Новоселье Константина

Юрий Язовских
Представьте, что в один прекрасный момент наш император (пока формально называемый президентом) решит перенести столицу из Москвы в какой-нибудь маленький сибирский городок - подальше от богом проклятого и враждебного Запада, поближе к дружественным КНДР и Китаю. Куда именно? Да, например, в Бийск или Тулун. Конкретный населенный пункт не так и важен. Главное, что на восток. Как воспримет это решение подведомственная популяция? По опросам ВЦИОМ, она, разумеется, его одобрит, а вот в реальности вряд ли. Прогрессивная общественность и так уверена, что коварный ботокс поразил мозг нашего сказочного королька, а в случае переноса столицы об этом заговорит и весь глубинный российский народ.
 
Удивительно, но в истории подобный прецедент был. Все мы про него слышали еще в школе, но вряд ли многие обратили свое внимание на этот странный случай. В 324 году император Константин (272-337) решил перенести столицу Римской империи из вечного города Рима в небольшой восточный городок Византий, который вскоре стал называться Константинополем. Тогдашний римский ВЦИОМ то ли не проводил никаких опросов по этому поводу, то ли их результаты за давностью лет не сохранились, поэтому мы не знаем мнения римлян относительно переезда столицы, но что-то мне подсказывает, что это решение императора посчитали весьма странным, если не сказать больше.


Зачем понадобилось переносить столицу?

Предпосылкой для переноса столицы в новый город стало правление императора Диоклетиана – неутомимого реформатора, который заложил мощную мину под империю, приняв решение разделить ее на западную и восточную части. Реформа проводилась для облегчения управления гигантским государством: сам Диоклетиан правил на Востоке, а для управления западной частью империи он назначил себе соправителя.

Беда в том, что в империи и до этой реформы не было внятного порядка передачи власти от одного императора к другому, но, не решив этой проблемы, Диоклетиан усугубил ее, создав систему управления с двумя императорами (августами), у которых чуть позднее появились еще и два заместителя (цезаря), которые должны были заменять августов после их смерти или ухода на пенсию (так поступил сам Диоклетиан, который в 305 году превратился в типичного пенсионера - садовода и огородника). Подобная конструкция была стабильной лишь во времена Диоклетиана, который по факту был единственным императором, несмотря на толпу соправителей, но без него она стала источником смут и бесконечных войн в империи.

Диоклетиан избрал себе постоянной резиденцией Никомедию в Малой Азии (недалеко от пролива Босфор и будущего Константинополя), сделав ее фактической столицей империи. Его соправители разместили свои резиденции также вне Рима. Таким образом, когда Константин Великий стал одним из императоров в 308 году (а всего их тогда было пятеро!), Рим уже около двух десятков лет являлся лишь номинальной столицей империи.

Рим стал терять свое значение не в последнюю очередь потому, что Диоклетиана практически ничего не связывало с этим городом (он родился в Иллирии, затем служил в армии, перемещаясь из одной местности в другую, а когда стал императором, обосновался на востоке империи). То же самое можно сказать и про Константина. Он появился на свет в Верхней Мезии (на территории современной Сербии), а молодые годы провел в Никомедии и Малой Азии, служа в армии Диоклетиана. Как Рим, так и Италия в целом были для него чужими, и когда он стал императором, его желание обзавестись собственной столицей в том регионе, где он провел свои молодые годы, вполне объяснимо. Кроме того, на новом месте он мог сделать все по-своему, не обращая внимания на традиции Рима и мнение римского Сената. В новой столице Константин имел все возможности без сопротивления правящего слоя устанавливать христианские порядки, которые были чужды языческому столичному Риму. Во времена Константина римская аристократия по–прежнему придерживалась религии предков, а христианство было религией простонародья.


Почему Византий?
 
Но чем Константина не устраивала фактическая столица Восточной Римской империи Никомедия, которая была расположена по соседству с Византием (на ее месте находится современный Измит) и где он сам проживал? Исторические источники об этом умалчивают. Известно, что Константин рассматривал несколько вариантов для переноса столицы (Сарды и Илион (Троя) в Малой Азии, Фессалоники в Македонии), но в итоге остановился на Византии.

Византий - достаточно древнее поселение, основанное греками еще в первой половине 7-го века до н.э., но и до них здесь уже жили фракийцы, а на азиатском берегу Босфора существовала финикийская колония Халкидон.

