Умеющий любить имеет право на ненависть

Сергей Лановой
"Если ты ненавидишь – значит, тебя победили".

Конфуций


"Остановившимся взглядом он смотрел на лежащие возле стены дома тела сестры, двух младших братьев и старенького отца, выдавливая из себя животный страх бешеной ненавистью к тем, кто это совершил. Всё, чем так спокойно и уверенно была наполнена прежняя жизнь, вдруг ушло вместе с трудно расползающимся утренним туманом, открывающим, словно через порванные белые тряпки, недавно отгрохотавший ночной расстрел".


***

Начиная с первых появлений социально устойчивых человеческих групп, в них запускались механизмы формирования языка, правил общежития, отношение к природным явлениям, из которых возникала уникальная именно для этого региона вера, религия и вообще культ чего-либо, оказывающие влияние на местные законы, каждый из которых создавался живыми людьми. Истинно человечные законы обязаны своим появлением добрым мудрецам, чьей идеей было общее благополучие, ради которого каждому нормальному человеку хотелось бы жить. Правители поглупей, поэкзотичней или сдобренные изрядной порцией хищного подхода к власти писали законы, предусматривающие подчинение одних людей другим, на свой манер распределяя привилегии или права. Таким образом появлялось рабство, скрытые под тканью женские лица, возможность разделять и властвовать, не спрашивая ничьего разрешения, включая сюда грабительские налоги, дань, оброк и правило первых ночей. Каким бы ни было растущее общество, расцветающим или гниющим, нравственным или аморальным, воинственным или созидающим и мирным - оно всегда подчинялось правилам, составляющим саму структуру воздуха, которым это общество дышало. И философия отношения к жизни сюда входила тоже.

Существует масса замечательных правил и даже законов, которые могут быть применены в любой точке нашей планеты, без опасения, что это кому-то навредит. Напротив, подобные правила способны значительно улучшить любое общество, по каким-то причинам позабывшее основной фундамент, на котором это общество и создавалось неизвестными мудрецами. Доброта, честность, искренность, верность и вообще постоянство, наличие совести и присущего человеку стыда - все упомянутые качества являются Родиной Человека Разумного, а поэтому их проявление всегда будет желанным, как бы низко общество ни опустилось.
Однако, кроме уже упомянутого, человеком в разных общественных группах и в разные времена определялись поведенческие рамки, в которые нельзя втискивать людей, не живших именно в этом социальном лагере, потому что данные люди с рождения вдыхали совсем другой с точки зрения отношения к жизни воздух. И вот теперь я готов перейти к обсуждаемой фразе. 

Отношение к врагу, его почитание или презрение, стремление к его немедленному уничтожению или возможный с ним диалог - всё это лежит в самой истории народа, из которого вышел человек, сказавший слова о чьей-то ненависти. Речь о древней и давно уже неиспользуемой философии войны, мира, жизни и смерти, возвышенный взгляд на враждебную волю и победа над ней посредством смирения или даже ответной любви. Данная философия, имевшая хождение в отдельно взятом народе и широко применявшаяся им в седые времена, в сегодняшней и уже немолодой реальности выглядит старой и никому не нужной игрушкой, которую любопытно взять в руки, повертеть, подуть на неё и положить обратно. И не только по причине её старости. А ещё и потому, что в каждом обществе, как уже было сказано, создавалось нечто своё, включая отношение к ненависти и, что очень важно, к заслужившему ненависть врагу. Откуда взялся враг? Из сочетаний слов известного философа, поставившего рядом ненависть и победу. Это означает неприятеля, который сделал своё дело и сейчас великодушно ждёт твоей реакции, чтобы, следуя цитате, засмеяться или зарыдать. Вот только необходимо, чтобы данный враг делал своё вражеское дело находясь в атмосфере поклонения философии, благодаря которой обсуждаемая цитата вообще родилась. Иначе врага просто уничтожат.

"Ненависть помогает жить"
"Мерить всех на один аршин"
"Что русскому хорошо, то немцу смерть"
"Тот, кто не умеет любить, не может и ненавидеть".

Всё перечисленное - лишь малая часть цитат, говорящих о разных взглядах и о требуемой осторожности применять чуждую конкретному народу мудрость. И всё это - не учитывая те давние времена, когда Конфуций сказал свои слова. Это были другие эпохи, другие государства и вся атмосфера была тоже другой. Сегодняшний мир предлагает огромное количество потерявших исконные значения фраз, слишком часто не работающих с живыми людьми, поскольку требуют ответов на немедленно возникающие вопросы. Кто ненавидит и кого. За что и как долго. Идёт ли речь о законе, обстоятельствах, диком животном или конкретном человеке. А может, объектом ненависти стал давний страшный сон, преследующий тебя всю твою жизнь. Я не знаю, о чём думал Конфуций, говоря свою фразу. И мне это неинтересно. Поэтому я остановлюсь на близком мне ощущении ненависти к врагу, которого необходимо уничтожить, чтобы избежать других человеческих трагедий:

"Его трясло, желание вонзить нож ещё глубже переполняло его настолько, что он начал заикаться, таращась в побелевшее от боли лицо лежащего перед ним человека, но обращаясь не к нему, а к сидящей в углу матери, тоже смертельно бледной от страха, горя и потери сил:
- Не.. вста..авай, мам. Я сей..час. Помог.. гу. И домой.. вместе. Теперь.. всё.. позади.

Он знал, что это враньё, всё пережитое ещё очень долго будет вырастать в памяти истерзанными судьбами тех, кого он любил, каким бы замечательным ни было дальнейшее будущее, уже сейчас принимающее новую окраску и звучание, за безвозвратное изменение которых отвечала придавшая ему силы и только сейчас безропотно уходящая ненависть".   



GC