Печальный опыт взяткодателя

Александр Хотомлянский


Бескровная битва с коррупцией напоминала пролог к  несостоявшемуся спектаклю. На авансцене стоял король, размахивающий картонным мечом и грозящий смертными карами всем  коррупционерам предшествующей власти. В ожидании зрелища, притупляющего жажду хлеба, народ разочарованно смотрел на плотно задернутый сценический занавес и возвращался в реальную жизнь, насыщенную бытовыми проблемами и  не вседа законными способами их решения.

К сожалению, бытовая коррупция остается  в тени общественного сознания. Вместе с тем ее примеры, могут быть весьма поучительными.
 
Был как-то командирован в министерство получить подпись одного большого начальника.

- Запасись коньяком и прочими деликатесами, - настоятельно рекомендовали сослуживцы, не раз уже побывавшие у него на приеме.

Ну, я и запасся.

На следующий день с презентом в одной руке и документами на подпись в другой стучу в дверь кабинета. За столом оказался пенсионного возраста чиновник. При моем появлении он оторвался от бумаг, посмотрел  на меня и как-то странно, подобно двойному клику компьютерной мышки, кивнул головой в сторону коридора. Я не двухмысленно принял этот жест как приглашение к приватному разговору вне стен его кабинета. С пониманием киваю ему в ответ и выхожу в коридор. Жду... Жду пять, десять, пятнадцать минут. Его все нет.

Набираюсь смелости и снова вхожу в кабинет. Жду приглашения. Посмотрел он на меня с каким-то недопониманием и как в предыдущий раз резкими кивками головы указал на дверь. Я, в свою очередь, таким же двойным кивком головы подтвердил наше полное взаимопонимание и снова вышел в коридор.

На этот раз прождал  минут двадцать. Наконец он выходит и направляется в противоположную от меня сторону. Иду за ним. Мало ли, думаю, конспирация. Везде видеокамеры, люди в штатском.

В конце коридора  он резко поворачивает направо. Там оказывается туалет. Не буду же, думаю,  свои проблемы решать в туалете. Возвращаюсь к его кабинету. Жду. Наконец он появляется.  Подходя к кабинету, он, увидев меня, двуми резкими кивками головы приглашает в кабинет. Я в замешательстве.

- Что же это вы такой нерешительный, - спрашивает.

- Так вы сами дали понять, что заняты и попросили подождать в коридоре.

- Как-то неловко получилось, - будто извиняясь говорит он. - У меня болезнь Паркинсона, так что не обращайте внимания на подергивание моей головы. Что там у вас?

Показываю ему свои материалы. Посмотрел он их буквально в течение пяти минут, задал какие-то уточняющие вопросы и тут же поставил свою подпись.

- Что еще? - спрашивает.

- Так вроде бы и все. Спасибо вам, Серей Александрович!

- Пожалуйста! Только я не Сергей Александрович. Он здесь уже не работает. Уволен он... по собственному желанию.

При этих словах руку мою с презентом буквально  судорога свела. Так и не смог  его передать. И правильно сделал. Еще не известно, как бы он себя повел, если бы я прислушался к советам своих сослуживцев.

А  еще был такой случай.

Работал я тогда в филиале одного вуза и отвечал за подготовку  материалов к аккредитации  специальности.

Контроль за подготовкой и последующее визирование докуметов осуществлялись  проректором по учебно-воспитательной работе  головного вуза - дамой весьма привлекательной во всех отношениях и столь же требовательной. Правда, ее требовательность касалась не столько содержания, сколько оформления подготовленных материалов - качества печати, компоновка текста и других формальностей. Был в том и свой расчет - она (В.И) никогда не брезговалами знаками внимания, а  различного рода подношения смягчали жесткость ее требований.

Перед поездкой в головной  вуз долго думал, чем умилостивить строгую начальницу. Не найдя ничего экстравагантного,  решил поискать что-нибудь подходящее в областном центре, где и располагался вуз.

В областном супермаркете было все, но мой взгляд остановился на огромном судаке, безмятежно дефилирующего вместе с другими особями  в аквариуме рыбного отдела. А что, если презентовать В.И.этого самого судака? Идея показалась мне достаточно забавной, тем более в канун какого-то праздника.

Попросил выловить и подготовить к транспортировке того самого судака. Уже спустя десять минут стоял перед дверью кабинета В.И. с упакованной рыбиной в одной руке и аккредитационным делом в другой. Видя, что я не с пустыми руками, В.И. была более чем любезна.

- С наступающими вас  праздниками, - говорю. - Вот, завершили подготовку аккредитационных материалов. Так что, будьте любезны их посмотреть и завизировать.

При этих словах  кладу на стол аккредитационное  дело, а рядом тот самый сверток килограмм на 5-6.

- А это что? - кокетливо спрашивает В.И., будто раньше никогда не принимала подношений.

- Сюрприз, -отвечаю. - Надеюсь понравится не только вам, но и всем членам вашей дружной семьи.

Заинтригованная В.И. надрывает край упаковки и, о, ужас!Смиренно лежащая  до  того рыбина, очевидно пережив клиническую смерть, неожиданно вернулась к жизни, но уже в  не  свойственной ей среде обитания. Удар  ее хвоста был такой силы, что остатки упаковки, сковывающие ее мощное тело, разлетелись на мелкие кусочки. Освободившись от пут, рыбина, крушила все, что было на столе,  в том числе и наше аккредитационное дело, которое в одночасье превратилось в хлам никому не нужной макулатуры.

Я стоял совершенно обездвиженный, готовый украсить собой коллекцию восковых скульптур музея мадам Тюссо.
 
В это время рыбина добралась до края стола и в смертельной агонии бросилась вниз, увлекая за  собой монитор, гаджеты и ранее врученные презенты. В.И. в страхе забилась в угол своего кабинета и истошно визжала, будто ее честь и достоинство подверглись испытаниям изголодавшимися по  женской ласке сомалийскими пиратами.

На визг В.И. в кабинет ворвались сослуживцы и с помощью подручных средств поставили точку в разыгравшейся драме.

- Убирайся! И чтобы духа твоего не было в этом кабинете, - кричала  В.И., находясь еще в полуобморочном состоянии.

- А как же аккредитация?  - промямлил я.

-  Убирайся! -  решитильно потребовала В.И.

Я покорно покинул кабинет. Вслед за мной, в полуотркрытую дверь была выброшена многострадальная рыбина. Я посмотрел на ее бездыханное тело, взял одной рукой за жабры и волоча хвостом по коридорному паркету и мраморным лестницам, вышел на улицу.

Солнце клонилось к закату. Пора было возвращаться домой.

С тех пор взяток никому больше не даю, а из университета уволился по собственному желанию. Работаю сейчас сантехником, не плохо зарабатываю и безмерно счастлив.