Моё удалённое замечание к произведению Ирины Леви

Игорь Щербаков 3
Встретил в ленте анонсов произведение Ирины Леви "Памяти Аркадия и Бориса Стругацких" (http://www.stihi.ru/2016/01/19/11780). Последняя из опубликованных рецензий как бы подытоживала предыдущие отзывы – «Замечательно написано о замечательных людях». Оставил замечание, что у Стругацких были разные произведения разной направленности. Например, поздние произведения существенно отличаются от произведений ранних. Когда, на следующий день, хотел добавить к замечанию следующее четверостишие, обнаружил, что моё замечание автор произведения удалила.

Зрелый ум, покой бивачный,
битва знаний ли, идей...
Нет, была неоднозначной
жизнь "замечательных людей".

Наверное, как не соответствующее общему настроению. Но сейчас не о пристрастиях автора работать с «лакированной действительностью». Мне стало интересно, что же я так неаккуратно затронул в своём беглом отклике на творчество Стругацких? Попробовал просто перечислить (для себя, в первую очередь) известные мне факты из жизни и творчества братьев Стругацких. Отзывы читателей (и почитателей), которые "подвигли" меня к удалённому замечанию. Не более. Поэтому, сразу предупреждаю, что здесь вы не встретите никакой литературной критики, никакого критического обзора творчества братьев Стругацких.

2006 г. По факту вывоза за пределы России двумя самолётами пары сотен граждан Грузии, находившихся на территории РФ незаконно, Борис Стругацкий подписывает заявление, в котором говорится: «Для нас, творческих работников, народ Грузии всегда был, остаётся и будет одним из тех народов, который нам особенно близок. Мы любим его литературу, кинематограф, музыкальную культуру, так много значащие для русской культуры». При этом Борис Стругацкий не говорит, был ли русский народ, остаётся ли и будет ли он одним из тех народов, которые особенно близки творческим работникам? Любят ли творческие работники русскую литературу, кинематограф, музыкальную культуру, так много значащие для культуры вообще? Борис Стругацкий не подписывал писем о том, что убивать русских — некрасиво.

2008 г. Алексей Учитель решил поставить душераздирающую историю о том, что советская власть организовала в Мурманске публичные дома для американских и британских матросов, вынудив комсомолок заниматься проституцией. Они там, понятно, развлекали матросов, а попутно стучали в НКВД. Реализовать эту прекрасную задумку режиссёр Учитель не смог, хотя его творческие наработки одобрил сам Борис Стругацкий: правда, говорит, всё именно так и было. Ведь саму историю про комсомолок-проституток сочинил его родной брат Аркадий Стругацкий, царство ему небесное. Но по совершенно неясным причинам прекрасной историей возмутились американские и британские матросы, которые заявили, что на войне они воевали, а не бегали по не существовавшим публичным домам, как об этом сообщил Аркадий Стругацкий.

2009 г. Слова Бориса Стругацкого, из интервью:

«Эту страшную историю рассказывал нам знакомый в конце 70-х – начале 80-х. Это лишь один из жутких и отвратительных слухов, которые ходили в те времена – не самый жуткий и не самый отвратительный. Многие из них позже подтвердились, так что если все их считать «клеветой на советский строй и советских людей», то окажется, что это клевета особого рода – «клевета, которая подтверждается». Напоминаю, что долгое время клеветой считались и договорённости с Гитлером, и судьба польских военнопленных в Катыни, и существование заградотрядов, и испытания атомной бомбы на людях, и «радикальное решение еврейского вопроса в 1953-м», и до сих пор полно вокруг странных людей, полагающих, что и сам ГУЛАГ есть лишь огромная клевета сионистов-западников на самое святое, что было в истории России, – на Сталинскую державу».

– Вопрос:
Известно ли Вам, что ничего такого не было, и нет никаких исторических источников, подкрепляющих эту выдумку?

«Нет, мне это неизвестно. И представляется мне вполне правдоподобным. Бывало и не такое. А что касается «исторических источников»... Что ж, подождём ещё некоторое время: обязательно найдутся люди, которые раскопают и эти документы. Если, конечно, эти документы сохранились. А они, скорее всего, не сохранились – как не сохранилось документа, подтверждающего приказа Сталина об убийстве Кирова, хотя факт такого приказа кажется мне (и не только мне) вполне правдоподобным».

