Письмо антикоммунисту

Сергей Столбун
Письмо антикоммунисту.

У меня нет своего "черного списка", но есть категории людей, на чьи замечания я просто не отвечаю. Это, во-первых, пещерные антисемиты, во-вторых, пещерные антикоммунисты. Не отвечаю потому, что любые мои доводы они уже заранее списали по классу демагогии. Но сейчас я сделаю исключение и попробую об'ясниться.

Я не политик, не вхожу ни в какую партию, не выступаю на митингах, не кидаю бомбы в царей и городовых. Но мои взгляды - результат собственных многолетних размышлений и собственного нравственного выбора.

Знаете, одна из причин, почему ваши доводы меня не убеждают, это то, что они основаны на ненависти, а, следовательно, не могут быть об'ективными. Солженицын назвал "Архипелаг Гулаг" "опыт литературного исследования". Но Солженицын к тому времени уже НЕНАВИДЕЛ коммунизм и все, что с этим связано, а, следовательно, не мог быть в этом исследовании об'ективным.

У Виталия Коротича в книге "Лицо ненависти" есть такая мысль, что "не видя легче ненавидеть". Слова "не видеть" и "ненавидеть" не даром звучат похоже. Невозможно изучать то, что ненавидишь. Просто потому, что в этом случае ты обречен на "подгонку результата под концепцию". Из всей совокупности цифр и фактов ты будешь, даже незаметно для себя, выбирать только самые компрометирующие, не задавая вопросы об их достоверности, а, тем более, о контексте. Те цифры и факты, которые не укладываются в уже принятую тобой концепцию, ты либо в упор не видишь, либо считаешь фальшивкой.

Вот поэтому(помимо прочего) ваши антикоммунистические доводы для меня не убедительны.

Я тоже человек предвзятый, хотя и в противоположную сторону, но я делаю на это поправку, а вы - нет.

Вопрос о коммунизме для меня - больная тема, на уровне смысла жизни, и со школы я читал по этому вопросу все, что мог достать, и все, что мог понять, как просоветскую, так и антисоветскую литературу. Солженицына пытался читать еще в 70-е годы, но по причинам указанным выше, прочесть до конца смог не все.

Вот вы - антисоветчики. А какую антисоветскую литературу вы читали кроме Солженицына и Шаламова? Читали ли вы Такера, Карра, Коэна, Александра Зиновьева, Арендт, Конквеста, Хайека? Даже Бжезинский, уж на что антисоветчик и антикоммунист, и то не выражался так категорично, как вы, и еще в 70-е годы выступал за "конвергенцию" социализма и капитализма.

Конечно, кое что в своих взглядах я пересмотрел, но в главных положениях коммунистической веры я после прочитанного только укрепился. С начала 90-х я начал доверять свои доводы бумаге, что и вылилось в те несколько десятков статей, которые я позднее опубликовал на "Прозе...".

В общем, я не надеюсь вас переубедить и даже найти понимание. Я предпринял эту попытку, но сам я не верю в ее успех. У нас с вами настолько полярны представления о том, что было, о добре и зле, о советском прошлом, и вообще о базовых жизненных ценностях, что в представлениях друг друга мы являемся абсолютным злом, с самим существованием которого мириться невозможно. Вера на веру, ненависть на ненависть, отчаянье на отчаянье, месть на месть, смерть на смерть.

Максимум, что между нами возможно - это "мирное  сосуществование" при котором мы просто не будем убивать друг друга. Но боюсь, что и этого не получится. Если вы придете меня убивать, я даже не пойму, за что, потому что ваши обвинения для меня - бессмысленный набор бранных слов. То же и наоборот. Я не знаю, почему вот уже столько лет продолжаю предпринимать попытки об'ясниться с  людьми вашего мировоззрения, хотя имею достаточный опыт общения со своими друзьями, сотрудниками и родственниками, большинство из которых думают так, как вы. Наверное, потому, что иначе не могу, и продолжаю хоть на что-то надеяться, потому что иначе не останется ничего, кроме пояса шахида.

