Дворяне Собакины -Истоки...

Людмила Коншина
Собакины - дворянские роды. Один из них, по сказаниям древних родословцев, происходит от "датского выходца", Ольгерда Преги, выехавшего в 1294 году в Тверь. Его правнук, боярин Данило Григорьевич Собака, выехавший в 1495 году из Твери в Москву, родоначальник Собакиных. Внук его, Иван Васильевич Собакин, был боярином при великом князе Василии Ивановиче. Из сыновей и племянников последнего трое были боярами, а двое окольничими.
Собакины — русский дворянский род, из которого происходила царица Марфа Собакина. Наряду с Нагими, Сназиными, Свибловыми и некоторыми другими тверскими дворянами производил себя от баснословной фигуры — «датского выходца» Ольгерда Преги, прибывшего якобы в 1294 году в Тверь. Один из его потомков, Даниил Григорьевич, боярин тверского князя, носил прозвище Собака и дал, по семейной традиции, начало роду Собакиных.
Собакины — дворянские роды. Один из них, по сказаниям древних родословцев, происходит от «датского выходца», Ольгерда Преги, выехавшего в 1294 г. в Тверь. Его правнук, боярин Данило Григорьевич Собака, выехавший в 1495 г. из Твери в Москву, родоначальник С. Внук его, Иван Васильевич С., был бояри... Развернуть. ... Из сыновей и племянников последнего трое были боярами, а двое окольничими. Марфа Васильевна С. (ум. 1571) была третьей женой Иоанна Грозного.
Собакины — русский дворянский род, из которого происходила царица Марфа Собакина (не путать с родом Сабакиных происходящих от князей Фоминских). При подаче документов (04 апреля 1682) для внесения рода в Бархатную книгу, была предоставлена родословная роспись Собакиных. Наряду с Нагими, Сназиными, Свибловыми и некоторыми другими тверскими дворянами производил себя от баснословной фигуры — «датского выходца» "мужа честна" Ольгерда Преги..

Московские и орловские дворяне Собакины - История...
klub-mastera.narod.ru›publ/istorija…sobakiny…1390
Марфа Васильевна Собакина – праправнучка Даниила Собаки. Когда после смерти второй жены Ивана Грозного, Марии Темрюковны, два года спустя, решено было провести конкурс царских невест, то все дворяне и знатные люди представили на смотрины своих незамужних дочерей. ... Однако Собакиным принадлежали вотчины и в других губерниях Российской империи. «Погорел» на чуме.
Крипт. Усыпальница дворян Собакиных под собором Рождества Богородицы в Свято-Лукиановой пустыни. Усыпальница дворян Собакиных кратко упоминается в литературных источниках: Н. С. Стромилов «Лукианова пустынь», 1877 г., В. В. Косаткин «Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, ч. 1. Монастыри», 1900 г.
Усадьба Чашниково Собакиных (Россия, Московская область, Солнечногорский район, Чашниково). Сохранились: конный двор, остатки парка, служебные постройки, пруд. Основана в конце XVII века. От её обширного комплекса уцелело немного: роскошный конный двор, более поздние, перестроенные службы и пруд. Тем ценнее для нас сведения летних экскурсий ОИРУ (1924 г.) и «Памятников усадебного искусства» (1928 г.), ещё заставших в Чашниково..
С 1680 года селом владеет вдова Воротынского Наталья Львовна, а затем ее дочь княгиня Настасья Ивановна, жена князя Петра Алексеевича Голицина, у которой село в 1698 году было отписано на Великого государя и причислено к дворцовому ведомству.
В 1704 году село Чашниково принадлежало Анне Львовне, жене Григория Никифоровича Собакина. Из рода Собакиных была третья жена царя Ивана Грозного — Марфа. Боярский род Собакиных не отличался родовитостью. Отец Марфы Василий Собакин был сокольничим и для него было полной неожиданностью, когда из двух тысяч невест, привезенных на смотрины в Грановитую палату, царь выбрал его дочь. К несчастью, через две недели после венчания Марфа скончалась. Считается, что она была отравлена князем Михаилом Темрюком, братом второй жены Ивана Грозного.
В это время в селе находились двор вотчиников, двор прикащика, дворы скотный и конюшенный, в них 11 человек и 26 дворов крестьянских, в них 106 человек.
При Анне Львовне была переделана церковь вновь во имя Николая Чудотворца с пределами Воскресения Христова и Казанския Богородицы. По смерти Анны Львовны ее сын Михаил Григорьевич в 1747 году продает село родному внуку Александру Собакину, а у него куплено его родною бабкою, вдовою Прасковьей Никифоровной. В 1756 году село принадлежало ее племяннику Михаилу Ивановичу Собакину.
В 1852 году село значится в 6-ом стане Московского уезда за поручиком Спечининым Александром Федоровичем. В селе — церковь, 33 крестьянских двора, господский дом с оранжереей, жителей 266 человек (мужчин — 130, женщин — 136).

