М. Фрай, Вся правда о нас, рецензия

Наталья Царева
Доколе?

Для меня эта книга стала живой иллюстрацией тезиса "Надо вовремя остановиться".
Я начала читать Фрая с "Волонтеров вечности", то есть почти с самого начала, в детстве болела им, как никем другим, мечтала увидеть мозаичные мостовые и зеленую луну Ехо - думаю, многие из его поклонников меня поймут.
Потом была "Азбука актуального искусства" и "Идеальный роман", и я постепенно стала остывать... Я взрослела, появлялись новые авторы, новые интересы... Несколько лет я Фрая не читала и не перечитывала.
Затем стали выходить "Хроники Ехо". Ничего особо не ожидая, я из любопытства и вроде как по инерции купила первую книгу... вторую... Конечно, того впечатления, что оставляли самые первые истории, не было, но был тот же мир, те же герои. Книги прочитывались быстро, сюжет моментально выветривался из памяти, но я все еще получала удовольствие от процесса шуршания страницами.
И вот первая книга, которую мне было откровенно скучно и тошно читать. Хуже всего, что я прекрасно вижу, почему так. И хотела бы развидеть, да вот не могу.
Автор попал в расставленную самим собой ловушку, очень распространенную. Его герой, сэр Макс, и демиург, и Вершитель, и черт в ступе - всемогущ. Новыми "навыками" (например, умением становиться невидимым) он овладевает так легко, что просто не успеваешь проникнуться процессом. Его товарищи так же могущественны и практически с ума сходят от зевоты.
Все. В искусно выписанных автором декорациях героям нечего делать. Без конфликта нет сюжета.
А конфликта нет.
Что-то забрезжило в конце в истории с Шурфом, но, во-первых, история слишком коротка для такой толстой книги (вообще этот объем не фраевский явно, чем короче истории, тем они у него лучше получались; его жанр - повесть), во-вторых, и тут не хватило какой-то глубины, драматизма, подлинного накала чувств. Вообще в этой книге я не увидела ни настоящей боли, ни настоящей любви. Может быть, только любовь к месту, но о ней уже было сказано миллион раз.
В общем, эта "таблетка от реальности" больше для меня не работает.
Правда, я уже не уверена, что так уж в ней нуждаюсь.