2010 г. Слова Бориса Стругацкого, из интервью:

— Ветераны войны — герои или не заслуживающие симпатии защитники сталинского режима? А генерал Власов — предатель или борец с «безбожным большевизмом»?

— Память о Великой Отечественной стала святыней. Не существует более ни понятия «правда о войне», ни понятия об «искажении исторической истины». Есть понятие «оскорбления святыни». И такое же отношение стремятся создать ко всей истории советского периода. Это уже не история, это, по сути, религия. С точки зрения верующего человека, с точки зрения церкви, не бывает искажения «правды Библии» — бывает покушение на святость, оскорбление веры, ересь. Библия Войны написана, и апокриф о предателе-генерале Власове в неё внесён. Всё. Не вырубишь топором. Но с точки зрения «атеиста» нет здесь и не может быть ни простоты, ни однозначности. И генерал Власов — сложное явление истории, не проще Иосифа Флавия или Александра Невского; и ветераны — совершенно особая социальная группа, члены которой, как правило, различны между собою в гораздо большей степени, чем сходны.

Предатель Власов — это, оказывается, сложное явление.

2010 г. Слова Бориса Стругацкого, из интервью:

Борис Стругацкий: «Либеральная идея беззащитна перед железной рукой и костяной ногой авторитаризма. Но она обязательно возьмёт своё»

Знаменитый писатель рассказал, к чему привела тысячелетняя история холопства, и объяснил, как Сталин стал виновником второй мировой войны, и почему, несмотря ни на что, демократия все-таки возьмёт верх.

– Вам не кажется, что Россия не приемлет демократии вообще? Что это и есть неприглядная реальность (и будущность), а все остальное – прекраснодушные мечтания интеллигенции?

– Я и сам так думаю. Тысячелетняя (без перерывов!) история холопства нашего оставила отпечаток неизгладимый на общенародном менталитете. Неувядаемая вера в доброго царя; представление о свободе, как неизбежном и опасном хаосе; готовность променять эту свободу на самую малую, но все же уверенность в завтрашнем дне; нежелание и неумение брать ответственность на себя, - какой уж тут может быть либерализм!

И это – надолго. Понадобится несколько поколений проб и ошибок, пока либерализм не возьмёт своё.

А он возьмёт своё обязательно, потому что любой другой путь, кроме либерального, это путь в застой. Потому что без свободной экономики, без реальной демократии, без возникновения свободного гражданского общества, - любой социум обречён на загнивание, на отставание, на потерю конкурентоспособности, на неизбежный тупик во всем. И мы будем снова и снова увязать в болоте, а потом устраивать очередную перестройку, мучительно пытаться внедрить все-таки в социум основы либерализма, снова "возвращаться в совок"…

И так до тех пор, пока не вырастет, наконец, поколение готовых и способных полагаться на себя, понимающих вкус "плодов свободы" и не понимающих удовольствия освобождения от ответственности… "Жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе".

Но это лишь полбеды. Беда будет, если где-то на полпути тоталитаризм с нечеловеческим лицом возобладает, - временно, разумеется, временно! – и зальет страну кровью.

– А как же тогда Китай, Япония и другие "азиатские тигры", лидеры арабского мира и вообще Восток? Там, насколько известно, демократией и не пахнет. А они, тем не менее, "обгоняют Америку". Там что, общечеловеческие законы либерализма не работают?

– Все эти тигры и эмиры достигают (оставаясь в общем в рамках тоталитаризма) успехов только постольку, поскольку позволяют себе либерализовать экономику. И обгонять Америку они будут лишь до тех пор, пока (под давлением своих ястребов, своих партайгеноссе и своих мелких, но крутых тиранов) они эту либерализацию не прекратят (как Сталин в начале 30-х прекратил НЭП, раз и навсегда определив для России чисто тоталитарный курс на милитаризацию экономики, - что и привело, спустя полвека, к обрушению бронированного колосса, утонувшего в болоте всеобщего застоя).

Я же говорил: либеральная идея слаба. Она беззащитна перед железной рукой и костяной ногой авторитаризма, у неё нет защитников, кроме умных людей (которые и сами нуждаются в защите в нашем мире). Но если эта идея воцаряется (волею обстоятельств, а как правило, волею властителей, загнавших себя в застой и осознавших, что другого выхода у них нет), она способна творить чудеса в самых отсталых и запущенных экономиках мира…

 – Кстати, о Сталине. С чем связана его «реабилитация», попытки которой можно наблюдать в последнее время?