              Дворяне   Собакины  -Истоки ...
        _______________________________________

Истоки...
Людмила Кичигина
   
   Людмила Кичигина

***************LK

Жизнь ,как река бескрайняя течёт
Забыто устье - Предков имена
В веках -их судьбам потерялся счёт
О них узнать возможно жизнь дана!


Чтоб не ушли в забвение миров
Истоки рода- пусть приходят к нам
И плещут волны безымянных слов
Давая смысл.. познания волнам!


У каждого начала есть конец....
И это , составляем жизни суть
Узнай о предках - отыщи венец
Их кровь в тебе течёт не позабудь!


Найти все звенья , пазл соединить!
Нелёгкая задача  многих лет
и в реки прошлого-воды святой налить
И ощутить блаженства ... вечный свет!





https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/114548/

— московский дворянский род. Его родоначальником считается Данила Григорьевич Собака, в 1495 г. вместе со своим братом Семеном Нагого перешедший из Твери на службу к московскому вел. князю Иоанну III; оба они были тверскими боярами. По преданию, прадед их Ольгерд Прега, в крещении Дмитрий, в 1294 г. выехал из Дании к вел. кн. Михаилу Ярославичу Тверскому, был у него в боярах и женился на родной его сестре, княжне Ярославе Ярославовне. Это предание, однако, недостоверно: судя по летописи, у Михаила Ярославича было только две сестры, неизвестных по имени: одна из них с 1282 г. была за кн. Юрием Волынским, а другая, будучи девицей, постриглась в 1291 г. Есть еще другая неверность: трудно допустить, чтобы в течение двух столетий (1294—1495 г.) было только четыре поколения. (Обыкновенно считают в столетии три поколения; а потому надо полагать, что между родоначальником Собакиных и Данилой Григорьевичем пропущено несколько поколений). В более старых родословных записях предок Собакиных и Нагих назван просто выезжим "из немец"; (и приуроченье его к Дании, по-видимому, является позднейшим генеалогическим измышлением, как то часто бывает в дворянских родословных); а потому можно предполагать, что Собакины и Нагие происходят от какого-нибудь немецкого выходца в Новгород, откуда потомки его (при тесных отношениях с Новгородом тверских князей, из которых многие там княжили) могли перейти на службу в Тверь. (Очевидно лишь одно, что Данила Григ. принадлежал к высшему служилому классу в Твери и что его праправнучка Марфа Вас. Собакина никак не могла быть дочерью новгородского купца, как это сказано у Карамзина и у Соловьева. Эта ошибка произошла оттого, что оба историка не обратили должного внимания на генеалогические подробности).

Наиболее выдающимися представителями рода Собакиных были следующие лица.

Алексей Афанасьевич, в 1658 г. стольник царицы Марьи Ильинишны, в 1683—86 гг. воевода в Вятке. В 1690 г. по извету человека боярина кн. Андрея Ив.

 
Голицына возникло дело о непочтительных разговорах про Царское Величество, которые были ведены кн. Голицыным, его тещей боярыней Акулиной Афанасьевной Хитрово, урожденной Собакиной, и братьями боярыни, стольниками Степаном и Алексеем Афанасьевичами Собакиными. Вследствие этого все они подверглись опале. Указано было у братьев Собакиных отнять стольничество и написать их в дети боярские по последнему городу, и сослать в деревню до указа Великих Государей. Опала была непродолжительна. 26 декабря 1691 г. звание стольника было им возвращено.

