Зацепиться за край

Альба Трос
Творчество – таинственная вещь. Ты никогда не знаешь, за каким поворотом улицы явит себя сюжет, в каком сне проступят формы и краски, в шуме ли, грохоте или тишине придут те самые звуки. Мы восхищаемся, качаем головами, жалеем, что не можем спросить у творца, как ему удалось протянуть свою идею сквозь время и пространство, заставить незнакомых людей сопереживать, страдать и радоваться. Нам не приходит в голову, что творец порой и сам не знает ответ, не может объяснить, что хотел донести. Над этой тайной бьются тысячи лет, загадка по-прежнему остаётся неразгаданной, и, возможно, в этом и заключается её смысл. В своём стремлении дойти до сути человек препарирует реальность, раскладывает составляющие по полочкам, не замечая, чего лишает себя сам. Любовь как совокупность химических реакций, обусловленный движениями психики творческий процесс, - глупо отрицать, что этого нет. Глупо, но представьте себе мир из одних формул и цифр… Так что нам остаётся только наблюдать за тем, какими непостижимыми путями несёт бытие творца, за какие края реальности он цепляется, влекомый этим потоком. Говорят, кому-то удалось заглянуть за край, а если так, что они увидели там, равнодушную бездну или ответы?
Есть ощущение, что Любко Дереш как раз из тех, кому выпало заглянуть за. Один из самых талантливых современных украинских литераторов, свои первые романы, позднее вышедшие в печати, он написал ещё до совершеннолетия, и уже тогда начал формироваться вектор поисков автора. На фоне сумасшедших, изрядно сдобренных мистикой приключений героев, молодых, не желающих укладываться в привычную жизненную канву, проступает вопрос: «Зачем это всё, я и все прочие, имеет ли оно глобальное предназначение, или нет ничего, кроме кратковременного существования белковых тел?» Вопрос этот изначален и, скорее всего, единственно важен, остальное лишь производные.
За свои тридцать пять лет Дереш познал разные края. В его книгах есть путешествия по психическим мирам, неспешные философские рефлексии, отсылки к латиноамериканским мистико-реалистам, даже донельзя убедительные, хотя и плоды фантазии, слепки жизни отца  атомной бомбы Оппенгеймера. Есть у писателя и бытовые вещи, зарисовки из повседневности, внезапно поворачивающейся к человеку доселе скрытой стороной. Тогда арабы раздают бедным деньги за проданные авто и пересаживаются на верблюдов, мясолюб-отец просит прощение у сына-вегетарианца, уволенный с работы, избитый и ограбленный господин улыбается миру, потому что увидел бога. Краёв бесконечно много, и это даёт надежду и путешественнику, и наблюдателю.
Последний на данный момент роман Дереша «Опустошение» имеет полное право претендовать на звание magnum opus. Успешный киевский журналист Фёдор Могила в день своего тридцатичетырёхлетия осознаёт, что не может больше жить, как прежде. Опустошённый, не представляющий, что делать дальше, он бросает прибыльную работу, и жизнь тут же начинает с ним свою игру. Фёдор получает предложение стать помощником крупного бизнесмена, желающего изменить мир с помощью психотехнологий. Могила видит в этом знак судьбы, но смутные сомнения не дают ему покоя. Бывший журналист сталкивается со многими людьми, все они говорят ему о своём видении мира, счастье, сокрытом в материальном, безграничных возможностях разума, о душе, нуждающейся только в истине. Фёдор делает выбор. Читатель, а, возможно, и сам автор вряд ли дадут ему однозначную оценку. В хороших книгах редко содержатся готовые рецепты, к тому же они не существуют. Пусть каждый исследует доступные ему края и то, что за ними, и если для того, чтобы познать главное, нужно вначале пережить тоску опустошения, так тому и быть.