Конфликт Украина-Донбасс и мой период перемен

Яна Щербина
В 2014-м году начался всем известный конфликт между Украиной и Донбассом. Кто-то решил переехать в Россию, кто просто переехал из Луганской и Донецкой областей в области не затронутые военными действиями. А кто-то остался здесь, готовыми ко всему.

Те кто остались продолжали жить как и жили. Только всё чаще вдалеке слышались звуки выстрелов и взрывов. Сначала это было просто как хлопки, но с каждым днём они приближались и со временем уже ощущались физически: дрожали стёкла, земля - от взрывной волны - распахивались неплотно закрытые форточки, хлопали двери. Стали чаще отключать воду.

Мы с мужем работали на одной работе. На оптовой базе. Люди уезжали, поставщики из Славянска, Харькова и других подконтрольных Украине городов больше не могли с нами работать. Заказов становилось всё меньше. Мобильная связь становилась хуже с каждым днём, она периодически просто полностью пропадала, у всех. Но всё же как-то все работали, как могли, хотя и понимали, что лучше уже не будет, но надеялись, а вдруг всё образуется.
И вот, в середине июля, в очередной период отключения воды по всему городу, мы сидели на работе, пытались собрать заказы у магазинов. Но связь, её опять глушили, просто никто никуда не мог дозвониться. Это всё уже начинало очень напрягать. А тут ещё как раз приехали наши ребята с развоза и расказывают, что в город ввели войска, полно военных, что видели как ребят призывного возраста прям на улицах ловят и насильно забирают. Военных видела, насчёт того что насильно забирают - не знаю,  из моих знакомых никого не забрали.  Вообще в ополчении неплохо платят, поэтому многие жители республики стремились туда устроится добровольно,  как на работу.

Как раз, в этот день, родители моего мужа были по делам в Стаханове и заехали по пути к нам на работу. В общем можно сказать, что мы сбежали, т.к. мы просто бросили свои рабочие места, сели в машину и родители увезли нас в свою деревню.  Да, это не далеко, километров 15-20 от Стаханова, но в селе - нет военных (если и есть, иногда, то мало), всегда есть вода (свой личный колодец), если нет света и газа (а в городах их в то время отключали порой надолго) есть печка, когда бомбят как-то безопаснее себя чувсвуешь поближе к земле, когда у тебя за огородом есть овраг в котором если что можно залечь. А на восьмом этаже, когда всё дрожит - страшно. Мои родители живут на седьмом этаже. Как-то зимой звонит мне мама, плачет, в панике, не знает что делать, говорит: "В наш дом попали, все стёкла повылетали..", хорошо что никто не пострадал, снаряд зашёл в девятый этаж соседнего подъезда. Вместо стёкол натянули клеёнку, так и дозимовали. В прошлом году поставили пластиковые окна - за счёт республики - всем, у кого повыбивало стёкла от обстрелов, поставили пластик.

Здесь, в селе, хоть мы и ложились спать одетые, с собраной сумкой под кроватью, хоть и не спали по ночам от того что где-то невдалеко стреляли грады (такое чувство что прям под окнами - всё тряслось, комната вспышками освещалась сквозь шторы с каждым выстрелом и это было не один-два залпа, это было часами, с временными затишьями конечно, но когда лежишь вот так ночами и не знаешь куда попадёт следующий снаряд..), но хорошо что всё обошлось: окна целы, осколки снарядов я из шторок не выпутывала как мои мама и папа. Страдали в основном города, так что мои ощущения о том, что чем ближе к земле тем безопаснее меня не обманули. Хотя по новостям слушала и сёла многие пострадали..

Так вот в июле 2014-го мы с мужем уехали из города Стаханов, где вместе жили и работали 5 лет, на его родину - посёлок Яснодольск. Так как решение о переезде мы приняли спонтанно, под давлением обстоятельств, так вышло что мы просто всё бросили (съёмную квартиру, вещи, работу) и уехали. Конечно, когда было временное затишье мы сьездили всё забрали, но это было уже осенью. Сначала мы жили у родителей, а потом присмотрели себе у его бабушки старый домик из самана, который она использовала как амбар, а её внук (двоюродный брат мужа) как блат-хату и место где он разбирал-собирал свои многочисленные мотоциклы. Жаль мы не сфоткали первоначальное состояние помещений т.к. мы всё там восстанавливали своими руками из полуразрушенного состояния, имея из стройматериалов только глину, выкопанную тут же, в яме недалеко от дома, и мел. Так я здесь и поселилась. Весной 2015-го мы завели коз. В августе из-за этих же коз (вела козу на цепи, она меня потянула и я с разгона наступила на торчащий из земли штырь) я пробила насквозь ступню толстой ржавой  арматурой. Пробивать, как оказалось, совсем не больно, я даже не поверила сначала что так серьёзно пробила, думала просто на стерню наступила, вытащила тоже легко, больно было когда перевязывали и заживало. Но всё зажило, без осложнений, железка ничего важного не зацепила. Повезло. А осенью 2015-го умерла бабушка. В 2016-м нам отдали некоторые её вещи среди которых было радио которое я начала слушать т.к. раньше живя в городе я этого никогда не делала - некогда было с работой. Козы размножались, мы завели кроликов, садили огород. Пару раз получали гуманитарную помощь из продуктов первой необходимости, периодически потряхивало от обстрелов.

И вот, как-то зимой 2017-го утром накрутила я радиостанцию Своё радио и попала на эфир утреннего шоу. Там все приветы передавали, песни заказывали и диктор-ведущий классно вёл эфир. В общем подсела я на это шоу и тоже захотела поучаствовать. Сочинила какой-то стишок философско- приветственный, отправила, там заценили, озвучили, назвали его талантливым - чем побудили меня написать им что-то ещё. Так вот я начала писать разные короткие стишки на тему музыки, рока, позитива и утра.  А потом на личном форуме своего любимого исполнителя прочла, что он публикуется на сайте стихи ру. Конечно я тоже там зарегистрировалась и всё своё творчество опубликовала. А то что у меня появились читатели и рецензии, и то что я увидела масштабы людей пишущих стихи, почитала творчество других авторов, нашла друзей и единомышленников - всё это повлияло на развитие моего стихотворчества. К тому же как раз в тот период я читала много книг в тематике самосовершенствования, философии и т.п., плюс полная смена образа жизни - так что материал был. О радио я забыла и писала уже только на сайте стихи.ру.

Сейчас уже всё более менее тихо, радиостанцию Своё радио закрыли, стихи я пишу но не так часто, о многом я уже написала, так что пишу когда есть чем новым поделиться. Бабушкин дом отдали нам, но он разваливается, там нужен серьёзный ремонт, глиной не обойдёшься. Так что наш саманный домик, из двух комнат отделённых друг от друга печью переходящей в стену, по прежнему остался нашим местом жительства. Козы, куры, коты, собаки, думаем завести корову - а то единственного вакантное раб. место в селе - это должность пастуха. От рассвета до заката - бегать по полям махать палкой и орать на коров благим матом  - работа нервная, тяжелая и неблагодарная, а с коровы можно сдавать молоко и получать деньги.

 Мы тут обжились, возвращатся в город - наверно врятли. Сейчас цены - космос, а в городе - нормальной работы как небыло так и нет. Тут, в селе, хоть продукты питания все свои, с огорода. К тому же и люди в пятнистом ещё никуда не исчезли, как и летающие в небе беспилотники...