P. P. C., 2-е изд., с. 230. — Акты ист., V, с. 241. — Доп. к акт. ист., VIII. с. 100; X. с. 31. — А. А. Э., IV, г. 434—436. — С. ;. ;. и Д.: IV, с. 655. — Оп. Арх. Мин. Юст., ;, № 1721. — Туманский "О жизни и деяниях Петра Великого". СПб. 1787 г., ч. VII, с. 109.

Василий (Богдан) Степанович, средний, сын Степана Васильевича, отец Марфы Васильевны, третьей жены Иоанна Грозного. У Степана Васильевича было три сына Василия, которые для отличия назвались "большой", "средний" и "меньшой". Что отцом царицы был именно "средний" Василий, доказывает следующая запись "Новгородской Летописи": "Да той же осени (1572 г.), месяца октября 28, в неделю после Дмитриева дни в первую, женился царь православный на третьей царицы Марфы у Богдана у Собаки". Странно, что в послужном боярском списке, помещенном в Др. Рос. Вивл. Новикова, Вас. Степ. средний совсем не значится. В этом послужном списке сказано, что в год свадьбы царя Ивана Васильевича с Марфой Вас. Собакиной боярство получил Вас. Степ. большой, а братья его (дяди царицы) Григ. Степ. и Вас. Степ. меньшой пожалованы чином окольничего. Можно предполагать, что в год свадьбы царя Ивана Васильевича тестя его Василия Степановича среднего не было уже в живых.

P. P. С., II, 2-е изд., г. 228. — Др. Рос. Вивл., XIII, с. 88; XX,с. 52—54. — Новгородские Летописи. СПб. 1879 г., т. II, ст. 107. — Карамзин, Ист. Гос, Рос., IХ.

Василий Степанович меньшой, в монашестве Варлаам, ум. 1574 г. В 1571 г., перед свадьбой царя Ивана Васильевича с родной его племянницей Марфой Васильевной Собакиной, пожалован в окольничие. В 1572 г. участвовал во втором походе царя в Новгород. Неизвестно, что побудило его принять монашество и в какой монастырь он первоначально поступил. Можно только предполагать, что пострижение его было добровольное и что он был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь Иоанном Грозным для ближайшего наблюдения за иноком Ионой Шереметевым (в миру Иван Васильевич большой). Единственным источником кратких сведений о Варлааме служит послание Иоанна Грозного к игумену Кирилло-Белозерского монастыря Козме, написанное, по справедливому мнению А. П. Барсукова, не в 1578 г., а между весною 1574 г. и весною 1575 г. Как видно из этого послания, монастырская братия уважала Шереметева и не благоволила к Собакину, и между Ш-м и Собакиным возобновились недружелюбные отношения, существовавшие уже раньше в миру. Вероятно Варлаам позволял себе отступления от монастырских правил, и об этом было доведено до сведения царя, потому что он приказал "про его безчиние посмирити, по монастырскому чину". Между тем три племянника Варлаама (сыновья его братьев), жившие в Москве, пожаловались царю, что дядя их терпит из-за Шереметева разные притеснения от монастырской братии. Царь приказал было отозвать Варлаама в Москву, чтобы лично от него узнать, за что у них с Шереметевым вражда; но приказание это было отменено по случаю похода в Ливонию в 1573 г. По окончании похода инок Варлаам был вызван в Москву особою "злокозненною грамотою", написанною его племянниками "от имени царя". Грамота эта по-видимому напугала братию Кирилло-Белозерского монастыря, и С. был выслан в сопровождении старца Антония, который явился к царю с "поминками", т. е. подарками от братии. Когда царь стал расспрашивать Варлаама, он, как сказано в Послании, "заговорил вздорную, на вас (т. е. иноков Кирилло-Белозерского монастыря) доводити учял, что будто вы про нас негораздо говорите, с укоризною; и аз на то плюнул, и его бранил; и он уродствует, а сказывается прав. И яз его спрашивал о его жительстве, и он заговорил не весть что, нетокмо что не знаючи иноческого жития или платья, и он и того не ведает, что на сем свете есть чернецы, да хочет жити и чести себе, по тому ж, как в миру.... А той сам за свою душу отвещает, коли не ищет своей души спасения. A к вам есмя его не послали, воистинну потому: не хотя себя кручинити, а вас волновати; а ему добре хотелось к вам; а он мужик очюнной, врет и сам не ведает что... Варлааму есмя не поверили ни в чем". Где жил Варлаам по прибытии в Москву из Кирилло-Белозерского монастыря — неизвестно; мы знаем только, что он умер в 1574 г.

