Лучшее сердце в Голосеевском районе

Олег Маляренко
 Cпустя несколько лет я вновь посетил прекрасный город Киев, где проживает моя дочь. Прогуливаясь по центру, случайно завернул на улицу Шота Руставели и обратил внимание на необычное здание. Им оказалась Центральная синагога Киева. Посетить подобное учреждение я собирался давно, а тут представилась такая возможность.

Иудейской религии придерживалась моя еврейская мама, как большинство евреев в прошлые годы, да и сейчас многие не забывают её. Во время войны она, скрываясь от преследований, крестилась, что также помогло нашей семье выжить. Не будучи ортодоксальной верующей, мама уважала обе религии, как иудейскую, так и христианскую, хотя редко посещала синагогу и церковь. Зато на иудейскую Пасху она пекла мацу, а на православную – куличи и красила яйца. В такой смеси обеих религий нет ничего противоестественного, так как у обеих один Бог.

С такими мыслями я переступил порог синагоги и оказался в вестибюле, Попросил у охранника разрешения посетить молитвенный зал, что и было получено, Вдобавок он выдал мне кипу для прикрытия головы.

С умеренным любопытством я обошёл пока безлюдный молитвенный  зал, заставленный столами, и чем-то напоминающий читальный. Здесь молятся и поклоняются самой древней живой религии на Земле.

Возвратившись в вестибюль, я присел на скамейку. Через некоторое время ко мне подсел пожилой мужчина, скромно одетый, с шапкой седых волос, а его семитское лицо излучало доброту и мудрость.

- Прошу прощения, молодой человек, сколько вам лет? – произнёс незнакомец с неподражаемым еврейским акцентом.
- Скоро будет восемьдесят один. А вам?
- Мне – восемьдесят шесть.
- Тогда я перед вами просто мальчишка. Не сочтите за комплимент, но вы выглядите значительно моложе.
- Для этого есть причина. Хотите, чтобы я рассказал о ней?
- Конечно. Интересно будет послушать.
- На прошлой неделе я был на приёме у терапевта, и он спросил у меня – когда я в последний раз посещал кардиолога? Я ему ответил, что ни разу. Он страшно удивился и дал направление к этому врачу. Ею оказалась красивая девушка лет двадцати пяти. После того, как записали прибором с проводами моё сердце, врачиха стала прослушивать его. А дальше случилось невообразимое: она меня обняла и крепко поцеловала. Я был сильно удивлён – зачем это сделала со мной, старым и облезлым бывшим мужчиной? Она ответила, что готова стать передо мной на колени за то, что моё сердце работает как часы. Оно у меня бьётся лучше, чем у семнадцатилетнего юноши. По её словам, у меня сердце самое лучшее во всём Голосеевском районе.

- Как вам удалось добиться такого, почти невероятного?
- Здесь секрета нет. Надо правильно себя вести, не нервничать по пустякам, есть в меру, не пить и не курить. А главное, надо усиленно заниматься спортом.
- И что это за спорт в вашем возрасте?
- Сейчас осталось мне только ходить и ходить, но в меру. А в молодости я был большим спортсменом. Мы жили на хуторе в Голосеевском лесу. Там было семь еврейских и две украинские семьи. Жили мы дружно и хорошо. Но случилось большое горе – умер наш отец. И осталась мама с пятью маленькими детьми.
А тут пришла, будь она проклята, война. Стали люди, кто как мог, выбираться из Киева. Да где там! С оравой малышей это было почти невозможно. Однако, мама таки добилась этого, пробившись на последний поезд, уходящий из Киева на восток. С огромными трудностями мы добрались до Ташкента, откуда нас послали в кишлак.
Там нас никто не ждал, и первое время для нашей кагалы не хватало еды. Мы голодали, но мало знали свою маму. Она в своё время выучилась на фармацевта и в последние годы работала аптекарем. Непостижимым образом прихватила с собой баул с лекарствами. Соседям-узбекам заявила о себе как о враче, и потянулись к ней больные не только из нашего кишлака, но и из других. Каждый из них что-либо приносил для мамы – кто лепёшку, кто яблоко. А ведь многих вылечивала, особенно, когда болезнь была пустяковая.
На беду, я сам серьёзно заболел. Пришлось ехать маме со мной в райцентр. Врач, осмотревший меня, заявил, что болезнь запущена и мне осталось жить всего месяц или немного больше. Мама срочно отвезла меня в Ташкент, где и успешно вылечили, посрамив того врача.
Война ещё не закончилась, когда мы вернулись в Киев. С горечью узнали, что никто из наших родных и знакомых евреев, что остались в оккупации, не выжил. Их общей могилой стал Бабий яр.
Когда учился в школе, увлёкся бегом. Тренер гонял меня как Бобика, иногда на пятнадцать километров. Я всё выдержал, а на соревнованиях стал чемпионом по бегу, вначале нашего района, а потом и Киева.
После школы поступил на завод, где стал фрезеровщиком. Работа мне нравилась, и в ней достиг высокого мастерства. Трудился до семидесяти лет, пока меня не выпроводили на пенсию.
Всё было хорошо, но азохен вей, недавно у меня умерла жена, с которой мы прожили пятьдесят шесть лет. Как горько потерять близкого человека!

- Мне понять вас не трудно. – откликнулся я. – У меня самого тоже недавно умерла жена. И, представьте себе, после такого же срока совместной жизни. Крепитесь и продолжайте жить.
- Тогда у нас общее счастье и несчастье.
- Дорогой мой человек! Скажите, как вас зовут.
- Меня зовут Абрам, а все зовут меня Аркадием, так и записано в паспорте. А отчество у меня – Борисович, хотя моего отца звали Борухом. Только фамилия у меня чисто еврейская – Гитман (хороший человек).

В вестибюле собрались верующие на молитву, все мужчины, и стали заходить в зал. Мой собеседник поднялся, чтобы следовать за ними.

- Абрам Борисович! – обратился я к нему. – Спасибо вам за рассказ о своей жизни. Позвольте вас обнять и пожать руку. Будьте здоровы, как прежде и сейчас, и живите до ста двадцати лет, как завещал Господь.

Мы тепло простились. Когда я вновь вошёл в зал, молитва уже началась на языке, которым Бог говорил с народом Авраама, Иакова и Моисея. Мой недавний знакомый молился неистово, закрыв глаза, напрямую общаясь с Богом.

Я вышел из зала, вернул кипу охраннику и задал ему вопрос:

- Здание синагоги старое или это новодел?
- Она построена в 1899 году, так что ей 120 лет.

В этот момент ёкнуло моё сердце. В этом же году родился и мой отец, а я едва не пропустил такую круглую дату. Из отпущенных Богом 120 лет он прожил чуть больше трети, защищая страну от нелюдей.

Всё в мире и жизни взаимосвязано. Вроде бы случайные события, случайные слова и совпадения, но порой они выстраиваются в логическую цепочку.

Вот и сейчас случай свёл меня ненадолго с несомненно замечательным человеком по имени Абрам, у которого лучшее сердце.