Мусорная карта

Эйрэна
– Ребята, ничего не забыли? – окинула взглядом небольшой отряд Вика.

– Всё взяли! Отправляемся! – Эдик, Сашка, Жанна и Максим нетерпеливо поглядывали в сторону леса.

  Друзья решили провести летний день на природе, оттачивая навыки, приобретённые в туристическом кружке. Этот поход они задумали коротким, но по всем правилам – с точным следованием маршруту по компасу, остановками со сборкой палаток, рыбалкой у реки, разжиганием костра со всеми правилами противопожарной безопасности, приготовлением обеда. От городской окраины ребята отправились на северо-восток по указанию стрелки компаса. Компас был в руках у Максима, который шагал впереди с серым рюкзаком за плечами. У остальных тоже были рюкзаки с запасом еды на день и туристическим снаряжением – как и положено в походе, пусть и недолгом. Вика на всякий случай сверялась с картой, делая пометки пройденного пути.
  Час ходьбы по утренней прохладе – и вот уже обочина пригородного шоссе сменилась грунтовой дорогой, а затем и тропинкой, заросшей травой. Деревья, которые можно было разглядеть из городских многоэтажек сплошной тёмно-зелёной стеной, оказались смешанным лесом, где дубы, ясени и вязы делили место с елями и соснами.

– Это ещё что такое? – Сашка споткнулся о ржавую консервную банку.

– Да тут такого добра навалом! – махнул рукой Эдик.

  У кромки леса действительно валялась всякая всячина – пластиковые и стеклянные бутылки из-под напитков, железные банки из-под консервов, кучи разного хлама, оставшегося после пикников. А уж разноцветные пакеты перемещались от летнего ветерка как перекати-поле!

– Убрать бы! Но это целого дня не хватит, а нам ещё до поляны добираться, и к реке, – почесал затылок Сашка.

– Эх, люди! Это же всё не разлагается, так и будет здесь годами валяться, – Максим попинал куски выгоревшего на солнце пластика и откинул ногой в сторону обрывки палатки.

– Ребята, смотрите! – кивнула Жанна в сторону деревьев. – Похоже, это не только здесь!

  Действительно, полоса мусора тянулась к клёнам и елям. Всюду под деревьями валялись пачки из-под чипсов, ломанная одноразовая посуда, а радуга пакетов украшала и ветви.

– Вика, делай пометки! Будем составлять мусорную карту! – Максим назвал точные координаты "поля для пикников". – Сашка, включай фотоаппарат, снимать всё будешь!

  Ребята направились вглубь леса, пристально вглядываясь под деревья, и огибая разный хлам, что оставили отдыхающие. Путь к поляне, намеченной как место сбора палаток, оказался полосой преодоления препятствий. Поломанные раскладные стулья то и дело ощетинивались металлическими каркасами, резиновые шины, на которых плавали отдыхающие, приткнулись чёрной горой у берега, рваные пакеты с остатками пиршеств на природе привлекали ос, а по осколкам битого бутылочного стекла надо было ступать с изяществом ниндзя. И поляна, и путь к ней уже остались помечены фломастером на карте Вики. То же самое происходило у реки. Берега превратились в отменную свалку с вытоптанной травой и горами мусора.

Жанна окинула взглядом реку и покачала головой:

– Не думаю, что здесь водится рыба! А если и водится, то уж точно в пищу непригодная! Столько отходов, что чистого места не осталось…

Сашка добавил:

– Пора бы привал сделать, а то уже столько с утра отмахали пешком! Только и останавливаться здесь не хочется – мухи и осы, и грязь одна!

– А вы заметили, что нам ещё ни один лесной житель не встретился? Даже птиц не слышно, – прислушалась Жанна.

– Ну ещё бы, я бы тоже от такой вони и грязи сбежал! – Эдик поморщился.

  Друзья пошли вдоль берега реки, надеясь отыскать более-менее чистое место. Но даже там, где река впадала в небольшое лесное озеро, чище не стало. Вода заросла тиной, в которой намертво увязли бутылки из-под напитков и жестяные банки из-под колы и пива. Недалеко от берега темнел почти утопленный мопед, а ржавая канистра лежала опрокинутой – весь бензин давно вылился в теперь уже практически болото. Вика со вздохом добавила новую метку в "мусорную карту". Обойдя болотистые берега с мусорными завалами, отмахиваясь от ос и комаров, ребята отправились дальше.