Р. Р. С., II, 2-е изд. с. 228. — Др. Poс. Вивл., XIII, с. 98; XIV, 317; XX, 52, 54. — Акты ист., I, с. 372—395. — Карамзин, Ист. Гос. Рос., IX. — Барсуков, ;. ;., Род Шереметевых. I, с. 323—324.

Калист (Калиник) Васильевич ум. в 1574 г., родной брат царицы Марфы Васильевны, третьей жены Иоанна Грозного. В 1571 г. на свадьбе Иоанна с Марфой Васильевной, Калист Вас. был вторым дружкой, а жена его Софья — свахой; на другой день он был приставлен к мыльне. В 1572 г., во время новгородского похода царя Ивана Васильевича, С. был рындой с сулицею. В 1573 г. он участвовал в ливонском походе и следовал за царем Ив. Вас. и царевичем Ив. Ив., "с шеломом". По возвращении из похода пожалован в кравчие и в 1574 г. казнен. ;. Фр. Миллер говорить по этому поводу: "Страшно было кравчим быть при царе Иване Васильевиче, столь склонном к подозрениям в верности: с 1565 по 1574 гг. казнены сряду три кравчих, а именно: кн. Петр Ив. Горенский, Фед. Алексеев. Басманов, Калист Вас. Собакин". Имя Калиста Вас. (Калиник) записано в Синодике.

Р. Р. С., 2-е изд. II, с. 228—229. — Др. Р. Вивл., т. т. XIII и XX. — Карамзин, Ист. Гос. Рос., IХ. — Устрялов, Сказания кн. Курбского, с. 390. — Щербатов, VIII, 350. — Голиков. XIII, 207.

