118. Из десяти юродствующих - девять в прелести

Ольга Кузнечик
Смотришь так культурно-просвятительские фильмы про старцев, и думаешь: вот это хорошо сказано, но непонятно. Например, фильм про преподобного Гавриила Ургебадзе. Там одна из монахинь рассказывала про преподобного Гавриила и как бы мимоходом отметила: "Из десяти юродствующих - девять пребывают в прелести, но Преподобный Гавриил был настоящим юродивым!" - и далее примеры, как он говорил что-то, а это "что-то" потом случалось "как по нотам".

А я сижу, фильм-то смотрю и думаю: что-то мне это напоминает! Ну, Бог - Слово, а мы, словотвОрцы, чувствуем Бога гораздо тоньше, чем, скажем, музыканты, художники или дизайнеры женской одежды и обуви, и вот это "десять и из них один" прямо образ-в-образ напоминает историю об исцелении десяти прокаженных, из которых только один вернулся сказать Господу "спаси тя Христос!", и той бе самарянин.

Ну и привычка думать заставила именно что думать: что такое "прелесть"?

Небезызвестно правило про "земля круглая", "как ты мне, так и я тебе", "не рой яму, сам в нее попадешь" - правила, известные с детства. Удивительно было понять, что правила эти, оказывается, сформулированы были еще Соломоном (ага, тем самым, репрессированным), и называются громким словом "Премудрость".

Окажи честь мне, и даже если я плюну тебе в рожу - Господь воздаст тебе потраченное в другом месте. Приди в город, скажи "Мир вам!", и даже если не примут тебя в городе том - мир тот к тебе же вернется. Напои чашей воды во имя Христово, и не утратишь мзды своей ни в этой жизни, ни в вечной.

И вот, узнав сие правило, так и хочется начать "зарабатывать бонусы", оказывая всем и каждому честь, заявляя "Мир вам!" и раздавая воду, хлеб, рыбу и вино. И - собирая потом воду - цистернами, хлеб - амбарами, рыбу - косяками а вино - виноградниками.

Представим на минуточку, кто такой юродивый. Это человек по нашим меркам "глузду двинутый", который говорит странно, всех бесит и раздражает, подставляется под побои и плевки, чтобы - зачем?
А что говорит Апостол Павел? Говорящий непонятно - просвещается сам, проповедующий подает разум ближним. Очевидно, чтобы просветлиться "хулиганит" юродивый и вот тут - интересно...
Почему же девять-то в прелести?

Я, конечно, не могу утверждать что-то наверняка, но по писательски пофантазировать могу: вот я иду по улице, вижу детский сад на экскурсии, и начинаю дергать девочек за косички, мальчикам спускать штанишки и хлопать их по попе, а когда воспитатели вдруг вызывают милицию, я вырываю у них мобильники и топчу ногами, потому что мне вдруг приспичило просветлиться на тему: "кем вырастут эти дети, Господи?!".
Это мне нужно, предположим, чтобы потом за каждого подать записочку на молебен, а если вдруг я словлю просветление на тему "а вот этот мальчик будет потом спускать штанишки с детей, которых он встретит  на улице", то за этого мальчика я закажу вообще годовой сорокоуст за здравие.

Где порок логики?
Во-первых, про каждого ребенка все до миллиметра и миллисекунды знает Господь. Мне зачем?
Во-вторых, чтобы Господа же попросить: "Нет, Господи, Я не хочу, чтобы с ними было так!". А от моего мнения - зависят судьбы миров, не иначе, что уж там...
В-третьих, пусть-ка церковь Христова поработает! Помолится за них! Особенно за того, кто будет штанишки спускать встречным деткам! Пусть он хотя бы станет таким, как Я! Чтобы не просто так, а ради Христа это делал! И - обязательно с молебном!

Ну, не надо быть психом, чтобы понять - это прелесть. И какую мзду можно получить от такого поступка? Славу и деньги. Потому что обязательно журналисты набегут, и родители деток, и милиция, и будет имя Господне известно по всему миру! Потому что для меня ведь это повод прославить Господа! Да, я - сяду! Но...

В общем, понятно, да? Всеми фибрами души любить Господа и верить в Него, и Он ведь на самом деле не оставит. Но неразумных - накажет обязательно. Потому что - а что на такую передачу по телику скажут люди, безотносительные к религии? Если таковы Господни - то каковы же сатанисты? И правильно скажут.

Премудрость отличается от прелести тем, что дом ее на семи столпах: живи по правилам своего положения. Если ты писатель - веди себя адекватно писательским нормам поведения, а они не изменились ни революцией, ни перестройкой. Если ты дизайнер - веди себя как дизайнер. Если псих - веди себя как псих. И получай вознаграждение соответствующее балансу: потрудился - поел.

Премудрость - это здравый смысл. А начало премудрости - страх Господень: "из десяти юродствующих -девять в прелести" это попытка подтянуть систему оценки под себя: "вот Я скажу, что ты исцелился - значит, Я твой Бог. А если Я скажу, что ты в прелести - значит, Я твой Бог! А если тебе не интересно мое мнение, значит, ты людей не любишь, значит, не исполняешь заповеди любви, значит ты - в прелести! А если Бог подаст знамение, что ты не в прелести, значит, это те самые знамения, про который в Евангелии сказано, что многие придут и соблазнят, и подадут знамения, чтобы... Так что, извини, но если Я назову тебя настоящим юродивым - значит так оно и есть. А если не назову, ну, ты в курсе, кто ты...".