Грязевой вулкан Тиздар

Тамара Белова
      Идёшь по Анапе или Тамани, стоят экскурсионные киоски. Куда только не приглашают. Будь время и карман не дыроват, весь край можно объехать. На всё посмотреть. Всё заманчиво. Я взяла прайс и стала выбирать, куда бы ещё успеть съездить. На сей раз, я выбрала грязевой вулкан.  Что же обещает прайс?
«Путешествие к Азовскому морю, купание в кратере действующего вулкана. Пелоидетерапия (лечение сопочными грязями). Отдых на пляже Азовского моря. В стоимость входного билета входят: душевые, раздевалка, камера хранения, парк животных, прогулочный паровозик. Дополнительно можно посетить дегустационный зал, винные СПА, пообедать в кафе».

Ч   то ж, наобещали не мало. Поеду, проверю, так ли всё? Оплатила для начала четыреста рубликов. «Вход в вулкан плата дополнительная восемьсот, так что прихватите ещё деньжат»- так предупреждает кассир. Вчера же в Анапе был праздник «День Независимости России», я гуляла по праздничной Анапе. Сегодня можно воспользоваться свободным днём и провести его с пользой.
День был жаркий. Экскурсия 13 июня в 14 часов.

  Автобус небольшой, заполнен. Оказывается, вулкан находится не далеко от Темрюка. В 2013 году мы с Алёной пытались побывать там, но это был май. Грязь ещё была не нагретая, солнечных деньков было  немного.
Наконец, мы прибыли. Небольшая возвышенность. Крупными буквами издалека увидели «Вулкан». Автобус остановился на горке, недалеко от вулкана. Мы же идём под горку, там все постройки: раздевалки, камера хранения, душевые. Это то, что нам сразу же понадобилось. Разделись до купальников. Сдаём вещи, и на руку приклеивают бирку. Она на прочной самоклеющейся ленте. Бегом к вулкану.   

     Два могутных дяди сидят у входа и ничего в руках нести не разрешают. Фотоаппарат в мешочке, но мешочек брать туда нельзя. Пришлось вернуться, мешочек повесить на крючок. Фотоаппарат оставляю   на полу. Да дойти до грязевой ванны, не просто. Ведь каждый выносит на себе несколько килограммов грязи. Она падает на пол. Поэтому под ноги посланы шероховатые коврики, и ещё надо держаться за поручни.  Подхожу к вулкану. Вокруг поручни и спускаться надо по деревянным ступенькам. Всё скользко. Еле – еле добираюсь до грязи. Спускаюсь, а опоры под ногами нет. На средине барахтаются, хохочут. Ныряют прямо с головой. Мне же это не подходит. Как я буду косу отмывать? Где? Держусь за ступени. Боюсь дальше пройти. Ноги опускаю вниз в надежде найти точку опоры, но напрасно. А грязь внизу холодная. Даже очень не комфортно. Терплю. Подошла девушка, у нё пока чистые руки. Я её попросила сфотографировать, надо же   «застолбить», что я «тут была».    Вот так и получила фото.

    Барахтаюсь, как свинка, посматриваю на часы. Засекла, прошло двадцать минут и я пытаюсь вылезти. Грязь тяжёлая, вязкая. Не выпускает. Я же боюсь перила опустить. Вес-то у меня приличный, пойду ко дну кратера. Всё же выбралась с помощью парня. Подал мне руку. Иду, а грязь кусками отваливается, так как я барахталась в густой грязи.

     Фотоаппарат на мизинчик и карабкаюсь по ступенькам к выходу. Рядом находятся умывальники. Помыла  руки, беру фотоаппарат и к морю. Все бегут вниз к морю по тропе, как черти из преисподней. Смех, шутки. Вот оно Азовское море! Оно радостно принимает всех чертей в свои ласковые волны. Смех, шутки не прекращаются. Помогают смыть грязь друг другу. Только плескаться, долго не пришлось. Надо же ещё покушать. Ознакомиться с тем, что вокруг.  А вокруг есть на что поглядеть. Однако надо принять душ.  Кабин много, все моются быстро, очереди нет. На выходе стоят умывальники, можно просто помыть руки-ноги.

   Получили вещи, нарядились, причепурились и вдоль торговых рядов. Конечно, изобилие сувениров. Овощи, фрукты, рыба, медовая лавка. Лавка с различными вареньями. Польстилась на варенье из зелёного грецкого ореха. Дорого. А! Один раз живём, надо попробовать. Кафе выбирай любое: под крышей, под открытым небом или просто на полянку принесут по заказу. Закусили. Продолжаем экскурсию. 
   
    Гид ещё в автобусе нам расхваливала свойство этой грязи и предложила приобрести у неё за двести рублей талон, ибо продажа грязи будет дороже на сто рублей. Вот подхожу с талоном и действительно, написано триста рублей. Это я сейчас поняла, что это сговор между продавцом и гидом. Ничего в этой грязи нет. Куски грязи попросту, наверно, собранные с полу, засушенные и расфасованы в коробки.  Дома еле размочила кусок. Теперь не знаю, куда её девать? Выбросить жалко. Отвезу и раздам подругам на маски. Правда, коже на лице была такая гладкая. Значит, на маски и пригодится.

    Садимся в автобус.   Гид сообщает, что едем на дегустацию вин в станицу Старотитаровская. Да станица от посёлка Виноградного в двадцати километрах. Я там часто бываю, но не знала, что и там есть винный завод. А может просто устроили дегустационный зал. В округе всюду винные заводы.
Старотитаровская старая станица. Ей уже лет двести. Точно не знаю, но очень большой посёлок. Я бы сказала, что городского типа. Автобус въезжает в ограду. Там уже стоят два автобуса. Заходим в помещение, нам указывают зал. Залов два. В одном уже идёт дегустация.

     Нам предложили несколько сортов виноградного вина, коньяк и чачу. Но ничего не предложили на закуску. Да вина наливали с короткой передышкой. Молодой человек рассказывал очень коротко о каждом сорте винограда, из которого вино в бокалах налито. Говорил он тихо, я же плохо слышу. Сидела в конце зала и ничего не слышала из его характеристик вин. Не успевали одно вино оценить на вкус, как девушка наливала другое. Фужеры широкие, вина на дне по глоточку.
     Сухие вина мне не понравились. Коньяк я только пригубила, а вот от чачи отказалась.  Дегустация  тоже за дополнительную плату. Внесли  ещё по двести рублей. И того моя прогулка на вулкан обошлась одна тысяча шестьсот рублей. Ну что же, гулять, так гулять. Зато мечта исполнилась. Больше не потянет на вулкан. Всего-то двадцать минут в грязи, минут двадцать в море, а на дегустацию можно бы и не заходить. В Абрау Дюрсо мне больше понравилось. Там хоть крекер был и никто не «гнал лошадей».
Виноградный.
25 сентября 2018 г.

http://www.proza.ru/2019/10/01/701
 ПРОДОЛЖЕНИЕ