Никифор Сергеевич, ум. в 1656 г.; имя его впервые встречается в 1627 г., когда царица Евдокия Лукьяновна пожаловала ему соболь на шапку. Такое милостивое внимание царицы объясняется близостью к ней матери Никифора Сергеевича, — Ульяны Степановны, и его жены, имя и девическая фамилия которой неизвестны. Ульяна Степановна, овдовев в 1625 г., вскоре попала ко двору, и в 1628 г. занимала при царице Евдокии Лукьяновне ответственную должность кравчей, а затем была мамой царевича Алексея Михайловича и царевен. Жена Н. С. значилась в списке приезжих боярынь царицы Евдокии Лукьяновны. В 1629—31 гг. С. был воеводой в Курске и получил царские грамоты. 12 января 1634 г. царь Михаил Феод. принимал в Золотой подписной палате шведского посла Якова Руселя, а после приема послал к нему Собакина со своим государевым жалованьем "с ествою и с питьем". В том же 1634 г. С. был послан в Боровск осведомиться, действительно ли нездоров кн. Фед. Сем. Куракин, сказавшийся больным. 22 августа 1634 г. ездил "со столом" от царя к голштинским послам. В 1635 г. был при приеме царем литовского посла Александра Песочинского и при приеме кизильбашского посла. Во время поездок царя на богомолье в Троице-Сергиев монастырь и в Московский Новодевичий монастырь находился в числе сопровождавших его лиц. В 1645 г. С. пожалован из стольников в окольничие и в тот же день обедал за царским столом: два месяца спустя, при поездке царя на богомолье, был "перед государем по станам", т. е. приготовлял путь царю. В 1646 г. сопровождал царя Алексея Мих. в Новодевичий монастырь и обедал там за царским столом. Осенью того же года объявлял государю польского посланника Юрия Ирича, отправлявшегося с посольством в Кизильбаши. В 1647 г., марта 14, С. назначен воеводой во Псков. Сохранились довольно подробные сведения о бунте, происшедшем при нем во Пскове в 1650 г. С. был отозван в Москву и 25 марта на смену ему приехал из Москвы другой воевода, окольничий кн. Вас. Петр. Львов. Сдавши ему город, С. хотел уехать, но псковичи не пустили его, говоря: "Когда воротятся по здорову наши челобитчики из Москвы, тогда тебя и отпустим". Этим дело не кончилось: кн. Львов едва не был убит, а сыновья его и Собакина были насильно взяты мятежниками для отсылки в Москву вместе с их челобитчиками. В челобитной, посланной Государю, псковичи жаловались, что С. во время своего воеводства брал из лавок всякие товары без денег, а ремесленников заставлял работать на себя бесплатно. Писали они также, что когда они в феврале просили Собакина, не отдавать хлеба шведам до государева указа, то он грозил им ссылкою и смертною казнью. Когда 30 марта приехал из Москвы во Псков для розыска окольничий кн. Ф. Ф. Волконский, то "гилевщики", как называли тогда во Пскове бунтовщиков, послали за Собакиным, поставили его на чан и порывались убить, крича: "Ты писал к государю, что во Пскове хлеб дешев, так мы тебя из Пскова не отпустим, поживи с нами на дешевом хлебе". Неизвестно, когда именно С. уехал из Пскова, но, как видно, он оправдался в глазах царя Алексея Мих.: осенью 1650 г. и в 1651 г. С. несколько раз сопровождал царя в с. Коломенское и на богомолье в разные монастыри. В 1651 г. он был сборщиком денег на жалованье ратным людям. В день Рождества 1651 г. С. навлек на себя царскую опалу за местничество с кн. Хворостининым, но "того ж дни пожаловал Государь окольничего Никифора Собакина и детей его, Василия и Григория, по-прежнему в комнату". В 1653 г. С. заведовал набором ратных людей на засеки, для охраны от нападения татар. В этом же году он был назначен в Судный Московский приказ. В 1654 г. объявлял царю грузинского царевича Николая Давыдовича, а во время похода против польского короля был оставлен царем в Москве охранять царевен.

Р. Р. С., II, 2-е изд., с. 229. — Доп. к акт. ист., III, 87—92, 133, 130, 241, 266, 268, 269, 510: VI, 414. — Разр. кн. II и III. — Дв. разр., т. т. II и III. — Р. И. Б., X. с. 204, 344, — Акты Моск. госуд. I, с. 258, 265; II, 399. — II. С. З., т. I, ст. 259, 284, 287. — Забелин, Домашний быт русских цариц — М. 1872 г., с. 358; прилож., с. 73. — Рождественский С. В., Служилое землевладение в Московском государстве XVI в. СПб. 1897 г., с. 228, 229, 231. — Соловьев, История России, т. X, с. 169—172, 189—194.

В. Корсакова.

{Половцов}



 московский дворянский род. Его родоначальником считается Данила Григорьевич Собака, в 1495 г. вместе со своим братом Семеном Нагого перешедший из Твери на службу к московскому вел. князю Иоанну III; оба они были тверскими боярами. По преданию, прадед их Ольгерд Прега, в крещении Дмитрий, в 1294 г. выехал из Дании к вел. кн. Михаилу Ярославичу Тверскому, был у него в боярах и женился на родной его сестре, княжне Ярославе Ярославовне. Это предание, однако, недостоверно: судя по летописи, у Михаила Ярославича было только две сестры, неизвестных по имени: одна из них с 1282 г. была за кн. Юрием Волынским, а другая, будучи девицей, постриглась в 1291 г. Есть еще другая неверность: трудно допустить, чтобы в течение двух столетий (1294—1495 г.) было только четыре поколения. (Обыкновенно считают в столетии три поколения; а потому надо полагать, что между родоначальником Собакиных и Данилой Григорьевичем пропущено несколько поколений). В более старых родословных записях предок Собакиных и Нагих назван просто выезжим "из немец"; (и приуроченье его к Дании, по-видимому, является позднейшим генеалогическим измышлением, как то часто бывает в дворянских родословных); а потому можно предполагать, что Собакины и Нагие происходят от какого-нибудь немецкого выходца в Новгород, откуда потомки его (при тесных отношениях с Новгородом тверских князей, из которых многие там княжили) могли перейти на службу в Тверь. (Очевидно лишь одно, что Данила Григ. принадлежал к высшему служилому классу в Твери и что его праправнучка Марфа Вас. Собакина никак не могла быть дочерью новгородского купца, как это сказано у Карамзина и у Соловьева. Эта ошибка произошла оттого, что оба историка не обратили должного внимания на генеалогические подробности).