– Мне кажется, что обожание Сталина – это желание прижаться снова к барскому сапогу. Это желание лежит, ведь, в каких-то, опять же, тайниках человеческой души и живёт оно всегда.

Обратите внимание, вот, у меня такое ощущение, что сторонники Сталина уже перестали даже спорить, был ли Сталин палачом, правильно или неправильно он загубил миллионы людей. Больше об этом спора нет, с этим все смирились и спорят только о том, 20 миллионов он погубил или каких-то жалких 600 тысяч.

– Да, такой прием, как будто 600 тысяч – это нормально, а миллион – это плохо, да?

– Да. Так что, вот, с этим уже больше не спорят – сейчас подчёркивают только одно, что он был великий полководец и что он выиграл войну.

Люди, которые восхваляют Сталина как великого полководца, они должны только помнить одно, о чем они, конечно же, регулярно забывают. Что все беды, которые были в нашей истории новейшей, все без исключения имеют начало в природе Сталина. То, что он запретил коммунистам бороться с социал-демократами против фашистов в 1933 году в Германии, то, что он фактически возвёл Гитлера на пост канцлера. Потому что если бы не эта победа, Гитлер никогда бы не стал бы главой Германии. Никогда.

– Можно ли считать Сталина вместе с Гитлером и виновником войны?

– Безусловно, в известном смысле можно, потому что Сталин был сориентирован на войну изначально. Точно так же, как Гитлер. Это была агрессивная власть, которая не могла удовлетвориться тем, что эта власть распространяется на большую часть земного шара, а стремится распространяться все дальше, дальше и дальше.

Этой мыслью проникнуты все речи, все песни, все сказы того времени. Достаточно все это попробовать заново прослушать и перечитать. Так что Сталин был нацелен на войну, и задача заключалась только в том, в какой момент в эту войну вступить, на чьей стороне и какие цели определить.

Здесь Сталин, конечно, напортачил, выражаясь языком современной молодёжи. Он совершенно неправильно оценил силу Гитлера и антигитлеровской коалиции. Он совершенно неверно оценил стратегию Гитлера, не поняв, что Гитлер никогда не пойдёт в Англию до тех пор, пока не разберётся на Востоке. А, ведь, это была единственная, может быть, надежда Сталина, которая определяет все его странные поступки 1940-41 годов. Единственная надежда, что Гитлер увязнет в Англии.

Но Гитлер оказался хитрее Сталина, Сталина перехитрил. Это хитрость, вообще говоря, больших лидеров. Это хитрость, которая стоит сотен тысяч и миллионов жизней. Но тем не менее, это не более, чем хитрость, стратегическая ошибка. Вот, ни в коем случае не то, что нельзя забывать, надо все время помнить о том, какую роль сыграл Сталин в том, что 22 июня вообще состоялось. Без Сталина, без его политики, без его стратегических ошибок 22 июня вообще могло бы не быть.

Борис Стругацкий так писал о фильме "Обыкновенный фашизм":

"Я прекрасно помню времена, когда сама мысль о параллели между (немецким) фашизмом и (советским) коммунизмом показалась бы мне кощунственной. Однако, когда на экраны страны вышел поразительный по своей разоблачительной силе фильм Ромма «Обыкновенный фашизм», и я, и большинство моих друзей уже как должное восприняли скрытый замысел режиссёра – продемонстрировать страшное, безусловное, инфернально глубокое сходство между двумя режимами.
Теперь-то всякому разумному человеку ясно, что коммунизм и фашизм – «близнецы-братья», ибо растут оба эти режима из единого корня, носящего название «тоталитарное государство».

2011 г. Слова Бориса Стругацкого, из интервью:

– Каким вы видите будущее России через 15 или 50 лет?

