Сказка о царе Салтане. Брюссель 2019

Елена Узун
Опера "Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакого в режиссуре Дмитрия Чернякова - неожиданное окровение Брюсселя к пушкинскому юбилею. Любопытные костюмы, "рисованные цветными карандашами" - выпуклых, матрешкообразных форм женские и похожие на берендеев, дедов морозов мужские. Поначалу грустная история о Царице Милитрисе и юном князе с диагнозом аутизма, который помимо врожденности подчёркнут жуткой картиной жизни в бочке. Детская штриховка костюмов перерастает в нарисованный рукой царевича ужас "бочкосозревания из младенца в юношу". Весьма логично и лаконично используемый метод сценографии. Но в целом начало оперы веселое, кукольно-ярмарочное, хотя и не совсем естественное с остановками действия, как отражение реальности мальчика с особенным восприятием мира. Матрешкообразность вообще-то не нова в загран постановках. Но развитие действие куда неожиданнее. Встретившись с отцом, о чем Гвидон так мечтал, юноша аутист впадает в паническое состояние и финал не выходит сказочно солнечным, как музыка Н. Римского-Корсакого. Черняков в принципе таков - где ждем ярких кульминаций, он тормозит, замирает в нерешительности и размышлении, как бы не зная, а что дальше? Постмодернизм очевиден, но вполне с человеческим лицом.
Исполнение великолепное. Дирижер Алайн Антиноглу отработал спектакль с такой искренней любовью и в то же время четкой концентрацией звучаний, что остаётся позавидовть Брюсселю и поздравить с такой находкой! В "Царе Салтане" много прекрасных чисто смфонических картин - дирижеру есть где развернутся.
Голоса - сверх ожидания. Светлана Аксёнова в партии Милитрисы весьма уместна. Помню её Февронию по "Сказанию о граде Китеже" - удивительно умеет "рисовать голосом" живописные миры, которые режиссёр намеренно сужает, обедняет и не приукрашивает. В "Царе Салтане" у нее роль драматическая, по -матерински жертвенная.
Сложнее всего далось воплощение Гвидона. Он замкнут, не умеет выражать чувства и многое делает молча. Богдан Волков - Гвидон - должен все пропустить через наивно-мистическое восприятие мальчика- интраверта. Его сны, интуиция точно предсказывают будущее - юноша грезит, что уже живет в счастливой семье Салтана и Милитрисы. Но в итоге все очень хрупко. Такого странного Гвидона полюбила Царевна Лебедь, которую потрясаюше спела Ольга Кульчинская. Просто драгоценной красоты голос так же, как и вокал Аксеновой, обладающий удивительным умением рисовать несуществуюшие картины. Но князь не верит внешнему - мир сводит его с ума. К мощным компромисам он не приспособлен. И долго выстраиваемая иллюзия рушится. Стоит слушать и смотреть!

----------------
Ниже ссылка на трансляцию и состав участников:

https://www.youtube.com/watch?v=SDgYWTyoA6c

Римский-Корсаков - Сказка о царе Салтане / La Monnaie, 2019
Дирижер - Alain Altinoglu
Режиссер - Дмитрий Черняков
Царь Салтан - Ante Jerkunica
Царица Милитриса - Светлана Аксёнова
Ткачиха - Stine Marie Fischer
Повариха - Bernarda Bobro
Сватья баба Бабариха - Carole Wilson
Князь Гвидон - Богдан Волков
Царевна Лебедь - Ольга Кульчинская
Старый дед - Василий Горшков
Скоморох / Первый корабельщик - Александр Васильев
Гонец / Второй корабельщик - Nicky Spence
Третий корабельщик - Alexander Kravets