Пиди. Южная Каролина

Сергей Юров
    Значение названия племени не выяснено, но этнолог Ф.Г. Спек в 1935 г. высказал предположение, что оно происходит от слова катавба piri, нечто «хорошее», или pi’here, «умный», «способный».

    Родственные связи: не сохранилось ни одного слова из языка пиди, но практически нет сомнений, что он принадлежал к сиуязычной семье языков.

    Места проживания: главным образом, на Грейт Пиди Ривер, конкретно, в среднем ее течении.

    История

    Пиди являлись частью Южной Аппалачско-миссисипской культуры, возникшей приблизительно в 980-х гг. нашей эры и включавшей в себя территорию нынешней Северной Каролины и Теннесси. Разветвленная торговая сеть, в которую они были вовлечены, тянулась от Джорджии до Южной Каролины, восточной части Теннесси, плато Пидмонт и гор Северной Каролины.
    Около 1550 г. пиди мигрировали с низовий Пиди Ривер на плато Пидмонт, где  и оставались на протяжении столетия. Они вытеснили оттуда местные горные племена, такие как сапони. Как только пиди покинули регион, те вернулись обратно. Причиной миграции пиди могли стать работорговые набеги испанцев на побережье Южной Каролины. В XVI в., как и их соседи, уоксхо, пиди практиковали уплощение головы. В 1567 г. испанские исследователи обнаружили деревню Вехиди на Пиди Ривер, посчитав ее селением пиди. В 1600 г. численность племени достигала 600 человек. В 1716 г. для торговли с пиди и ваккамо англичане построили факторию у Euauenne или Saukey, к окрестностям которой переместились виньо и алгонкиноязычные индейцы Кейп-Фир.
    Когда в Северной Каролине разразилась война белых с тускарора, воины племени пиди вместе с черо, сиссипахо, виньо и индейцами Кейп-Фир зачислились в роту капитана Джона Булла и помогли победить восставших. В конечном счете, большая часть тускарора оставила Северную Каролину и ушла на север, чтобы присоединиться к родственным ирокезам.
    Пиди, как и многие другие племена Южной Каролины, приняли участие в Войне ямаси 1715-1717 гг. В итоге племя было почти полностью уничтожено, остатки нашли убежище у сиуязычных катавба, обитавших на границе Южной и Северной Каролин.
    В 1737 г. пиди попросили правительство Южной Каролины выделить им для жизни участок земли. В 1738 г. прошение было удовлетворено, пиди и группу натчезов поселили на 100 акрах в округе Беркли на Эдисто Ривер. В 1740 г. пиди, черо, ючи, натчезы и индейцы Кейп-Фир считались так называемыми «поселенными индейцами». В 1744 г. натчезы и пиди убили нескольких членов племени катавба, в результате чего вынуждены были укрыться от гнева последних в поселках белых людей.
    В 1751 г. на межплеменной конференции в Олбани, Нью-Йорк, пиди числились в списке небольших племен, живших среди белых колонистов. В 1752 г. посланцы от катавба дали совет пиди поселиться на их земле. В мае 1755 г. губернатор Южной Каролины Джон Гленн сообщил катавбскому лидеру Королю Хейглеру, что он убедил черо, ваккамо и некоторых пиди присоединиться к катавба. Когда чероки и натчезы убили в 1755 г. нескольких пиди и ваккамо, они все еще значились «поселенными индейцами». Это было едва ли не последнее упоминание о пиди. В 1808 г. пиди и индейцы Кейп-Фир были представлены одной единственной женщиной-полукровкой.

    Известность: имя племени носят реки Большая и Малая Пиди, а также железнодорожная станция в округе Мэрион.

Источники:
https://en.wikipedia.org/wiki/Pedee_people
Swanton, J.R. The Indian Tribes of North America. 1952.