Фашизм как стиль

Елена Де-Бовэ
Немецкий историк АРМИН МЕЛЕР высказал интересную мысль. Он заявил, что...

* Фашизм - не тоталитаризм, так как ему больше свойственен ИНДИВИДУАЛИЗМ.

* Фашизм - не национал-социализм, так как категорически отрицает коллективизм в каком бы то ни было виде (кроме профессионального) и склонен К АВАНГАРДИЗМУ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ РЕШЕНИЯМ И ЛИЧНОМУ ГЕРОИЗМУ.

* Фашизм - не классический консерватизм, так как его пафос ратует за ниспровержение привычных норм. ФАШИСТЫ РАССИАТРИВАЛИ СВОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ОБНОВЛЯЮЩЕЕ, ПРЕОБРАЗУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ ПРОТИВ СТАРОГО И ОТЖИВШЕГО.

* НЕМЕЦКИЙ ФАШИЗМ ОТРИЦАЛ СОЦИАЛИЗМ, ПОСТРОЕННЫЙ В СССР, с его коллективным духом, коллективным строительством и коллективным героизмом. Фашизм сохранял только КОРПОРАТИВНЫЙ ДУХ. Обобществление же ограничивалось лишь пределами профгруппы - профсоюзы, артели, отрасли.

* ФАШИСТЫ - НЕ РАСИСТЫ, так как интегрирующий фактор у них - профгруппа, корпорация.

* ФАШИЗМ - НЕ БУРЖУАЗНОЕ ЯВЛЕНИЕ, так как это - противоположный полюс "буржуазной идеологии". Фашизму отвратителен Дух Капитализма, а также и протестантская  этика.

Так что же такое "фашизм"? "Фашизм, - отвечает Мелер,  - следует рассматривать как стиль".

Но причем тут стиль?

Дело в том, что философия фашизма предполагает воспитание человека определенной формы, с определенным МИРОВОЗЗРЕНИЕМ и заданным поведением, а создание формы - это и есть стиль.

На месте бога в фашистской метафизической схеме помещается БИТВА. Не какая-то конкретная война, а просто "прямое военное действие".
И выходит, что, если Богом становится война, то человек делается её руками, ногами и головой, в зависимости от своей специализации.

Мелер приводит слова речи ГОТФРИДА БЕННА  (одного из руководителей Союза Национальных Писателей Германии), обращенных к основателю футуризма МАРИНЕТТИ.

"ЗАДАЧА ГЕРМАНИИ и ИТАЛИИ, - говорит он, - СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ СПОСОБСТВОВАТЬ РОЖДЕНИЮ НОВОГО СТИЛЯ, лишенного всякой театральности - СТИЛЯ ИМПОЗАНТНОГО ХОЛОДА, которым движется сейчас вся Европа".
[А.Мелер. Фашистский стиль]

Бенн хвалит Маринетти за то, что тот основал "искусство, которое воспевает огонь сражений и агрессию героя", превозносит ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ: "любовь к опасности", "постоянство энергии и дисциплины", "смелость", "отвагу", "восстание", "атаку", "бег", "смертельный прыжок".

Все это он называет "прекрасными идеями, за которые стоит умирать".

Бенн видит ВОЙНУ КАК СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ИСТОК ВСЕГО. Это абстрактная битва, которая должна пробудить в человеке не только ЧУВСТВО ВОЙНЫ И БРАТСТВА, но и НАСЛАЖДЕНИЕ СМЕРТЬЮ. Не чужой - своей собственной.

Хайдеггер назвал такое мистическое состояние - "бытием-без-укрытия-в-максимально-рискованном-риске". РИСК, таким образом,  становился для фашистов особым состоянием лёгкости и аллертности, ароматизированных запахом смерти.

Тпкова была основа фашистского СТИЛЯ "сool".

"Жених смерти", сталкиваясь с подлинной реальностью, обязан идти на риск. Для этого нужна отрешенность, которую фашистские идеологии называли "холодом".*
________
* Ницше определял такое состояние как злость, а Кастанеда - как "отрешенность" и "место-без-жалости". Имелось в виду отсутствие жалости к самому себе. То есть, СПОСОБНОСТЬ ИДТИ НА РИСК И В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ УМЕРЕТЬ.
________
 
Холодный воин - это "мёртвый воин", солдат, обрученный со смертью.

"Фашист, - отмечает Мелер, - это его собственная смерть... и лишь во вторую очередь смерть врага... Фашист ненавидит 'тёплых' даже из собственного лагеря. Их он называет 'буржуа', 'лавочники', 'фарисеи'..."

"Мёртвый воин, - по мнению Мелера, - не разрушитель, а, напротив, строитель. Культурный герой, сражающийся с хаосом против отживших буржуазных ценностей и за устройство нового мира на новых основаниях.

Битва за новый мир была названа фашистами "АНТИГУМАНИЗМОМ", так как она была направлена против "гнилых" ценностей буржуазного просвещенческого гуманизма с его психологией, психиатрией и нескончаемыми проблемами человека.

Фашизм хотел вырвать сущность человека из скорлупы буржуазного гуманизма и бросить её в реальность. Поэтому он приказывает мистическому воину научиться бесстрашно и холодно смотреть в бездну, не задаваясь лишними вопросами.

Таков он - фашистский стиль. Красивая и мощная схема, которая однако не выдержала натиска русских с их неготовностью к войне, с их коллективным героизмом, с отсутствием концептуализма, с непредсказуемостью и даже хаотичностью.

Поэтому фашистские лидеры восприняли свое поражение как мировую трагедию. Как победу хаоса над порядком, бессмысленности над смыслом и безобразия над красотой.

А жизнь продолжалась. И пока СССР радовался своей победе, поднимал из разрухи страну, Запад, тем временем, проанализировав происходящее, СДЕЛАЛ ДАЛЕКО ИДУЩИЕ ВЫВОДЫ о том, что КРАСИВАЯ СХЕМА - НЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЗАЛОГОМ ПОБЕДЫ.

ЧТО ЧАСТО ОНА ПРИВОДИТ К ПОРАЖЕНИЮ.

И потому ИНОГДА ПОЛЕЗНО ПРИКИНУТЬСЯ ХАОСОМ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ...