Человек-оркестр

Ирина Кияшко
Народный мастер Пермского края Андрей Чаплинский

(Литературно-художественный альманах "Камская пристань-2019")

Все люди на Земле небесталанны. Каждый от рождения наделён своим особым даром, вот только далеко не каждому удаётся в течение жизни раскрыть в себе этот дар. Одни не успевают, другие забредают в своих поисках в неверном направлении, третьи попросту ленятся, предпочитая пролежать всю жизнь на печи. Но есть и такие неутомимые искатели, которым удаётся обнаружить в себе не один, не два, а целую дюжину талантов и каждый из них развить до высот профессионализма.

Андрей Чаплинский в этом смысле – человек-оркестр. Спектр его интересов необычайно широк: традиционное плетение из берёсты и живопись, резьба по дереву и  ткачество, краеведение и фольклор, коллекционирование предметов народного быта и видеосъёмка. А ещё он сочиняет частушки, собирает народные  игры, учится играть на балалайке, издаёт книги – этот список можно продолжать до бесконечности, потому что практически каждый день Андрей находит для себя в жизни новый интерес. По его собственному признанию, ему никогда не бывает скучно, потому что в любом месте он найдёт чем заняться.
В 2009 году Андрею Владимировичу присвоено звание «Почётный волонтёр Пермского края в сфере развития народной культуры». Через три года он стал народным мастером Пермского края. А пару лет назад у него появился свой канал на YouTube, на котором он теперь регулярно выкладывает  видеоролики с различных народных праздников и ярмарок, демонстрирует свои новые работы и находки, а также проводит мастер-классы по народным ремёслам. Каждая беседа с этим талантливым, увлечённым человеком неминуемо превращается в лекцию по народному творчеству, в которой мастер зачастую демонстрирует поистине энциклопедические знания. Первый вопрос, который возникает сам собой: откуда у современного человека такая страсть к народной культуре?..

- Меня самого давно мучил этот вопрос, и только сейчас я начинаю осознавать… Есть такое понятие – генетическая память. Знаю, что мой дед по матери – Ленин Иван Иванович – был искусным плотником. А меня с раннего детства тянуло в деревню к бабушке по отцу Марии Николаевне. Если родители не отправляли меня в пионерский лагерь, то я всё лето проводил в деревне Мелехина Чердынского района, рядом с Пянтегом. Сруб бабушкиного дома до сих пор стоит, хотя деревня давно нежилая. Мне там очень нравилось! Многое врезалось в память: как бабушка скот держала, как ухаживала за ним, какие слова говорила, присказки: «Народ уйдёт – лес упадёт», «Не лезь на рожон», «Какого тебе рожна надо?..» Я тогда не понимал смысл этих выражений, а теперь понимаю. Я постоянно записывал за ней всякие интересные слова, непривычные для городского уха: «тожно», «ланись» – такие красивые слова, нужные. «Ланись», например, означает «в прошлом году» («Ланись ягод было много»), а «тожно» значит «посмотри, что делается!» Интересно: одним словом можно заменить целое предложение. Уже тогда я интуитивно понял, какое это богатство – исконный народный язык, как много знаний он в себе таит…

Отгостив в деревне целое лето, юный этнограф и краевед обычно выпрашивал у бабушки и привозил домой, в городскую квартиру, различные предметы старинной утвари: то крынки, то какие-то берестяные туесочки, которые его буквально гипнотизировали своей таинственной простотой и природной целесообразностью. Родители, правда, не слишком приветствовали увлечение сына, который «захламлял квартиру всяким мусором», но им приходилось мириться с этим. Уже тогда Андрей начал собирать свою коллекцию предметов народного быта, которая сегодня насчитывает сотни экспонатов. И тогда же, в детские годы, проявился его интерес к краеведению. Вот уж поистине, все наши увлечения и таланты – родом из детства!..