Вы рано хороните международный коммунизм. Пару  месяцев назад в Брюсселе состоялось совещание представителей коммунистических партий Европы, причем речь идет о настоящих коммунистах, тех, что за революцию, за диктатуру пролетариата, за пролетарский интернационализм, а не рассуждает с парламентских трибун, как Зюганов, об "исчерпанности лимита на революцию". Да, большинство таких компартий может уместиться на одном диване. Но есть и крупные компартии. Самая крупная и влиятельная компартия Европы не в России, а в Греции. И потом, во многих странах запрещена любая коммунистическая деятельность, и коммунисты там, скорее всего, либо в подполье, либо выступают под другой личиной, и мы о них ничего не знаем

Но главные носители коммунистического мировоззрения сегодня не партии, а одиночки вроде меня, для которых коммунизм - не партийная идеология, а личное мировоззрение. Во Франции, в Италии, в Греции, в Турции, в Германии, даже в Англии люди выходят на антиправительственные демонстрации под коммунистической символикой. В боевых действиях на Донбассе на стороне ополчения воевало до полутора тысяч добровольцев из стран "Дальнего зарубежья", и это были в значительной части люди левых и коммунистических взглядов.

Другое дело, что возрождения коммунизма как массового политического течения в обозримом будущем ожидать не приходится, потому что коммунизм уже много десятилетий (по моему мнению - с 20-х годов прошлого века) находится в глубоком ВНУТРЕННЕМ идейно-теоретическом кризисе. Обусловлен этот кризис тем, что мы начали понимать, что в итоге "коммунистического эксперимента" получили, грубо говоря, не то, что хотели.

Само наличие этого кризиса говорит о том, что ваши обвинения в наш адрес несостоятельны, потому что если бы мы действительно были "бандой демагогов", истина бы нас не интересовала, и мы бы сейчас вовсю вещали с трибун, что только мы одни знаем путь к всеобщему счастью.

Но сегодня мы, оставаясь верными  базовым положениям марксистско-ленинского подхода (атеизм и естественно-исторические представления о природе и обществе; исторический детерминизм по линии "производительные силы-производственные отношения" и "базис-надстройка"; классовый подход к анализу общественных и исторических событий; идея неизбежности перехода от капитализма к коммунизму через социалистическую революцию, диктатуру пролетариата и переход от частной собственности к общественной; интернационализм; определенная этическая позиция, включающая бескорыстную и подвижническую службу обществу, идею равенства и власти трудового народа, сострадание к бедным и слабым), убеждаемся в том, что некоторые коммунистические представления, которые мы ранее считали незыблемыми, имеют ограниченное применение или были неверны изначально. Оставаясь, повторяю, коммунистами, мы уже не можем с уверенность сказать, как наши предшественники в начале ХХ века: "я знаю, как надо" (вспомните известную песню Галича).

Коммунисты смогут преодолеть этот затяжной кризис только в одном случае: если совершат теоретический прорыв, оставаясь при этом в рамках марксистско-ленинского подхода.  Я считаю такое возможным, хотя признаков такого прорыва я пока не наблюдаю. Коммунистическая мысль по прежнему бьется в "бермудском треугольнике" из  сталинизма, троцкизма и социал-демократии. Некоторую надежду у меня породила появившаяся в 80-е - 90-е годы "Теория пост-НТР-овского пролетариата", но и она в последнее время практикой не подтверждается (см.мою статью "Главная ошибка" на "Прозе...").

И еще почему ваши доводы для меня неубедительны. Вы проклинаете коммунизм и коммунистов, но при этом не уяснили даже сами себе (не обязательно строгое определение, мы не на семинаре по научному коммунизму; хотя бы по смыслу), что вы под этим понимаете. У меня создалось впечатление, что "коммунизмом" вы называете вообще все плохое, что происходит в Мире. Как писал датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп: когда он в детстве играл во дворе в футбол и бил стекла, его называли "маленький большевик"...

Между тем, коммунистическое мировоззрение имеет вполне определенные характеристические признаки, а именно коммунистом можно назвать только того, кто исповедует приведенные выше шесть принципов. Чиновник-вор, капиталист-олигарх, номенклатурщик, КПРФ-ный деятель, хихикающий в кулачек про упоминании имени Ленина, никакими коммунистами не являются.

Вот и все, пожалуй. Больше я дискутировать с вами не буду, и не потому что презираю или что-то такое, просто потому, что не надеюсь найти понимание. К сожалению, у меня слишком большой опыт общения с антикоммунистами, в том числе и из моих ближайших родственников.