– Наиболее вероятным представляется мне вариант, при котором авторитаризм у нас будет крепчать — до тех пор, пока не наступит очередной застой. А он наступит обязательно: авторитаризм чреват застоем, авторитаризм не умеет развивать ни конкурентоспособную экономику, ни эффективную науку. И тогда разразится очередная перестройка, ветром перемен принесёт нового Ельцина или Горбачёва, старая устоявшаяся бюрократическая система будет разрушена, в экономике восторжествуют — на некоторое время — принципы либерализма... А там, глядишь, и новое поколение выйдет на оперативный простор, поколение, не знающее "совка", готовое не только "жить как в Европе", но и как в Европе работать. В конце концов, реально возможен только один — приемлемый — вариант будущего: Общество Потребления. Ни на что другое человечество пока не способно. Либо Общество Потребления, либо тоталитарный мир а-ля "1984". И Общество Потребления представляется мне более вероятным потому только, что не ведёт в социальный тупик и обещает некую перспективу. Правда, где-то к середине века разразится, видимо, энергетический кризис, человечество в одночасье — в течение каких-нибудь десяти лет — перенесено окажется в "век пара и электричества" (когда пара много, а электричества мало), и про Общество Потребления придётся забыть. По крайней мере, до тех пор пока мы не освоим, наконец, термояд... Будущее многовариантно, но, слава Богу, неизбежно. И мы обязательно увидим, что там, "за поворотом, в глубине лесного лога". Не все, но большинство из нас.

2016 г. Игорь Ашманов: «Ну, так вот, на самом деле, как ни странно, хотя Стругацкие, которые довольно большое влияние оказали у нас в стране, были в конце жизни такие ультралибералы, как и вся их тусовка, они же это всё описали. Есть же книжка «Хищные вещи века», где вот ровно этот мир и описан: людям работать не надо, и они просто изобретают новые виды наркотиков и способов убить себя. И там, кстати, есть очень интересный момент, тогда Стругацкие ещё были такие коммунистические государственники, у них там есть такой интересный момент: главный герой куда-то выходит, видимо, в какую-то запретную зону, там, преодолевает то ли какой-то шлагбаум, то ли что, и там к нему сразу подлетают полицейские, очень настороженные и возмущённые, потом смотрят и говорят: «А, это русский, пошли». Т.е. русский принципиально не является для них целью, потому что он скорее всего там абсолютно моральный, у него нет злых намерений, потому что ну понятно, что Стругацкие тогда воспринимали это, как вот Мир Полудня есть где-то, а есть вот эти вот «Хищные вещи века» - там разлагающийся капитализм. Я боюсь, что они описали именно капитализм, который, к сожалению, теперь и у нас, совершенно правильно, т.е. небольшие группки элит рулят разными аспектами жизни, в армии достаточно нескольких тысяч операторов роботов боевых, боевых машин, в инженерии там разработки программных продуктов тоже достаточно небольшой элитой, все остальные получают большое пособие, их развлекают, им ничего не надо. Т.е. на самом деле, тоталитаризм – когда небольшое количество элиты, которое очень интеллектуальное и находит себе гениев, и кооптирует их к себе, а всем остальным просто дают кормёжку, очень хорошую кормёжку – здоровую, вкусную».


2016 г. Евгений Верещагин:
«В список писателей-классиков, на трудах которых воспитывались наши сегодняшние «рукопожатные», обязательно входят братья Стругацкие. Собственно, их произведения до сих пор и по-прежнему любимы миллионами (в их число входит и автор, впервые прочитавший «Понедельник начинается в субботу» в девять лет и с тех пор «заболевший» Стругацкими). Но для «лучших людей» повести и романы Аркадия и Бориса Натановичей совершенно явственно служит источником если не мировоззрения, то уж точно мироощущения. И только прочтя фразу Ирины Прохоровой, я неожиданно для себя осознал, какого именно.
Одной из магистральных идей братьев Стругацких, проводимых ими в самых разных своих произведениях, стала мысль о необходимости или неизбежности сегрегации человеческого общества. Да, именно так.
Давайте вспомним: в «Гадких лебедях» дети неведомой силой отделяются от взрослых как от бесполезного и даже вредного окружения и воспитываются на неразъяснённых, но очевидно правильных принципах.

Подробности: https://regnum.ru/news/society/2172111.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

 2016 г. Игорь Леонардович Викентьев: «Есть некое высказывание Стругацких, вроде бы, но я видел в интернете, поэтому я очень не верю, не в книжке - что Ефремов писал "как надо" будущее, а Стругацкие описывали будущее, в котором им комфортно жить. Чувствуете разницу?»