Наиболее выдающимися представителями рода Собакиных были следующие лица.

Алексей Афанасьевич, в 1658 г. стольник царицы Марьи Ильинишны, в 1683—86 гг. воевода в Вятке. В 1690 г. по извету человека боярина кн. Андрея Ив.

 
Голицына возникло дело о непочтительных разговорах про Царское Величество, которые были ведены кн. Голицыным, его тещей боярыней Акулиной Афанасьевной Хитрово, урожденной Собакиной, и братьями боярыни, стольниками Степаном и Алексеем Афанасьевичами Собакиными. Вследствие этого все они подверглись опале. Указано было у братьев Собакиных отнять стольничество и написать их в дети боярские по последнему городу, и сослать в деревню до указа Великих Государей. Опала была непродолжительна. 26 декабря 1691 г. звание стольника было им возвращено.

P. P. C., 2-е изд., с. 230. — Акты ист., V, с. 241. — Доп. к акт. ист., VIII. с. 100; X. с. 31. — А. А. Э., IV, г. 434—436. — С. ;. ;. и Д.: IV, с. 655. — Оп. Арх. Мин. Юст., ;, № 1721. — Туманский "О жизни и деяниях Петра Великого". СПб. 1787 г., ч. VII, с. 109.

Василий (Богдан) Степанович, средний, сын Степана Васильевича, отец Марфы Васильевны, третьей жены Иоанна Грозного. У Степана Васильевича было три сына Василия, которые для отличия назвались "большой", "средний" и "меньшой". Что отцом царицы был именно "средний" Василий, доказывает следующая запись "Новгородской Летописи": "Да той же осени (1572 г.), месяца октября 28, в неделю после Дмитриева дни в первую, женился царь православный на третьей царицы Марфы у Богдана у Собаки". Странно, что в послужном боярском списке, помещенном в Др. Рос. Вивл. Новикова, Вас. Степ. средний совсем не значится. В этом послужном списке сказано, что в год свадьбы царя Ивана Васильевича с Марфой Вас. Собакиной боярство получил Вас. Степ. большой, а братья его (дяди царицы) Григ. Степ. и Вас. Степ. меньшой пожалованы чином окольничего. Можно предполагать, что в год свадьбы царя Ивана Васильевича тестя его Василия Степановича среднего не было уже в живых.

P. P. С., II, 2-е изд., г. 228. — Др. Рос. Вивл., XIII, с. 88; XX,с. 52—54. — Новгородские Летописи. СПб. 1879 г., т. II, ст. 107. — Карамзин, Ист. Гос, Рос., IХ.