- Краеведением я занимаюсь давно и серьёзно. Меня, например, очень интересует история происхождения деревень Соликамского и Чердынского районов, откуда произошли их названия – допустим, деревня Татарская или та же Мелехина. Я хочу узнать, чем в них люди занимались: где валенки катали, где лапти плели, была ли кузня в той или иной деревне... Вот это мне интересно!
В русской избе каждый предмет, каждая тарелка знали своё место, имели своё название. Например, миска, в которой сеяли муку, называлась «сельнича». В квашне ставили тесто на хлеб. У каждого члена семьи тоже было своё наименование: старшую хозяйку, например, звали «большуха». В избе было специально отведённое мужское место, женское место, весь быт был расписан до мелочей. Всё это очень интересно для меня!
Я постоянно езжу по деревням, общаюсь с людьми, которые ещё в них живут, особенно со стариками. Последняя встреча была в деревне Печинки с бабой Сашей Южаковой. Ей 83 года, она до сих пор живёт одна в деревне, ходит в лес за грибами и ягодами, сама лодкой управляет, сама ловит рыбу сетью на реке, сама хлеб печёт. На мой вопрос: «Не скучно ли вам здесь?» – она ответила: «Это вам в городе скучно, а нам тут скучать некогда». Такие люди несут в себе очень большую информацию.
Ещё мне на данный момент очень интересна тема Вишеро-Лозьвинского тракта, который существовал до Бабиновской дороги. Практически это была первая «государева» дорога, правда, ездили по ней в основном зимой. Тракт этот шёл из Москвы через Соль Камскую, выходил на Чердынь, дальше через гору Югрышка, по рекам Вишера и Вёлс, до реки Посьмак. Далее был волок в реку Талтия, затем через Ивдель, Лозьву и Тобол тракт выходил к реке Иртыш. В устье рек Ивдель и Лозьва был основан Лозьвинский городок – первое русское поселение на восточном склоне Урала. Я много беседовал на эту тему с Георгием Николаевичем Чагиным, от него черпал информацию. Всякие полезные  книги читаю, с людьми общаюсь.
Сам пытался пройти этой дорогой: добрался на машине до реки Вёлс, выяснил, что там когда-то был рудник, где добывали железную руду (у Георгия Николаевича это очень интересно описано), потом пересел на резиновую лодку. Через хребет я, правда, не перевалил - заехал со стороны Ивделя. Поскольку это была «государева» дорога, на ней стояли верстовые столбы, таможня была… Мне это интересно!
А ещё меня интересует генеалогия. Я даже маму попросил, чтобы она дневник завела и помогла мне составить родословную нашей семьи. Очень хочется узнать, кто были мои предки, откуда они. Сам я помню только деда. Знаю, что он был родом из Великого Новгорода. Теперь хочу съездить на родину предков. Узнал, кстати, что название «Великий» – это значит «северный», а не то, что город сам по себе великий. Отсюда и северную Чердынь называют Пермь Великая…

- Андрей, а как ты пришёл к берёсте, к резьбе по дереву? И как стал народным мастером Пермского края?

- Резьбой по дереву я попробовал заняться ещё до армии, стал вырезать панно по тем образцам, которые приносил брат (он тогда работал в Усольлаге). Самые первые работы храню до сих пор – «Портрет незнакомки» и «Люди у костра».
А берёста появилась в моей жизни в 2003 году. Вернее, я пытался самостоятельно освоить плетение и раньше, даже купил книги, но ничего из них не понял. А в 2003 году в Чердыни на ярмарке я познакомился с Евгением Смертиным. Он там показывал мастер-класс по плетению солонки. Я постоял рядом, запомнил, как он заплетает угол. Дома у меня берёста уже была заготовлена и на ленточки нарезана; приехав домой, я тут же сплёл свою первую солонку. У меня был такой щенячий восторг, что я наконец-то освоил это дело, так меня прорвало, что, когда мы в том же 2003 году поехали на ярмарку в Добрянку, у меня уже был полный стол этих изделий. Я целый год плёл только солонки и дарил всем своим друзьям.

- Плетение из берёсты – это ремесло или творчество?

- Изначально - ремесло. Трудное, тяжёлое ремесло. Это сейчас, по прошествии многих лет, я пытаюсь превращать его в творчество: придумываю и плету игрушки, сказочных персонажей. Но это уже с мастерством приходит. Прежде чем заняться творчеством, нужно истоптать не один километр леса. Экология сейчас очень нехорошая, берёста плохая стала, да её и взять негде: леса вырубают подчистую. Приходится ездить за сто километров, а то и дальше, чтобы привести мешок берёсты…

2003 год был отмечен для Чаплинского ещё одной важной встречей – со Светланой Лужбиной, руководителем фольклорного ансамбля «Диво», специалистом по славянской культуре. Вместе они в 2005 году создали Верхнекамский центр славянской культуры «Правь». А в 2010 году Андрею Чаплинскому было доверено представлять Пермский край в Москве, на конкурсе «Русь мастеровая», который проводился в День города. Мастера тогда съехались в столицу со всей России…

- Тема конкурса – «Москва – столица Победы», и за шесть часов каждый мастер должен был раскрыть эту тему в своём изделии. У меня, помню, руки-ноги дрожали: такую чувствовал ответственность! Я почему-то сразу вспомнил про фронтовые «сто грамм», сплёл штоф в виде нашей колокольни и стакан, не пропускающий влагу. Старался сделать работу посложнее, а традиционное плетение основано на простоте. Самым главным для меня было то, что я посмотрел, как работают мастера из разных городов – из Новгорода, Иваново, Кирова и других. И понял, что я работаю не хуже: принцип у всех один и тот же. Это придало мне уверенности в своих силах, подстегнуло к развитию.
Вернувшись из Москвы, я по совету Светланы Васильевны подал заявку в Пермь на присвоение звания «Народный мастер Пермского края». Подали мы её от Центра славянской культуры «Правь». Я прошёл отбор, успешно защитился и в 2012 году получил это звание. Самое главное, что оно мне даёт сейчас – возможность преподавать, поскольку у меня нет педагогического образования…

Поездка в Москву расширила круг общения, у Андрея появились товарищи-мастера в разных уголках России: в Новгороде, Екатеринбурге, Ханты-Мансийском автономном округе. Причём с ХМАО у Чаплинского завязались самые тесные и плодотворные контакты: практически каждый год он выезжает в Югру на фестивали, проводит мастер-классы, изучает культуру манси, сотрудничает с югорским музеем…