  Только там, где кроны деревьев сомкнулись, не пропуская солнечные лучи, подальше от полянок и открытого пространства у воды, дышать наконец-то стало легче. Сумрачные тропки подарили прохладу и наконец-то повеяло запахом хвои.
 Ребята присели отдохнуть на толстые коряги под сенью деревьев. Наскоро перекусив, они сидели поникшие и грустные. Говорить не хотелось. Столько километров прошли – и везде следы отдыха горожан. Мусор, застилающий некогда заповедный лес, был на огромной площади, вгрызаясь в зелёную стену деревьев, уничтожая траву и цветы, не давая жить зайцам и лисам, губя птиц и мелких грызунов, которые в поиске пищи решили опробовать то, что осталось от людских пиршеств.

– Лес погибает. Что делать будем? – нарушила молчание Вика. – Одни мы не справимся, даже если все каникулы сюда с мешками для мусора приходить будем.

– Надо фотографии распечатать, и копии карты сделать с мусорными отметками! Я этим займусь! – решил Максим.

– Можно в газету всё отправить, чтобы все в городе знали, что скоро у нас от заповедного леса ничего не останется! – предложила Жанна.

– Всех позвать нужно, побольше народу – с мешками для мусора, перчатками, с лопатами и мётлами. И с парочкой грузовиков, а то и больше! И бульдозерами! – не остался в стороне от идей Сашка.

  Отдохнув, ребята отправились в обратный путь. Невесёлым он был, долгим. Казалось, что мусорный лес всё не заканчивается. Если бы не компас Максима, все уже были готовы подумать, что так и останутся на этой огромной свалке среди гор пластика, железяк и всякой всячины, оставленной на погибель лесу.

  На следующий день с самого утра работа закипела. Ребята рассказали обо всё в своём туристическом кружке, обзвонили всех друзей и одноклассников, которые остались в городе на летние каникулы. На городской площади организовали митинг в защиту леса. Повсюду развесили лозунги: "Стеклянная бутылка разлагается 1 миллион лет!" "Почва заражена ядовитыми веществами!" "Мусор убивает лес!" "Спасём заповедный лес!" Старший брат Максима помог разместить снимки, сделанные ребятами и "мусорную карту" в городской газете и в соцсетях. Взрослым, глядя на стремление ребят спасти лес и реку от гибели под тоннами мусора, пришлось организовать технику и приготовить всё для очистки лесных просторов.

– Как это мы не замечали весь этот мусор? – недоумевали горожане. – Мы ж только на выходные отдохнуть приезжали!

  Мусорные кучи и мусорные поляны простирались от самой окраины и уходили до самой реки и до самого озера, которое уже перестало быть озером. "Мусорную карту" раздали всем, кто принимал участие в уборке, разделив участки – чтобы ничего не пропустить.

– Эй, куда? Пластик в этот контейнер! – уверенно командовал Максим, зорко следя, чтобы мусор разделяли.

– Зачем окурки побросали? Они же пять лет разлагаться будут! – возмутилась Жанна, видя, как взрослые после перекура затоптали окурки в землю.

  Вика прибежала со стороны реки. Уставшая, взлохмаченная, но довольная оттого, что столько народу помогает спасать лес и реку:

– Хорошо, что вовремя успели! Воздух сухой, пожар мог начаться – вон столько битого стекла убрали. Донышки от бутылок на сухой траве – это всё равно, как увеличительное стекло для разведения огня.
 
  День был длинным. А за ним была ещё целая неделя, в течение которой чуть не все жители города приходили убирать лесные поляны и речные берега, следуя по отметкам "мусорной карты". Но наконец-то последний грузовик увёз гору пластика на завод по переработке, а усталые горожане отправились по домам.

– Слышите? Птица поёт! – прислушалась Жанна к птичьей трели с ближайшего дерева.

– И соснами пахнет! – глубоко вдохнул Сашка.

– Как думаете, это насовсем? В смысле люди больше не будут в заповедном лесу мусорить? – как-то неуверенно произнесла Вика.

– Лес у нас всё-таки заповедный, а теперь и чистый. Я вчера дальнюю поляну проверял, и кое с кем повстречался. Теперь у нас лесной патруль будет! – хитро прищурился Эдик.

  А из-за ближайшей сосны, полностью слившись со стволом, прислушивался к разговору Леший. Он уже переговорил с кикиморами, Лихом Одноглазым, Аукой, парочкой оборотней, и прочей лесной нечистью. Мусорная карта теперь вряд ли понадобится в заповедном лесу!


  Иллюстрация из интернета...