до тех пор, пока муж не засыпал.

     После дождя в конце улице в низинке разливалась большая лужа. В ней часто можно было видеть лежащих пьяниц, так и не дошедших домой. Горестно качая
головой,  наша мама отгоняла от них собак, произнося: « Не тот пьян, кого двое ведут, третий ноги переставляет, а тот пьян, кто лежит, почти не дышит, собака ему рыло лижет, а он слышит, да не может сказать :« Цыц»! После этого она шла звать соседок, чьи мужья валялись в луже. Женам и детям было стыдно за своих опустившихся мужей и отцов.

      А тут еще 22 сентября 1992 года произошел первый « черный вторник», после обвала курса рубля и резкого подорожания доллара сразу на 35, 5 рублей. Это явилось новым побудительным мотивом для употребления алкоголя. Была бы причина, а водка всегда найдется.
 
     Тот не лих, кто во хмелю тих. Но некоторые во хмелю просто бешеными становились. Таким был наш 40-летний сосед Ваня, по кличке « Водила».Пока трезвый  - добрейшей души человек, водитель-асс.  Как за воротник зальет, так начинает бушевать.

     Сидим как-то в воскресенье в конце сентября 1992 года с мужем Семеном и зятем Александром в беседке, кушаем копченую щуку.  Вдруг, словно кошка  дико завопила у соседей в ограде. Да так страшно замяукала, будто ее кто-то убивает.

     Не сдержав любопытства, я заглянула к соседям в щелочку в заборе и чуть от страха сознания не лишилась. Сосед под прицелом ружья держал у стены дома жену Тамару, сына-подростка Витю и дочь-первоклассницу Танечку. Оказалось, это Таня так кричала от испуга. Мысленно взмолилась я Богородице: « Божья Матерь, не допусти, чтобы этот душегуб застрелил и жену и детей!»

      Не раздумывая, я перемахнула через забор в соседский огород. Подбежав к Ивану, резко выдернула  ружье из его рук и забросила в ботву еще не выкопанного картофеля. Разъяренный сосед с матом шагнул ко мне.

      Рядом стояла полная бочка воды. Не долго думая, я изо всех сил сунула его головой в воду. Он вывернулся из моих рук и ткнул уже меня головой в эту бочку. Я чуть не захлебнулась в теплой воде. Слава Богу, подбежали муж с зятем и спасли меня от гибели.

     Зять еще раз окунул  Ивана в бочку, чтобы тот очухался от пьяного угара.
Муж мой взял ружье и понес к нам домой. Тамара с Танечкой тоже пошли к нам, а Витя убежал к другу. В душе у меня разлилась радость, что все остались живы. Мы хотели вызвать милицию, но Тамара упросила нас не делать этого. Она очень любила своего мужа и не желала сажать его в тюрьму.

     Через неделю эта семья переехала из нашего города куда-то за Саяны. Иван так и не перестал пить. По слухам, дошедшим до нас, через год он погиб, сев пьяным за руль, в страшной автокатастрофе. Как тут не поверить в народную мудрость: « Кто водку любит, тот сам себя губит».

     Спустя  несколько лет мы встретились с Тамарой, когда она приезжала в гости к своей двоюродной сестре Наде. Она мне сама поведала, что после переезда молилась за Ивана, лечила его от алкоголизма, кодировала, уговаривала принять обряд крещения. Но ничего не помогло, он был слишком упрям и своеволен. С каждым днем он выпивал все больше и в бешенстве стал угрожать  убить ее и своих детей.   Слушать его постоянные угрозы  и подвергать детей опасности,  было просто невыносимо.

     Она покрестилась сама и покрестила детей своих в православном храме и стала постоянно читать молитву ко Пресвятой Богородице перед иконой, именуемой
 « Споручница грешных».

« К Кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое примет и молениям нашим скоропослушливо внемлет, аще не Ты, Всеблагая Споручнице,  всех наших радостей Радость? Услыши же и нынешние песнопения и моления, и о мне, грешной, Тебе приносимая. И буди  мне Мати и Покровительнице и радости Твоея всем нам Подательнице. Устрой жизнь мою, якоже  хощеши и якоже веси. Вручаю бо себе Твоему  покрову и промышлению, да радостно всегда  пою Тебе со всеми:радуйся Благодатная; радуйся Обрадованная; радуйся Преблагословенная; радуйся Препрославленная во веки. Аминь».

  Я погоревала о загубленной душе Ивана и искренне порадовалась за Тамару и ее детей. Да раскинет над ними Свой Пречистый Покров Пресвятая Богородица, да хранит их Она в дальнейшей жизни от всяких бед и неприятностей.

Продолжение следует.http://www.proza.ru/2019/10/12/1203