- Меня очень заинтересовала культура манси. Там традиции у берестянщиков совершенно другие, они больше работают с пластовой берёстой, плетения там нет. И названия у них совершенно иные: например, то, что мы называем «набирушка», у них называется «совт». У нас «пестерь» – у них «пайва». Я узнал, что северные народы даже коптильни делали из берёсты. Я привожу им свои поделки. Отвёз и подарил музею часть своих парных экспонатов, потому что им это интересно. Провожу там мастер-классы: нынче, например, показывал изготовление кубаря, механических игрушек. Привозил им мельницу, и мы все вместе мололи муку. Игры показывал наши, традиционные… Мне нравится туда ездить, я люблю живое общение!

- Кроме плетения из берёсты, какие народные ремёсла ты ещё освоил?

- Недавно я увлёкся ткачеством. За последние три года восстановил пять ткацких станков, собирал их в деревнях по запчастям. Сам научился делать ниченки. Но была большая проблема: как засновать станок. Это целый комплекс мероприятий, никто мне не мог рассказать, как это сделать. Даже в деревнях все уже забыли. Только с помощью интернета я нашёл старое немецкое видео 1972 года и, не понимая языка, лишь наблюдая за действиями ткачихи, освоил этот процесс.
Ещё одно моё увлечение – народная игрушка, берестяная и деревянная. Что-то беру из традиции, что-то придумываю сам. Так, моя погремушка нынешней весной заняла первое место на конкурсе сувенирной продукции «Большой Урал» в Екатеринбурге. В этом конкурсе участвуют мастера от Салехарда до Казахстана. Я прошёл в финал и занял три призовых места в разных номинациях: на первом месте в номинации «Народная игрушка» – детская погремушка «Лошадка», на втором – сувенир города в виде нашей церквушки, на третьем – этнографический сувенир «Пестерь». В октябре поеду в Саратов на финал Всероссийского конкурса «Туристический сувенир».
Я периодически стараюсь участвовать в конкурсах, чтобы и себя проверить, в правильном ли направлении я двигаюсь, и чтобы посмотреть, какие новые тенденции есть в культуре, какие мастера появились.

- Андрей, а как ты пришёл к осознанию славянской культуры и к единению с ней?

- С большим трудом, преодолевая недоверие. Нас ведь в школе этому не учили. Мы худо-бедно греческих богов знали, а кто такие Сварог или Велес, слыхом не слыхали! И сейчас происходит подмена культурных ценностей, детей буквально отрывают от своих корней, вместо русских народных сказок подсовывают им американские мультики в компьютере. А ведь в наших сказках каждое слово сакрально! Из той же «Репки» или «Курочки-рябы» ни одного слова не выкинешь: каждое стоит на своём месте и таит в себе глубинный смысл.
Моя вера – Природа. Когда человек живёт в гармонии с природой – это самое главное. Кто-то называет это язычеством, я говорю – родная вера. Кто-то ищет «места силы», а я считаю, что наши «места силы» - это могилы наших предков.
Вообще, я считаю, что в Соликамске нужно создавать Центр славянской культуры. У нас есть центр немецкой культуры, мусульманский центр. А собственную славянскую культуру мы, к сожалению, не развиваем. Мы не умеем водить хороводы, не знаем своих традиций, не владеем своими ремёслами – всё это нужно возрождать и приобщать к этому наших детей, чтобы не росли «Иванами, не помнящими родства». К нам, в «Правь», иногда приезжают группы из Соликамска, Березников: и дети, и взрослые. Я провожу с ними экскурсии и мастер-классы, рассказываю о народном быте, об устройстве традиционной избы, мы играем в народные игры. Детям нравится, им это интересно!..

В 2018 году Андрей Чаплинский издал книгу «Народные игры Прикамья», над которой работал более семнадцати лет. Он вспоминает, что, когда поделился этой своей идеей с мастером-кукольницей Ириной Струныгиной, сразу услышал вопрос: «Чем тебе помочь?» И помогла: набрала тексты, сделала большую часть рисунков… Презентацию этой книги, которая проходила в зале соликамского пединститута, Андрей Чаплинский и Светлана Лужбина превратили в яркое, незабываемое народное гуляние, сумев вовлечь в игру всех людей, находящихся в зале – от мала до велика. Получился настоящий праздник народной культуры, торжество народного духа!..
«Мне это интересно!» - фраза, которая чаще всего звучала в нашем разговоре с народным мастером Пермского края Андреем Чаплинским. Подлинный интерес к жизни, основанный на любви к Природе и людям, – это именно та движущая сила, которая не даёт ему сидеть на месте, заставляет двигаться вперёд, неустанно развивая свои многочисленные таланты. «Для чего ему это нужно?» – спросят скептики… Наверное, для того, чтобы мир и люди  вокруг, соприкоснувшись с его творчеством, вспомнили о своих корнях, стали лучше, чище, добрее и чуточку счастливее. Ведь именно на таких людях – творцах и тружениках – зиждутся основы нашего бытия.

Ирина Кияшко