2017 г. Из интервью Михаила Елизарова:

– Дмитрий Пучков. А тебе задают вопросы, вот наверняка же задают, вот а что ты хотел сказать вот этим, что ты хотел сказать? У меня в жизни как-то был резко отрицательный опыт. Я как советский мальчик очень любил писателей Стругацких, а потом, когда я вырос, и 1 брат уже помер, то брат оставшийся написал книжку, в которой объяснял, что же они хотели сказать. Это была первая в моей жизни книга, которую я дочитал до середины, и выкинул на помойку.

– Михаил Елизаров. Ну, тут со Стругацкими нужно, я вот так скажу – т.е. художник, в принципе, имеет право вдруг оказаться в реальности человеком вдруг даже не умным. Т.е. они были хороши, когда делали свои «Понедельник начинается в субботу», какие-то свои такие, или кальки каких-то там американских, или каких-то англоязычных вот этих фантастических миров. Они хорошие писатели были. Но когда они перестали быть социалистами и вдруг стали буржуями, т.е. они стали выглядеть несколько нелепо, на мой взгляд. Но я считаю, что нужно просто абстрагироваться от этих других высказываний, и говорить художнику спасибо за его удачи, и по возможности не обращать внимания на какую-то глупость, потому что… Может, что-то старческое бывает, скорее всего.

2018 г. Дмитрий Юрьевич Пучков: «Ходил по книжному магазину, случайно увидел полку с аудиокнигами. В такие отделы не захожу, а тут вдруг забрёл. Давали некоторое количество книг братьев Стругацких. Когда-то это были замечательные коммунистические авторы для детей и юношества. Но потом предали и продали всё, во что верили и чему учили детей. Понятно, предали и продали тех детей, которые им верили. Тем не менее, в детстве книжки были отличные».

2018 г. Дмитрий Пучков (из беседы с Егором Яковлевым): «Вот недавно Баир (Иринчеев) приходил, приносил книжки – листовки финские и немецкие, вот каждая листовка – такое чувство, что читаешь выступление Николая Сванидзе, настолько по духу: «Пока ваши партийные бонзы обжираются, вы голодаете в окопах» - слово в слово вот одинаковое всё. Как это, ну как такое может быть, чтобы никто этого не видел? Как брат Стругацкий писал про то, что у Жданова там на помойку выносили надкусанные батоны, кожуру от апельсинов-мандаринов – как в голодающем городе вообще возможно? Кто бы там чего куда понёс? Ну как это? Ну, это же чушь, откровенная чушь! А есть ведь документы, это же всё про деньги, а значит, есть документы – как снабжали Смольный, в каких объёмах и чем. Сами рассуждения, на мой взгляд, абсолютно идиотские – то, что руководство, оказывается, ест больше, рацион у него другой, чем подчинённые».

Ссылки:
Творческие работники и геноцид русского народа  http://oper.ru/news/read.php?t=1051601897
Борис Стругацкий на линии  http://oper.ru/news/read.php?t=1051602714 
Российский кинематограф фальсифицирует историю  http://oper.ru/news/read.php?t=1051602957
Первые две части Обитаемого острова  http://oper.ru/news/read.php?t=1051603528
Аркадий Стругацкий и Сталин http://oper.ru/news/read.php?t=1051604040
Борис Стругацкий на линии   http://oper.ru/news/read.php?t=1051605872
Борис Стругацкий на линии  http://oper.ru/news/read.php?t=1051607344
Борис Стругацкий на линии  http://oper.ru/news/read.php?t=1051608808
Игорь Ашманов про интернет-технологии  http://oper.ru/video/view.php?t=1519
Евгений Верещагин. Братья Стругацкие как основоположники российского социального расизма  http://regnum.ru/news/2172111.html
Игорь Викентьев о советском учёном и писателе-фантасте И.А. Ефремове http://oper.ru/video/view.php?t=1756
Михаил Елизаров про жизнь и творчество  http://oper.ru/video/view.php?t=2278
Дмитрий Пучков.  Про аудиокниги Стругацких  http://oper.ru/news/read.php?t=1051620543
Егор Яковлев про демонизацию СССР и комедию о блокаде Ленинграда  http://oper.ru/video/view.php?t=3162
Рецензии на произведение «Маленькая Вера. Не фильм...» (http://stihi.ru/2022/04/12/6174 ) http://stihi.ru/comments.html?2022/04/12/6174 (рецензент Ноль Без Аллочки)
Борис Ихлов. Перестройка братьев Стругацких. (http://stihi.ru/2022/10/26/3732)  26.10.2022