Л. М. Буджолд, Цетаганда, рецензия

Наталья Царева
Про социальные эксперименты в фантастике

Почему-то именно эта книга не нравится мне так, как другие романы цикла.
Почему так?
Я не верю в социальную цетагандийскую систему. Не буду писать подробно (информация есть в Википедии, если кто заинтересуется). Вкратце - в империи двухпалобная аристократия, правят ауты (генетически измененные люди) и гем-лорды (военная каста, чей геном не подвергался изменению и не отличается от обычного человеческого). Система крайне сложная и в книгах описана довольно туманно. Но когда я читаю про нее, то понимаю, что в нее не верю. Слишком сложно. Бритва Оккама. В реальности это все очень быстро бы развалилось.
Поэтому все эти пляски вокруг Звездных Ясель - генетического банка аутов, - поиски Звездного Ключа и т. д. не вызывают у меня никакого сочувствия. Я не верю в это.
Вот интересно, я готова проглотить почти любую научно-техническую придумку, но когда авторы начинают изобретать невесть какие социальные конструкции - нет. По большей части они не выдерживают никакой критики. Зачем вообще это делать? Посмотрите на историю Земли - в ней было почти все. То, что противоречит человеческой природе, просто не приживалось.
При этом я не могу сказать, что социальные конструкции Буджолд вообще плохи. Вот система милитаризированного общества Барраяра описана очень (!) достоверно. Или колония четвероруких людей квадди. Или микросоциум бетанских гермафродитов - еще одних жертв генетического эксперимента. Или бандитско-пиратский Архипелаг Джексона.
Особенно достоверно описаны Архипелаг и Барраяр. Наверно, как раз потому, что они имеют аналоги в земной истории. Все мы знаем примеры милитаризированных, патриархальных обществ с жесткой классовой структурой, хорошо понимаем, кто такие пираты. Можно даже вспомнить современные небольшие государства с предельно либеральным законодательством (Нидерланды).
Но Цетаганда? Нет.
Может быть, создавая Цетаганду, Буджолд изначально руководствовалась необходимостью дать Барраяру врага, который априори будет вызывать отвращение у читателя, будет ему противен? Не знаю. На мой взгляд, враг получился не очень убедительным.