Василий Степанович меньшой, в монашестве Варлаам, ум. 1574 г. В 1571 г., перед свадьбой царя Ивана Васильевича с родной его племянницей Марфой Васильевной Собакиной, пожалован в окольничие. В 1572 г. участвовал во втором походе царя в Новгород. Неизвестно, что побудило его принять монашество и в какой монастырь он первоначально поступил. Можно только предполагать, что пострижение его было добровольное и что он был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь Иоанном Грозным для ближайшего наблюдения за иноком Ионой Шереметевым (в миру Иван Васильевич большой). Единственным источником кратких сведений о Варлааме служит послание Иоанна Грозного к игумену Кирилло-Белозерского монастыря Козме, написанное, по справедливому мнению А. П. Барсукова, не в 1578 г., а между весною 1574 г. и весною 1575 г. Как видно из этого послания, монастырская братия уважала Шереметева и не благоволила к Собакину, и между Ш-м и Собакиным возобновились недружелюбные отношения, существовавшие уже раньше в миру. Вероятно Варлаам позволял себе отступления от монастырских правил, и об этом было доведено до сведения царя, потому что он приказал "про его безчиние посмирити, по монастырскому чину". Между тем три племянника Варлаама (сыновья его братьев), жившие в Москве, пожаловались царю, что дядя их терпит из-за Шереметева разные притеснения от монастырской братии. Царь приказал было отозвать Варлаама в Москву, чтобы лично от него узнать, за что у них с Шереметевым вражда; но приказание это было отменено по случаю похода в Ливонию в 1573 г. По окончании похода инок Варлаам был вызван в Москву особою "злокозненною грамотою", написанною его племянниками "от имени царя". Грамота эта по-видимому напугала братию Кирилло-Белозерского монастыря, и С. был выслан в сопровождении старца Антония, который явился к царю с "поминками", т. е. подарками от братии. Когда царь стал расспрашивать Варлаама, он, как сказано в Послании, "заговорил вздорную, на вас (т. е. иноков Кирилло-Белозерского монастыря) доводити учял, что будто вы про нас негораздо говорите, с укоризною; и аз на то плюнул, и его бранил; и он уродствует, а сказывается прав. И яз его спрашивал о его жительстве, и он заговорил не весть что, нетокмо что не знаючи иноческого жития или платья, и он и того не ведает, что на сем свете есть чернецы, да хочет жити и чести себе, по тому ж, как в миру.... А той сам за свою душу отвещает, коли не ищет своей души спасения. A к вам есмя его не послали, воистинну потому: не хотя себя кручинити, а вас волновати; а ему добре хотелось к вам; а он мужик очюнной, врет и сам не ведает что... Варлааму есмя не поверили ни в чем". Где жил Варлаам по прибытии в Москву из Кирилло-Белозерского монастыря — неизвестно; мы знаем только, что он умер в 1574 г.

Р. Р. С., II, 2-е изд. с. 228. — Др. Poс. Вивл., XIII, с. 98; XIV, 317; XX, 52, 54. — Акты ист., I, с. 372—395. — Карамзин, Ист. Гос. Рос., IX. — Барсуков, ;. ;., Род Шереметевых. I, с. 323—324.

Калист (Калиник) Васильевич ум. в 1574 г., родной брат царицы Марфы Васильевны, третьей жены Иоанна Грозного. В 1571 г. на свадьбе Иоанна с Марфой Васильевной, Калист Вас. был вторым дружкой, а жена его Софья — свахой; на другой день он был приставлен к мыльне. В 1572 г., во время новгородского похода царя Ивана Васильевича, С. был рындой с сулицею. В 1573 г. он участвовал в ливонском походе и следовал за царем Ив. Вас. и царевичем Ив. Ив., "с шеломом". По возвращении из похода пожалован в кравчие и в 1574 г. казнен. ;. Фр. Миллер говорить по этому поводу: "Страшно было кравчим быть при царе Иване Васильевиче, столь склонном к подозрениям в верности: с 1565 по 1574 гг. казнены сряду три кравчих, а именно: кн. Петр Ив. Горенский, Фед. Алексеев. Басманов, Калист Вас. Собакин". Имя Калиста Вас. (Калиник) записано в Синодике.

Р. Р. С., 2-е изд. II, с. 228—229. — Др. Р. Вивл., т. т. XIII и XX. — Карамзин, Ист. Гос. Рос., IХ. — Устрялов, Сказания кн. Курбского, с. 390. — Щербатов, VIII, 350. — Голиков. XIII, 207.