Вполне вероятно, что итоговый выбор Константина был обусловлен целой совокупностью причин, а не только (и не столько) вещим сном, о котором упоминается в некоторых источниках. Прежде всего, бросается в глаза, что у города удобное расположение, если рассматривать его с точки зрения правителя Восточной римской империи – он лежит на полпути между тогдашними границами империи на Дунае (северная граница) и Евфрате (восточная граница). Немаловажно, что добираться до новой столицы было удобно как по суше, так и по морю. Поскольку через пролив Босфор проходил основной торговый путь, связывающий города Черноморского побережья со Средиземноморьем, новая столица автоматически становилась важным торговым центром империи. Большим плюсом было наличие у города удобной и вместительной гавани – глубоководного залива Золотой Рог. Помимо этого, расположение Византия на большом полуострове, который с трех сторон окружен водами Мраморного моря, Босфора и залива Золотой рог, облегчало защиту столицы от нападений с суши.

К 324 году Константин покончил с реформой Диоклетиана, разобравшись с расплодившимися императорами, и в качестве единственного августа империи в ноябре того же года принял решение перенести столицу в Византий. Сам Константин не присваивал новой столице свое имя. Он решил основать Новый Рим, но это название не прижилось, и столица стала Константинополем еще при жизни Константина.

Городскую стену Константин решил передвинуть на 3 километра западнее. Город перестраивался 6 лет, после чего 11 мая 330 года он был освящен в качестве столицы одновременно христианскими епископами и жрецами. В 332 году император ввел ежедневную раздачу 80 тыс. хлебных рационов, чем привлек в город простой люд. Богатых римлян Константин наделил государственными землями для постройки в новой столице домов.
 
Но стал ли Константинополь настоящей столицей империи при жизни Константина? Ни в коей мере. Сенат и имперская бюрократия по-прежнему базировались в Риме, а там, где работал Сенат – там и была реальная столица. Константин собирался перевести Сенат в Константинополь, но не успел, а значит, мы вправе сказать, что Константин лишь запустил процесс переноса столицы. Юридически Константинополь стал столицей, но фактически ей оставался Рим.


Завершился ли перенос столицы после смерти Константина?

Если ответить на этот вопрос кратко, то нет, потому что единой Римской империи уже не существовало.

Константин умер в 337 году, и в империи началась затяжная эпоха междоусобий между его тремя сыновьями, которые поделили между собой территории империи. Скоро из трех августов осталось два, один из которых - Констанций II имел резиденцию в новой столице, а младший сын Константина – Констант в Риме. Соревнуясь с братом, Констанций учредил Сенат в Константинополе. Таким образом, в империи стало 2 императора и два сената. Юридически Константинополь был новой столицей и стал бы ей фактически, если бы в империи был один император. Но их было двое, поэтому Рим так и не потерял окончательно свой столичный статус.

После смерти сыновей Константина единственным императором стал Юлиан, но он правил очень недолго. С 364 года на Западе и Востоке вновь два императора: Валентиан и Валент II. В 379 году Феодосий пришел на смену восточному августу Валенту и позднее сумел подчинить обе половинки империи, но опять на очень короткое время (394-395). После его смерти части империи больше не находились под единым управлением.

Судьбе было угодно так, что из-за наличия восточной и западной частей в Римской империи и "размножающихся почкованием" императоров столица так и не переехала из Рима в Константинополь. Рим фактически остался столицей Западной Римской империи, а Константинополь был столицей Восточной. Когда же варвары разорили Запад, и император на Востоке превратился в единственного правителя империи, тогда и Константинополь стал единственной столицей. Перенос столицы произошел естественным путем – после того, как перестала существовать западная половина империи. 

К концу 5-го века Константинополь стал самым крупным городом мира, а империя, столицей которой он был, просуществовала почти тысячу лет, хотя к концу своей жизни ее трудно назвать не только империей, но и полноценным государством. Была ли заслуга Константина в том, что Римская империя на востоке просуществовала так долго? Я полагаю, это произошло не в последнюю очередь благодаря удачному выбору столичного города. Расположение Константинополя на полуострове позволило так укрепить столицу, что даже в самые худшие времена для империи враги не могли ее захватить. После того как волны варваров отступали, Константинополю через какое-то время удавалось взять реванш и возвращать часть потерянных римлянами территорий. Столица стала прочным фундаментом империи, и настоящим памятником своему великому основателю – Константину.