Никифор Сергеевич, ум. в 1656 г.; имя его впервые встречается в 1627 г., когда царица Евдокия Лукьяновна пожаловала ему соболь на шапку. Такое милостивое внимание царицы объясняется близостью к ней матери Никифора Сергеевича, — Ульяны Степановны, и его жены, имя и девическая фамилия которой неизвестны. Ульяна Степановна, овдовев в 1625 г., вскоре попала ко двору, и в 1628 г. занимала при царице Евдокии Лукьяновне ответственную должность кравчей, а затем была мамой царевича Алексея Михайловича и царевен. Жена Н. С. значилась в списке приезжих боярынь царицы Евдокии Лукьяновны. В 1629—31 гг. С. был воеводой в Курске и получил царские грамоты. 12 января 1634 г. царь Михаил Феод. принимал в Золотой подписной палате шведского посла Якова Руселя, а после приема послал к нему Собакина со своим государевым жалованьем "с ествою и с питьем". В том же 1634 г. С. был послан в Боровск осведомиться, действительно ли нездоров кн. Фед. Сем. Куракин, сказавшийся больным. 22 августа 1634 г. ездил "со столом" от царя к голштинским послам. В 1635 г. был при приеме царем литовского посла Александра Песочинского и при приеме кизильбашского посла. Во время поездок царя на богомолье в Троице-Сергиев монастырь и в Московский Новодевичий монастырь находился в числе сопровождавших его лиц. В 1645 г. С. пожалован из стольников в окольничие и в тот же день обедал за царским столом: два месяца спустя, при поездке царя на богомолье, был "перед государем по станам", т. е. приготовлял путь царю. В 1646 г. сопровождал царя Алексея Мих. в Новодевичий монастырь и обедал там за царским столом. Осенью того же года объявлял государю польского посланника Юрия Ирича, отправлявшегося с посольством в Кизильбаши. В 1647 г., марта 14, С. назначен воеводой во Псков. Сохранились довольно подробные сведения о бунте, происшедшем при нем во Пскове в 1650 г. С. был отозван в Москву и 25 марта на смену ему приехал из Москвы другой воевода, окольничий кн. Вас. Петр. Львов. Сдавши ему город, С. хотел уехать, но псковичи не пустили его, говоря: "Когда воротятся по здорову наши челобитчики из Москвы, тогда тебя и отпустим". Этим дело не кончилось: кн. Львов едва не был убит, а сыновья его и Собакина были насильно взяты мятежниками для отсылки в Москву вместе с их челобитчиками. В челобитной, посланной Государю, псковичи жаловались, что С. во время своего воеводства брал из лавок всякие товары без денег, а ремесленников заставлял работать на себя бесплатно. Писали они также, что когда они в феврале просили Собакина, не отдавать хлеба шведам до государева указа, то он грозил им ссылкою и смертною казнью. Когда 30 марта приехал из Москвы во Псков для розыска окольничий кн. Ф. Ф. Волконский, то "гилевщики", как называли тогда во Пскове бунтовщиков, послали за Собакиным, поставили его на чан и порывались убить, крича: "Ты писал к государю, что во Пскове хлеб дешев, так мы тебя из Пскова не отпустим, поживи с нами на дешевом хлебе". Неизвестно, когда именно С. уехал из Пскова, но, как видно, он оправдался в глазах царя Алексея Мих.: осенью 1650 г. и в 1651 г. С. несколько раз сопровождал царя в с. Коломенское и на богомолье в разные монастыри. В 1651 г. он был сборщиком денег на жалованье ратным людям. В день Рождества 1651 г. С. навлек на себя царскую опалу за местничество с кн. Хворостининым, но "того ж дни пожаловал Государь окольничего Никифора Собакина и детей его, Василия и Григория, по-прежнему в комнату". В 1653 г. С. заведовал набором ратных людей на засеки, для охраны от нападения татар. В этом же году он был назначен в Судный Московский приказ. В 1654 г. объявлял царю грузинского царевича Николая Давыдовича, а во время похода против польского короля был оставлен царем в Москве охранять царевен.

Р. Р. С., II, 2-е изд., с. 229. — Доп. к акт. ист., III, 87—92, 133, 130, 241, 266, 268, 269, 510: VI, 414. — Разр. кн. II и III. — Дв. разр., т. т. II и III. — Р. И. Б., X. с. 204, 344, — Акты Моск. госуд. I, с. 258, 265; II, 399. — II. С. З., т. I, ст. 259, 284, 287. — Забелин, Домашний быт русских цариц — М. 1872 г., с. 358; прилож., с. 73. — Рождественский С. В., Служилое землевладение в Московском государстве XVI в. СПб. 1897 г., с. 228, 229, 231. — Соловьев, История России, т. X, с. 169—172, 189—194.

В. Корсакова.

{Половцов}